Metro: Last Light — вторая игра украинской команды 4A Games и продолжение Metro 2033. Судьба проекта не была легкой: разработчикам приходилось работать в тесном офисе, испытывать проблемы с финансированием и отодвигать дату релиза. За несколько месяцев до выхода у Metro: Last Light и вовсе поменялся издатель. Однако это не помешало 4A выпустить достойный продукт, который может заткнуть за пояс куда более раскрученные проекты.
В тот день человечество казнили.
Праведников и грешников воззвали, чтобы воздать им по делам их.
А мы... Мы спрятались от Бога в Метро.
Убереглись от Его гневных очей.
И ему стало лень выковыривать нас из нор.
— Артем о Третьей мировой войне.
С самых первых минут Metro: Last Light начинает брать за душу. После тяжелого вступительного ролика начинаешь понимать, насколько мнимо человеческое превосходство. Одно нажатие на кнопку — и вся планета погрузилась в хаос, а человечество оказалось на грани вымирания. Однако даже армагеддон не помог им сплотиться в полуразрушенном метро ради выживания. Наоборот, люди продолжили изощренно убивать друг друга, поскольку в них нет чувства самосохранения.
Этому и посвящен сюжет Metro: Last Light. Избавившись от угрозы со стороны Черных и найдя военный комплекс Д6, люди поняли, что именно сейчас подошло время продвигать свои идеалы и правила жизни. Сделать это оказалось возможным только одним путем — убив всех несогласных. Нацисты и коммунисты объявили всеобщую мобилизацию, поставив под ружье детей и стариков. Только эти две враждующие много лет фракции обладали достаточными средствами для того, чтобы развязать полномасштабный конфликт.
Сценаристы очень хорошо показали суть нацизма и коммунизма: это две стороны одной медали — тоталитарного, античеловечного режима. И те, и другие потратили огромные материальные и человеческие средства ради победы своих, уже никому не нужных идеалов. С одинаковой легкостью они создавали лагеря для «недочеловеков» и «врагов партии», издевались над ними и заставляли работать в нечеловеческих условиях, без тени сомнения убивая всех несогласных с линией руководства.
Никому и в голову не пришло объединиться и направить усилия на то, чтобы поддерживать метро в рабочем состоянии, повышать уровень жизни на станциях и защищать людей от угрозы мутантов. А ведь момент выдался очень удачный.
Артем собственными глазами увидел все эти приготовления и понял, что войну нельзя остановить. Слишком лакомый кусок этот комплекс Д6. Слишком сильно желание враждующих сторон стать единственными хозяевами всего метро. Но, как сказал рейнджер Хан в одной из миссий, метро — это живой организм, который чувствует угрозу и который противится всеобщему уничтожению. Именно поэтому Артему постоянно везет, словно чье-то провидение помогает ему ускользать от опасности.
Судите сами. Уже в первой миссии он попадает в плен к нацистам и чудом спасается от неминуемой гибели. Сбежав и направившись к Полису, он оказываться предан человеком, которому не раз спасал жизнь, после чего узнает о страшных планах коммунистов.
Лихо закручивая сюжет, сценаристы с каждой новой главой рассказывают столько новой информации, что игроку уже не терпится поскорее узнать развязку этой волнующей истории. Иной раз кажется, что зло победило, и Артем никогда не дойдет до своей цели. Но он с упорством превозмогает трудности и проходит все дальше и дальше. Помогать ему в этом будет детеныш Черных, мысли которого вызовут улыбку на лице у самого черствого игрока.
В целом в сюжете Metro: Last Light нашлось место для любви и верности, трагедии и комедии, дружбы и предательства, а также постоянной борьбы добра со злом. Да-да, главная фишка Metro 2033 никуда не делась. Творите добро, не убивайте без прямой необходимости и общайтесь с персонажами — и тогда вас ждет добрая концовка.
В отличие от прошлого раза игроку доступно больше возможностей для повышения доброй кармы, так что внимательно следите по сторонам: вдруг за углом кто-то нуждается в вашей помощи. Кроме того, разработчики проложили почти половину сюжета по разрушенной Москве, в которой тоже спрятано немало полезных тайн.
Как вы, наверное, знаете, на поверхности началось потепление. Это не могло не вызвать изменений в постапокалиптическом мире будущего: некоторые мутанты исчезли, но зато появились новые. Среди них есть даже водные, так что всегда будьте наготове — игра не прощает ошибок, особенно на высоких уровнях сложности.
Потепление сказалось и на внешнем виде игрового мира. Если раньше земля была покрыта толстым слоем снега, то теперь он растаял, появилась первая растительность, а также обнажились кости. Тысячи костей. Поверхность Москвы усеяна местами, где мир мертвых оказывает свое пагубное влияние на мир живых. По ходу прохождения вы станете свидетелем последних минут множества людей и буквально прочувствуете их боль, когда поднятая ядерным взрывом воздушная волна, по твердости не уступающая алмазу, размолола их хлипкие тела.
Разрушенные здания, искореженная земля, мутировавшая природа, каша из спеченных человеческих тел и радиоактивный воздух — все это напоминают о былом величии человечества, а первый взгляд на эту разруху вызывает стон отчаяния. Вот какая перспектива ждет любителей проверить крепость яиц у соседней державы. Ну как? Как можно было допустить, чтобы все это было разрушено?! Воистину человечество понесло достойную кару за свои злодеяния. Дизайн локаций в Metro: Last Light просто потрясающий, причем разработчикам удалось сделать не только прекрасные уровни на поверхности, но и аутентичные уровни под землей.
Окажись вы на поверхности ночью, во время сильного дождя, или в узком затхлом тоннеле метро, вас всегда будет преследовать ужас и страх, знакомые по предыдущей игре. Когда вдалеке слышен вой мутантов, а вокруг слышатся непонятные шорохи, приходится держать все свои внутренние жидкости в штанах. В игре множество моментов, когда они могут непроизвольно вырваться наружу. Не надейтесь на свое оружие — патронов хоть и больше, чем раньше, но заканчиваются они в самый неожиданный момент, так что заглядывайте за каждый угол и обыскивайте каждую щель.
Полному погружению способствует отличная графика. Да, она не лучше, чем в Crysis 3 или в грядущей Battlefield 4, но и не хуже этих многомиллионных конкурентов. Текстуры в Metro: Last Light очень качественные и детализированные. Разработчики не поскупились и внедрили множество перспективных технологий, с помощью которых мир игры оживает новыми красками. Каждый участок в игре наполнен большим количеством деталей, которые усиливают передаваемый эффект запустения и безысходности.
Технология PhysX полностью отрабатывает те ресурсы, которые задействует, позволяя проводить бои по правилам реальной физики, а не картонных шутеров прошлого.
Нельзя не отметить и отличную оптимизацию. Игра работает без проседаний производительности даже на слабых компьютерах, а максимальные настройки идут на компьютерах, собранных в последние два года. Если же вы столкнулись с какими-то проблемами, то вы можете обратиться в соответствующую тему на нашем сайте.
Не обошлось и без некоторых «косяков». Так, например, во время создания персонажей дизайнеры, видимо, тратили все свои силы на большие и красивые сиськи, которые мило трясутся во время передвижения женских персонажей. Мы нисколько, поверьте, не против, но, право слово, ребята, у вас почти все женщины выглядят на одно лицо.
Определенный фейл случился и с анимацией. Мимика у персонажей практически незаметна, да и кат-сцен от третьего лица в игре явно не хватает. Впрочем, анимация — одна из самых затратных операций в бюджете любой игры, и в условиях кризиса специалисты 4A не могли расходовать на это деньги, так что критиковать их за это упущение не стоит.
А вот что порадовало, так это юмор, которым делятся с нами разработчики. Чего только стоит шутка 4A Games по поводу закрытия GSC:
- Это кого там пронесли?
- Семецкого, Юру.
- Во дела, а говорил, что всех нас переживет!
Как говорится, кто знает, тот поймет, о чем речь. Но это не единственная такая пасхалка, так что внимательные игроки услышат переиначенные под стилистику метро современные политические анекдоты и шутки про разработчиков игр.
В целом игра уже сейчас выглядит отлично. Достаточно немного подкрутить искусственный интеллект монстров и противников, чтобы они не так часто тупили, немного подправить оптимизацию — и получится идеальный хоррор-экшен.
Например, стелс-режим, который в Metro 2033 выправили только в последнем патче, здесь работает идеально. При желании вы сможете пройти игру, не тратя ни одного патрона на убийство людей. Кроме того, каждый уровень теперь напичкан различными обходными маршрутами, так что будьте внимательны, ищите их поверху и под полом.
Для того чтобы успешно выживать в перестрелках, в вашем распоряжении будет солидный арсенал всевозможного оружия, а также переработанный инвентарь. С помощью последнего вы сможете быстро просмотреть количество аптечек, фильтров, расходных материалов, вроде метательных ножей или динамитных шашек, а также быстро поменять дробовик на пулемет. Улучшить боевую систему можно будет, если 4A возьмет на заметку систему создания оружия из Dead Space 3. Тем более что в игре для этого есть все условия.
Metro: Last Light получилась уникальной в своём роде. Несмотря на все перипетии и сложности, коллектив 4A Games создал отличную, восхитительную игру. Иронию можно найти в том, что её сюжет, описывающий мучения остатков человечества в метро, отразился и на судьбе коллектива 4A Games, несколько раз оказывавшегося на грани из-за финансовых проблем THQ.
Однако, как и главному герою Metro: Last Light Артему, ребятам из 4A удалось превозмочь все трудности, стоявшие у них на пути, и подарить нам луч надежды. Надежды на то, что они выпустят еще одну игру по этой замечательной вселенной, в которой человечество, наконец, обретет уверенность в своих силах.
И игра мне понравилась ставлю 10/10.