Обзор Total War: Warhammer 3. Самая масштабная и навороченная часть, которая заставит вас забыть про сон

Продолжение: «Оптимизация, где оптимизация?» — Total War: Warhammer 3 стартовала с 46% положительных отзывов в Steam

17 февраля выйдет Total War: Warhammer 3, одна из самых ожидаемых игр года. Геймерам предстоит ворваться на глобальную карту фэнтезийного мира, поучаствовать в сотнях сражений, построить процветающую державу и расширить её владения. Но интересно ли этим заниматься? Я вдоволь наигрался в стратегию и спешу поделиться впечатлениями!

Что такое Total War: Warhammer 3?

Для жанра стратегий серия Total War сделала не меньше, чем DOOM для шутеров, Tomb Raider — для приключенческих игр, а Gran Turismo — для гонок. Вышедшая в 2000 году Shogun: Total War получилась столь навороченной, что мгновенно подсадила геймеров на иглу глобальных завоеваний.

Британцы из Creative Assembly превратили геймеров в правителей, которым предстояло рулить кланом и бороться за власть в Японии. При этом каждый ход приходилось принимать множество решений.

Какую постройку возвести в регионе? Военную казарму, позволяющую пополнять войска крутыми отрядами? Производство, которое увеличит доход? Кабак, снижающий вероятность восстания? Вариантов было много.

А как вести себя с соседями? Развязать войну и захватить? Наладить выгодную торговлю? Надавить и превратить в вассалов? Всё это лишь малая часть активностей, с которыми приходилось разбираться.

К тому же в Shogun: Total War были ещё и крутые масштабные сражения в реальном времени. Мирное время рано или поздно заканчивалось, а на поле брани стягивались внушительные армии. Всадники, лучники, пехотинцы — каждым юнитом нужно было умело управлять, чтобы одержать победу.

В следующих частях Creative Assembly развивала концепцию, отправляя геймеров в разные уголки планеты и временные эпохи. Со временем в Total War появлялись морские бои, сражения становились всё более навороченными, осады впечатляли размахом, а дипломатия спасала от поражений.

Дух времени тоже накладывал отпечаток. Для выживания приходилось отправлять армии для участия в Крестовых походов, прокладывать путь в Северную Америку, отбиваться от нападок Аттилы и много чего ещё.

Впрочем, как бы разработчики не прокачивали концепцию, фундамент оставался прежним — так было до тех пор, пока не вышла Total War: Warhammer. Сеттинг стал фэнтезийным, в армии появились герои, способные в одиночку разбить пару отрядов, а среди врагов были вампиры, дворфы, орки и прочие необыкновенные существа. Всё это здорово освежило серию.

И вот уже 17 февраля геймеры смогут залететь в третью часть Warhammer. Но удастся ли ей увлечь так же, как в 2016 и 2017? Ещё как! В новом творении Creative Assembly хватает фишек, чтобы вновь заставить фанатов забыть про сон.

Как вам серия Total War?

Результаты

Сюжет Total War: Warhammer 3

Жизнь в Кислеве никогда не была сладкой, но сейчас времена совсем уж тяжёлые. Дело в том, что жуткие холода не позволяют обеспечить народ едой, вылезать на улицу страшно, а торговля застопорилась. Обычно бог Кислева — медведь Урсун — издавал громогласный рёв, и зима прекращалась, но вот уже несколько лет могущественное создание молчит. Не приключилось ли с ним чего?

Царица Катарина отправляет экспедицию во главе с князем Юрием — отважные воины должны найти Урсуна и узнать в чём дело. Вот только путь проходил сквозь осквернённые Хаосом земли, и князь не смог устоять перед шёпотом тьмы. Он нашёл медведя, но не спас, а наоборот ранил его.

Теперь ослабленный бог угодил в лапы древнейшего демона-принца Бе'лакора. Если Тёмный Господин впитает силу Великого медведя, мир быстро превратится в выжженное поле. Помешать демону и добраться до медведя — главная задача кампании.

При этом у каждой фракции свои мотивы. Кислевиты хотят спасти медведя и вернуть в свои края процветание. Демоны Хаоса намерены добить Урсуна и впитать его силу. Катай видит в освобождении бога возможность найти пропавшего члена королевской семьи. А огры и вовсе мечтают слопать бога. Вот только каждой фракции придётся постараться, чтобы добиться желаемого.

Текст в Warhammer 3 переведён полностью, а озвучен лишь голос советника. Впрочем, говорит он куда чаще других

Примечательно, что сюжета в Warhammer 3 больше, чем в прошлых частях. К примеру, завязка подаётся в формате необязательного обучения. Геймерам предстоит взять под управление экспедицию князя Юрия и узнать, как кислевит стал демоном и ранил Урсуна. Плюс после ключевых побед авторы демонстрируют простой, но любопытный ролик, в котором рассказывают предысторию мира, раскрывают личность Бе'лакора и многое другое.

Фракции в Total War: Warhammer 3

Фракции в Total War: Warhammer всегда впечатляли разнообразием. Орки то и дело объявляли «Вааагх!» и смертоносным вихрем проходили по карте, равняя города с землёй. Вампиры не могли похвастаться силой юнитов, но делали ставку на их количество. Гномы жили в гористой местности и легко отбивались даже от могучих армий. Авелорн удивлял перемещающейся столицей.

В Warhammer 3 разработчики вновь сделали шаг вперёд, добавив фракциям ещё больше уникальности. Я успел оценить три державы, и каждая игралась по-разному.

Всего в третьей части восемь фракций. Кислев, Катай, Хорн, Нургул, Слаанеш, Тзинч, Демоны Хаоса и Королевства огров. Взять под управление последних и слопать Урсуна можно лишь за дополнительную плату.

Большая часть фракций — монстры, демоны и прочие твари. Creative Assembly делает серьёзную ставку на прохождение кампании за тёмные силы.

Самой уникальной демонической стороной стали Демоны Хаоса, которыми управляет тот самый бывший кислевит Юрий, обратившийся в тёмного принца. У них есть уникальная фишка: если Хорн, Тзинч, Слаанеш и Нургл пользуются благосклонностью одного из богов, то Демоны Хаоса могут рассчитывать на поддержку каждого.

После побед в сражениях хаоситы выбирают между богами, которым стоит посвятить победу. Если захватили город в честь Хорна, сможете возводить его постройки и нанимать особых юнитов. Также герой будет прокачивать ветку каждого из богов.

Выбирать покровителя стоит с умом, ведь у всех свои бонусы. Один делает армию сильнее, другие укрепляют влияние на захваченных землях и так далее.

При этом фракция начинает кампанию с чистого листа и не имеет за спиной ни единого города. Это позволяет собственноручно заложить фундамент будущей империи и выбрать, как её развивать.

С Катаем ситуация ещё любопытнее — у жителей Востока уйма фишек и механик. Начнём с того, что от угроз внешнего мира фракцию защищает Великая стена. Увы, враги сумели пробить укрепление, а во владениях бунтуют мятежники. Починить стену и подавить бунт — первые задачи. К счастью, герои Катая круто колдуют и отважно сражаются, так что врагам не позавидуешь.

Об экономике тоже забывать не стоит. Катай процветает не только благодаря стандартным производствам и торговым соглашениям, но и за счёт караванов. Если добыли немало древесины, можете сунуть в карман торговцев кошель золота и отправить их в дальние края. Когда они вернутся, вложения окупятся сторицей. Правда, на пути могут повстречаться бандиты и вражеские армии, так что успех не гарантирован.

Также играя за Катай, можно управлять силой Ветров Магии. С их помощью получится увеличить рост населения, сделать народ чуть более счастливым и снизить Скверну. Ну и о балансе Инь и Янь забывать не стоит: каждое решение смещает чашу весов в одну из сторон — перекоса лучше избежать.

Ещё одна ключевая фракция в Warhammer 3 — Кислев. Это вдохновлённый славянами народ, который воюет верхом на медведях, делает ставку на магию Бури и Льда, управляет провинциями через атаманов и так далее.

Правит Кислевом царица Катарина. Дочь великого воина и правителя Бориса Дохи успела полюбиться геймерам по трейлеру — вот только по сюжету поддерживают её далеко не все. Многие винят Катарину в исчезновении Урсуна и смотрят в сторону других правителей. Именно поэтому политике предстоит уделить не меньше времени, чем войне.

Чтобы привести Кислев к процветанию, нужно постоянно увеличивать количество сторонников. Каждый ход царица получает небольшое количество очков Преданности, которые нужно тратить на проведение ритуалов — они прокачивают армию, повышают эффективность экономики и, главное, ставят условия по обретению сторонников. Некоторые ритуалы ради получения поддержки требуют разбивать армии врагов, другие — возводить новые постройки, третьи — захватывать поселения.

Закрывать на политику глаза не стоит, потому как конкуренты не дремлют. Они постоянно увеличивают влияние и вставляют палки в колёса. Впрочем, Катарина тоже поможет помешать оппозиции, подкупив их сторонников или умело распорядившись Преданностью.

Стоит отметить, если царица вам не по душе, можете выбрать в качестве легендарного лорда её конкурента. У Кислева есть и третий секретный герой, но он открывается лишь после прохождения сюжетной кампании.

Помимо политических дрязг, кислевитов выделяют боевые юниты. Фишка в том, что многие отряды отлично чувствуют себя как в ближнем, так и дальнем бою — они могут эффективно расстреливать врагов из луков, а затем достать парные мечи и порубить выживших в капусту.

Животные тоже на месте. Есть вариант усилить армию снежными барсами и огромными медведями, а также нанять кавалерию, которая разнесёт соперников верхом на мишках.

Подобное разнообразие фракций делает Warhammer 3 вариативной игрой. Стороны уникальны, и их фишки серьёзно меняют геймплей.

Геймплей Total War: Warhammer 3

Как и раньше, геймплей Warhammer 3 базируется на двух механиках: глобальном управлении и войне. На карте мира геймеру предстоит передвигать войска, нанимать солдат и агентов, возводить подходящие постройки, брать города в осаду и заниматься дипломатией.

Если не считать особенности фракций, которые кардинально меняют геймплей, изменений не так уж много. Роль героев стала ещё значительнее: их прокачка более обширна, а экипировка всерьёз влияет на эффективность. Командира армии можно нарядить с головы до ног — при этом броня, мечи, шлемы и прочее добро не только повышают характеристики, но и открывают могучие заклинания.

Также авторы доработали дипломатию. Собеседники сразу сообщают, сколько золота или услуг нужно для заключения сделки. Слабым фракция не возбраняется угрожать, вынуждая их вступить в выгодную войну или стать частью вашей империи. На территории союзников отныне можно возводить аванпосты и нанимать войска. Всё это делает геймплей комфортнее.

Также стоит отметить, что Warhammer 3 — самая масштабная часть серии. Геймеры ещё не видели столь огромной карты, которую делит сотня фракций. Чтобы заглянуть в самые дальние края, придётся потратить часов тридцать, не меньше.

В остальном перед нами всё та же игра. Геймер всегда должен следить за экономикой, за счёт торговли и построек наращивать прибыль, сторожить границы, размышлять, на кого нападать, а с кем дружить и учитывать уйму других факторов.

Разобраться с глобальным геймплеем просто, однако стать мастером — серьёзное испытание. На высоких уровнях сложности противники быстро поделят владения игрока на части и даже не вспотеют. Впрочем, безвыходных ситуаций в Total War не бывает.

К примеру, однажды мне пришлось воевать сразу на трёх фронтах, когда бывший союзник внезапно объявил войну и направил внушительное войско к столице. Казалось бы, ситуация безнадёжная, но по счастливому случаю мимо столицы проходил караван Катая: с огромным трудом мне удалось заключить с гостями военное соглашение — с их помощью наступление было отбито.

В обычных сражениях нововведений не так уж и много — разве что осады переработали к лучшему, в Warhammer 2 они были совсем бестолковыми. В остальном всё по-прежнему.

Каждую баталию всё ещё можно пропустить с помощью автоматического расчёта, но злоупотреблять этим не стоит. В серьёзных битвах командир всегда должен управлять войсками собственноручно. ИИ попросту не способен превратить войну в искусную шахматную партию.

Цепных псов стоит пускать только на отряды без серьёзных доспехов — о бронированные юниты они сломают зубы. Конница способна переломить ход битвы, если налетит на подходящий отряд с тыла, но мгновенно сгинет в битве с копейщиками. Воздушные шары Катая эффективно забрасывают врагов бомбами, но стоит до них добраться летающим войскам, как юнит погибнет.

На поле боя нужно умело анализировать состав вражеской армии, прятать часть войск, чтобы устроить оппонентам сюрприз, защищать лучников и вдумчиво выбирать, кому и с кем биться.

Впрочем, серьёзное новшество в Warhammer 3 всё же есть. Отныне армии придётся участвовать в суровых боссфайтах.

Новый военный режим в Total War: Warhammer 3

Чтобы добраться до Кузницы душ, где страдает Урсун, нужно заполучить души четырёх великих демонов. Периодически бог-медведь издаёт пронзительный рёв, который открывает на карте множество порталов, — стоит пройти в них, как герой окажется во владениях тёмных сил.

Первым делом армии предстоит обратить на себя внимание Тёмного владыки, сразившись со множеством враждебных армий. Когда герой соберёт нужное количество очков Кровопролития, великий демон пригласит его на арену — и вот здесь геймеры познакомятся с новым режимом.

Главной задачей будет не перебить войска неприятеля, а захватить три ключевые точки. Сделать это непросто: у каждых ворот армию поджидает толпа демонов, а после захвата каждой точки враг вызовет внушительное подкрепление. При этом, чем дальше идёшь, тем опаснее становятся враги — в финале на игрока и вовсе обрушится великий демон.

Выжить в такой мясорубке было бы невозможно, если бы не одно «но». За каждое успешное действие игрок зарабатывает припасы, которые можно потратить множеством разнообразных способов.

Стоит захватить ключевую точку, как появится возможность её укрепить: построить тормозящие натиск стены и ловушки, возвести вдохновляющие армию монументы или же соорудить башни, которые будут палить по демонам стрелами и магическими шарами.

Также очки можно потратить на призыв новых юнитов. Нет ничего лучше, чем присоединить к армии новый отряд всадников на медведях, снежного барса или стрелков.

В конце концов, есть вариант спустить очки на уже имеющуюся армию: вылечить раненых, увеличить урон элитным отрядам, пополнить колчаны лучников и так далее. В общем, возможностей много — жаль, что ресурсов на всё не хватит, и каждое действие должно быть выверенным.

Прохождение одной арены может занять час реального времени

Стоит отметить, что подобные арены не щадят геймеров. Непросто будет даже героям с топовой армией — зачастую победу удаётся вырвать не иначе как чудом.

Перед тем, как залететь в портал, стоит подготовиться и собрать войско покрепче — правда, время ограничено. Путь в тёмные владения закрывается через 15 ходов, да и другие фракции уже спешат за душами. Если они первыми завалят всех демонов и доберутся до Урсуна, кампания будет провалена.

Графика, системные требования и баги

Выглядит новое творение Creative Assembly неплохо. Карта симпатичная и изобилует деталями — разглядывать разнообразный ландшафт приятно. Войска толково детализированы, пусть одинаковых лиц в отрядах всё ещё многовато. Эффекты от заклинаний отлично нарисованы. Впрочем, по сравнению с Three Kingdoms или даже Warhammer 2 разительными улучшения не назвать.

Зато системные требования лояльны к игрокам с простыми компьютерами. Чтобы запустить Warhammer 3, хватит PC с видеокартой GTX 900, 6 Гб оперативной памяти и процессором Intel i3 или Ryzen 3. Разве что места на жёстком диске потребуется много — 112 Гб.

Я рубился в игру на ноутбуке с GTX 1650 Ti, 16 Гб ОЗУ и процессором AMD Ryzen 5 3550H. Такой конфигурации достаточно, чтобы задрать настройки до максимальных и получить 30 FPS — для стратегии этого хватает. Правда, в самых напряжённых сценах случаются просадки, пусть и не критичные.

Работает Warhammer 3 стабильно. Во время прохождения игра не ломалась и не вылетала — пожурить авторов можно разве что за долгие загрузки даже на SSD.

***

В Total War: Warhammer 3 достаточно фишек и нововведений, которые вновь увлекут фанатов жанра на сотни часов. Как и раньше, она создаёт то самое ощущение потока, когда игру не хочется закрывать, пока не отобьёшь ещё одну атаку, не захватишь ещё один город или не выкрутишься из ещё одной, казалось бы, безвыходной ситуации. В общем, если любите жанр, не проходите мимо проекта Creative Assembly.

Будете рубиться в Total War: Warhammer 3?

Результаты
0
Сюжет
7.0
Управление
9.0
Звук и музыка
8.0
Мультиплеер
9.0
Локализация
8.0
Геймплей
10
Графика
8.0
8.4 / 10
Warhammer 3 — самая масштабная и навороченная часть фэнтезийного ответвления. Если любите серию Total War, обязательно оцените её — игра того стоит.
Плюсы
— Новый боевой режим получился годным;
— У каждой фракции полно уникальных фишек;
— Дипломатия стала куда более удобной.
Минусы
— Прорыва в графике не случилось;
— Долгие загрузки;
— За огров без дополнительной платы не поиграть.
Комментарии 4