5 вещей, в которых аниме «Киберпанк: Бегущие по краю» круче Cyberpunk 2077, и почему это хорошо

Когда по игре Cyberpunk 2077 анонсировали аниме от Netflix, мало кто ждал чего-то выдающегося. Игру толком не доделали, а уже пытаются расширить вселенную. В сентябре 2022 года сериал всё-таки вышел. Каково же было удивление, когда «Нетфликс» выкатила хит, сопоставимый по уровню крутизны с великим и ужасным «Аркейн» (Arcane: League of Legends). Избежать сравнений двух проектов по одной вселенной невозможно, поэтому я проанализирую, чем «Киберпанк: Бегущие по краю» (Cyberpunk: Edgerunners) круче оригинальной игры, и почему это хорошо.

Атмосфера

Если вы уже прошли Cyberpunk 2077 или всё ещё смакуете детище CD Projekt RED, постарайтесь охарактеризовать свои ощущения от жизни в Найт-Сити. Получилось? Вот и у меня не выходит.

Киберпанк как жанр имеет ряд общеизвестных черт: неоновые вывески, дождливая погода, всевозможные импланты или почти разумные роботы, футуризм рядом с обыденностью, беспорядочная застройка, мультикультурность и ощущение тотальной безнадёги. Вспомните обе части «Бегущего по лезвию» (Blade Runner) или «Призрака в доспехах» (Ghost in the Shell) — и сразу поймёте, о чём речь. Кто-то назовёт это стереотипами, я же считаю исторически сформировавшимися особенностями.

Есть ли всё это в Найт-Сити? Отчасти. В мир игры очень хочется поверить, но когда это практически получается, где-то рядом неизменно возникает привкус фальши.

Импланты есть? Конечно, это ведь главная особенность проекта. Вот только ты не ощущаешь себя человеком, который минуту назад отрезал ноги ради двойного прыжка. Безнадёжность присутствует? О да, но чаще всего Ви решает проблемы без особых усилий. Уже к середине прохождения вы будете покупать дорогущие автомобили просто от скуки. Выглядит ли Найт-Сити мрачной мечтой, где богачи становятся ещё богаче, а бедные так и остаются в нищете целыми поколениями? Наверное, но игра почти не показывает нам жизнь обычных людей. Лишь многочисленные записки дают представление, как именно местные выживают. Сам Ви и те, с кем он общается, как будто оторваны от этого мира.

Найт-Сити

Подобное происходит во всём, что работает на атмосферу настоящего киберпанка. Вроде бы есть, но постоянно чего-то не хватает.

Аниме в этом плане на голову выше игры. С первых минут зрителям дают понять всю плачевность положения тех, кто не работает с корпорациями, не носит в голове чипы с душами известных террористов, а просто ходит на работу, в школу и пытается выжить. Пожалуй, впервые знаменитый город, где некоторые уже провели более 50 часов своей жизни, ощущается настоящим.

У 80 процентов населения дела идут хуже некуда. Всё для того, чтобы остальные 20 процентов ни в чём не нуждались. За медицину необходимо заплатить непомерную страховку, или вы просто умрёте на улице. Учёба в престижной школе ещё не гарантирует, что доживёшь до выпускного. Накопить денег на имплант и рипера не так сложно, как найти средства для регулярной покупки таблеток от перегрузки нервной системы.

«Бегущие по краю» предлагает взглянуть на Найт-Сити без прикрас и фотошопа, а потому город обретает собственное лицо, обрастает атмосферой и запоминается.

Примерно в таком же месте жил и Ви

Многие отличительные элементы бережно перенесли из игры в мультфильм. Фанаты узнают целые улицы, автомобили и оружие. Только теперь это не просто разрозненные элементы геймплея, а единая система, существующая по собственным законам.

Персонажи

Киберпанки в сборе

Тут будет непросто. Поднимите руки те, кто не стал лучшими друзьями с Джонни Сильверхендом просто потому, что так и не понял, какие фразы его бесят, а какие вызывают уважение. Персонажи в «Киберпанк 2077» — противоречивая тема. Впрочем, тут ситуация напоминают предыдущий пункт. У них есть всё, чтобы запасть в душу, но постоянно чего-то не хватает, чтобы это действительно произошло. Вспомните Золтана или Лютика из «Ведьмак 3: Дикая Охота». Даже второстепенный персонаж Барон для многих стал одним из любимых NPC.

А теперь назовите кого-нибудь из Cyberpunk 2077. Ви общается с сотней разных людей, каждый, как правило, с собственной историей и проблемами, но к ним не проникаешься, не успеваешь посочувствовать или хотя бы запомнить. Очередной квест, не более.

Даже главные герои получились спорными. Шутка ли, при наличии выбора ответов, Ви всё равно умудрялся в некоторых сюжетных моментах вести себя как полный идиот, противореча всему, что делал до этого.

Ну, а Джонни… Тут, возможно, кто-то со мной не согласится, но это один из худших персонажей в играх. Он самовлюблённый козёл, который очень плохо подходит на роль спасителя человечества. Все его поступки неизменно вызывают желание хлопнуть себя ладонью по лицу, а судьба не заставляет сочувствовать. Более того, как личность Джонни практически не развивается, хотя и проводит с главным героем многие дни.

Главный провал сюжета игры в том, что у Ви и Джонни банально не возникает химии. Если вы выбирали правильные ответы, рокер будет считать вас другом. Однако происходит это внезапно, без нормальной подводки и развития.

И снова аниме уделывает сценаристов игры. История главного героя Дэвида проста и понятна. Она даже слишком приземлённая, из-за чего в происходящее сразу веришь. Кроме того, за десять серий успевают рассказать и о второстепенных персонажах. Создатели зачем-то решили привязать общее название вселенной к конкретным лицам, поэтому «Киберпанки» в мультфильме — это элитный отряд наёмников.

У каждого из них собственная небольшая история. Хотелось бы, конечно, подробностей, про некоторых из героев мы узнаем буквально несколько деталей. Однако личности получились настолько эффектные, что к концу вы всё равно запомните, кто есть кто, даже сможете ориентироваться по именам.

Отдельно хочется упомянуть Люси. Её можно назвать второй главной героиней. В отличии от Дэвида, девушка раскрывается постепенно. Лишь к середине зритель полностью узнает её предысторию. Взаимоотношения Дэвида и Люси — одно из главных достоинств мультфильма. Именно такого не хватало в игре.

Кто вам понравился больше?

Результаты

Киберпсихоз

О чём рассказывал Cyberpunk 2077? О произволе корпораций, о важности выбора и вере в мечту. Список можно было бы продолжить. «Бегущие по краю» касаются похожих тем, но иначе. Мечта и стремление к лучшей жизни тут тоже есть, однако раз уж история стала гораздо приземлённее, то и проблемы у героев не похожи на те, что были у Ви.

Помните киберпсихопатов? В игре — отдельная ветка заданий, связанная с поимкой заболевших. Сюжетно они преподносились как очень опасные противники, чьи возможности серьёзно превосходили Ви. На деле же каждого можно было победить парочкой излюбленных взломов, например, «перегревом» и дробовиком с нелетальными патронами.

В аниме нам, наконец-то, показали что такое настоящий киберпсихоз. Причём не только с точки зрения окружающих, но и самого больного. Есть, правда, несколько несостыковок. Например, в игре создавалось впечатление, что болезнь настигала лишь некоторых, тогда как в сериале любой, добавивший в своё тело достаточное количество металла, страдал от постепенно нарастающих симптомов. Вопрос был лишь в выносливости.

Другой странный момент — совет отказаться от аугментаций. Как человек может отказаться от искусственных легких или ног, остаётся загадкой. Импланты действительно давали носителю невероятные способности, однако плата была высока.

Поход к риперу совсем не такой безболезненный, как могло показаться в игре

В игре Ви вообще не испытывал проблем с модификациями. Накопили достаточно денег и нашли нужную деталь — ставьте и снимайте в любой момент. В этом плане самый первый трейлер анонса Cyberpunk 2077 с девушкой-психопаткой оказался гораздо ближе к аниме, чем к игре.

Отсылки

Отсылки в Cyberpunk: Edgerunners — отдельный кайф. Как я уже говорил, фанаты увидят знакомое оружие, локации, автомобили и персонажей. Создатели проделали огромную работу, чтобы в деталях аниме ощущалось частью той самой вселенной. Нашлось место даже некоторым багам. Например, одна из погонь на машине выполнена в лучших традициях ранней версии «Киберпанка 2077». В какой-то момент автомобиль с героями буквально перепрыгивает через ограждение и кувыркается.

Интересно показано применение имплантов и видеосвязь. Все модификации, показанные в мультфильме, можно было найти и в игре, однако там они никогда не ощущались настолько смертоносными. Страшно представить, каким на самом деле опасным был Ви ближе к концу игры, когда абсолютно все дополнительные элементы становились легендарного уровня.

Та самая связь, благодаря которой жители Найт-Сити общались на расстоянии, тоже слегка изменилась. Если раньше перед глазами героя появлялось изображение, и он разговаривал вслух как по обычному телефону, то в аниме все персонажи даже не открывают рты. Общение происходит в голове, преобразуя мысленные ответы во всплывающий текст. Кроме того, показали вариант «общего чата», чего не было в оригинальной Cyberpunk 2077.

Из приколов — в городе всё-таки есть метро. Дэвид активно им пользуется и носит куртку, похожую на каноничную одежду Ви.

Метро уже добавили в модах

В итоге аниме не только доводит до ума некоторые идеи игры, но и пытается исправить проблемы — обосновать баги или ввести многострадальное метро, вырезанное из релизной версии в самый последний момент.

В остальном это прекрасная адаптация многих фишек, представленных в Cyberpunk 2077. Даже навигатор в машине точно такой же, как и карта мира в игре.

Сюжет

Я специально вынес сюжет в финальную часть нашего сравнения, ведь тут единого объективного мнения быть не может. Скажу честно, мне понравился сюжет Cyberpunk 2077, но должного уровня драматизма, вовлечённости и эпика я так и не получил, увы. Казалось, что вот сейчас, ещё немного, и начнётся крышесносный эпизод, но этого так и не происходило. Мой Ви не испытывал трудностей, не страдал от суперсложного хрома, не был на волосок от смерти просто потому, что кто-то банально сильнее. Даже Адам Смэшер стал не супер-боссом, а посмешищем.

В то же время в «Киберпанк: Бегущие по краю» накал страстей неизменно растёт, достигая своего логического апогея ближе к финальной десятой серии. Возможно, кто-то скажет, что и в аниме сюжет на троечку, но тут уж у кого и что отзывается в душе. Мне сериал показался более цельным, трогательным и логичным.

Почему всё это — хорошо

Так почему же это так здорово, что аниме-сериал Netflix оказался почти во всём лучше своего первоисточника — игры? Ответ прост. У любого сопутствующего товара есть лишь одна цель — привлечь внимание к главному. С этой задачей Cyberpunk: Edgerunners справляется отлично. Творение CD Projekt вышло в топ по онлайну. После просмотра возникает лишь одна мысль — хочу пожить в этом мире ещё немного. И единственное, что в этом может помочь — та самая Cyberpunk 2077. Мультфильм сработал лучше всех обещаний разработчиков и многочисленных патчей.

***

Аниме «Киберпанк: Бегущие по краю» оказалось гораздо более законченным и целостным произведением, чем «Киберпанк 2077». Отличная история — с крутой атмосферой, приятной музыкой и визуалом, со множеством отсылок и запоминающимися персонажами. Мультик можно смотреть и после прохождения игры, и до — в любом случае получите удовольствие. Рекомендую не пропускать.

Понравился «Киберпанк: Бегущие по краю»?

Результаты
-1
Комментарии 2