Мнение о фильме «Тетрис» — лучшее кино про игры и Россию, которое обязательно нужно посмотреть в 2023 году
Apple традиционно не везёт с премьерами на собственном стриминговом сервисе. Оригинальный контент получается на любителя и даже близко не подобрался к цифрам Netflix. Однако яблочная компания продолжает следовать выбранному курсу и периодически выдаёт настоящие шедевры вроде «Теда Лассо» (Ted Lasso) или «Разделения» (Severance). В этой статье мы бы хотели рассказать о новинке, которая больше других оправдывает само существование сервиса Apple TV+ — «Тетрисе» (Tetris). Вдохновляющий, умный и злободневный фильм стал признанием в любви компьютерным играм и гимном идеи, что у таланта и целеустремленности нет ни препятствий, ни границ. Как это получилось? Давайте разбираться.
Крутой сюжет
Сразу договоримся, что не будем проводить сравнение с реальной историей. В «Тетрисе» полно расхождений и авторских допущений — и это очевидно. А иначе фильм бы не получился. Гораздо важнее суть происходящего и те мысли, которые создатели заложили в произведение.
Хенк Роджерс (Henk Rogers) — программист и создатель компьютерных игр. Его проекты еле-еле держатся на плаву, позволяя существовать Хенку с семьей и его маленькой компании — Bullet-Proof Software. В один из непримечательных дней предприниматель случайно видит новую игру — «Тетрис», которую только-только запустили на нескольких игровых автоматах. Проект мгновенно влюбляет в себя Роджерса, он чувствует, что это шанс, который нельзя упускать. Есть лишь две проблемы — лицензионные права на распространение и создатель, который живет в Советском Союзе.
Мы привыкли, что фильмы по играм пытаются адаптировать сам геймплей или особенности проекта, однако «Тетрис» совсем о другом. В хитросплетениях авторских прав и лицензионных соглашений довольно сложно разобраться, поэтому смотреть кино одним глазом на фоне лучше не стоит.
Зрителей буквально заставляют вникать в происходящее. Если вы позволите сюжету захватить всё внимание целиком, сможете прочувствовать и накал страстей, и драму, и даже весьма уместный юмор. Скучная юридическая нудятина оказывается крайне напряженной картиной, где каждая из сторон конфликта готова отдать всё, ради заветной игры.
Наблюдать за таким непривычно, тем больше выделяется «Тетрис» на фоне остальных фильмов по играм. Чем-то ощущения напоминают впечатления от книги «Кровь, пот и пиксели. Обратная сторона индустрии» (Blood, Sweat, and Pixels. The Triumphant, Turbulent Stories Behind How Video Games Are Made), в которой Джейсон Шрейер (Jason Schreier) раскрывает всю подноготную процесса. Однако если книга преподносит работу над играми максимально серьёзно, то «Тетрис» оставляет место легкому юмору, который умело балансирует между карикатурностью и злободневной сатирой.
Новинка вряд ли смогла бы стать удачной, если бы адаптировала реальную историю без ее главного действующего лица — Алексея Пажитнова. Здесь Apple стоит отдать должное. Всех русских, кроме, внезапно, Михаила Сергеевича Горбачева, играют наши соотечественники, а главную роль исполнил Никита Ефремов. Вы наверняка ждете клюквы, и она тут есть. Все близкие русскому сердцу темы — коррупция, узколобые чиновники и всеобщая ненависть к воображаемым врагам — на месте, однако в свете современных реалий они кажутся не такими уж и утрированными.
Пажитнов действительно не получал никаких денег от «Тетриса», так как всем импортом и экспортом компьютерного оборудования и программного обеспечения в Советском Союзе занималась компания ELORG, установившая полную монополию.
Главным же злодеем «Тетриса» выступает не какой-то отдельно взятый «кгбшник» в длинном кожаном плаще, а система, которая одинаково вредит как Роджерсу, так и Пажитнову. Громоздкая машина формализма в США ничем не отличается от СССР и не приемлет живой разум талантливых людей независимо от национальности и страны — вот главный конфликт фильма и один из важнейших плюсов сюжета.
Это неожиданно очень свежий подход, который меньше всего ожидаешь увидеть в проекте от Apple и, к сожалению, точно не встретишь в современном отечественном кино. Однако у «Тетриса» есть и другие плюсы, про которые тоже необходимо рассказать.
Интересные персонажи
Никита Ефремов до просмотра картины не вызывал у нас вообще никаких эмоций. Насколько хорош актер оценить было трудно: Ефремов — звезда отечественных сериалов, среди которых есть как мощные работы вроде «Нулевого пациента», так и откровенная дичь — «Содержанки».
Однако теперь можно уверенно говорить о таланте и значительном потенциале актера. Это не лощеный Данила Козловский, играющий самого себя в каждом проекте, и не Александр Петров, который за многолетнюю карьеру все еще не научился четко произносить реплики. Ефремов идеально попал в образ «обычного советского работяги», запуганного глупыми предрассудками и чиновниками. С ним очень легко ассоциировать себя, в жизнь Пажитнова сразу же веришь. Единственное, что заставило атмосферу пошатнуться — частое использование Алексеем английского языка. Даже сейчас такое почти не встретишь, что уж говорить про Советский Союз.
Лучше всего Пажитнов раскрывается рядом с Хенком Роджерсом, которого сыграл Тэрон Эджертон (Taron Egerton). Молодой актёр уже успел себя зарекомендовать и продемонстрировал, что одинаково хорошо справляется как с комедийными боевиками вроде «Kingsman: Секретная служба» (Kingsman: The Secret Service), так и с серьёзными триллерами — «Чёрная птица» (Black Bird). «Тетрис» не стал исключением. Хенк мгновенно располагает к себе. Живая мимика Эджертона позволяет почувствовать весь спектр эмоции персонажа. Герой так искренне переживает, что сразу же хочется, чтобы у него все получилось.
Пажитнов и Роджерс — две противоположности. Они из разных миров, о чем Алексей прямо указывает Хенку, однако вместе стремятся к одной цели — реализовать свой потенциал. И вопрос даже не в деньгах, хотя они важны. В какой-то момент Роджерс прямо говорит, что Советский Союз — это не только железный занавес и запреты, это еще люди и их идеи, которые могут быть интересны всему миру. Актуально, что тут еще сказать.
Остальным героям закономерно уделяют гораздо меньше внимания, однако они прекрасно вписываются во всё происходящее. Мотивация каждого раскрыта, действия не вызывают недоумения или вопросов. Кто-то может отметить, что советский чиновник-злодей — это сплошной стереотип, но, к сожалению, образ крайне правдоподобен.
Понравился дуэт Ефремова и Эджертона?
Запоминающиеся стиль и музыка
Фильм поделен на уровни, между которыми появляются сделанные под старые игры заставки. То и дело здания становятся пиксельными, а финальная погоня на иконе отечественного автопрома с периодическим переходом в 2D — отдельный восторг. Все это создает для «Тетриса» узнаваемый стиль и немного разгружает особо серьёзные моменты.
Москва очень сильно отличается визуально. Серые холодные высотки, возможно, и не образец реалистичности, зато прекрасно передают настроение и атмосферу. Каждый кабинет, автомобиль и квартира воссозданы максимально похоже.
Музыка — определенно очень важный аспект любой картины. За основу создатели взяли мелодию из игры и очень круто адаптировали ее под саундтрек. Встречаются и перепетый на русском хит — Holding Out For A Hero, и просто известные композиции вроде The Final Countdown. Права на такие песни стоили Apple целое состояние — респект.
***
«Тетрис» обещал стать проходным фильмом на вечер, но получился остроумным и по-хорошему вдохновляющим. В современном мире отчаянно не хватает картин, которые напомнили бы людям, что потенциал человека определяет вовсе не национальность и государственные границы. Мы отличаемся гораздо меньше, чем кажется, и способны на невероятные результаты, работая сообща.
Уже посмотрели «Тетрис»?
-
Разработчик выяснил, можно ли пройти «Тетрис» до конца с помощью ИИ
-
Представлен новый вариант «Тетриса», от которого закружится голова. Сыграть можно бесплатно
-
История игровых консолей в России
-
Смесь «Тетриса», Diablo и рогалика — вышла Action/RPG с уникальными боссами, прокачкой и тысячами подземелий