Видеоигры смогли заявить о себе, как о серьезном направлении современного искусства. Во многих проектах несложно найти глубокую драматургию на уровне кино или театральной постановки. Разработчики тщательно трудятся над образами персонажей, делая их достоверными, убедительными — так, чтобы Станиславский носа не подточил.
Для того, чтобы пользователь поверил в придуманный образ, героев игр порой стараются приблизить к обычным людям из нашей повседневности. А для этого в ход идут пороки и грехи, которыми по воле сценаристов могут похвастаться многие персонажи. Ведь в безгрешного протагониста поверить труднее, чем в неидеального. Да и такой герой будет попросту интереснее, чем стерильный, «обезжиренный», борец со злом.
Сразу оговоримся, что о судьбоносных решениях в ролевом жанре — как-нибудь в следующий раз. Ведь в хорошей RPG герой зачастую как чистый лист, мы сами вольны определять его статус и цвет кармы. Знатоки жанра помнят, как благородные джедаи торговали медикаментами во время чумы, а любой странник пустошей мог взорвать городок средних размеров ядерной бомбой. У нас речь пойдет о героях, созданных дизайнерами «вручную» и об их тёмной стороне. О темной стороне героев, не дизайнеров.
Тема жестокости в видеоиграх давно измочалена, избита и затоптана тысячами лакированных ботинок. Но как только подросток в любой из условно цивилизованных стран совершает тяжкое преступление, сразу же возникают громогласные обвинители. Обвиняют обычно видеоигры. И здесь уместно будет вспомнить пару занятных фактов.
Так, два американских университета провели исследование в крупных городах Штатов и установили, что преступность значительно снижается после релиза громких шутеров. А любители статистики, криминалисты, подсчитали, что до появления компьютерных игр в 1960-70 годах уровень подростковой преступности был существенно выше сегодняшнего. Видимо, в те годы были виноваты комиксы. Или телевидение.
Как бы то ни было, у многих героев игр по характеру красной нитью проходит жестокое отношение к врагам, а иногда и к случайным встречным.
Неудержимая ярость сделала знаменитым спартанца Кратоса. По большому счету, суровый античный воин вершит миссию правосудия над непорядочными гражданами с Олимпа. Но в процессе мести под раздачу попадают и виновные, и невиновные. Так, еще в первой части на PS2 Кратос порешил случайного грека, а позже, встретив горемыку в потустороннем мире, в Тартаре, вновь проткнул его клинком, выбираясь в мир живых! Да и сама сюжетная завязка, которой в своё время студия Santa Monica удивила всех поклонников слэшеров, показывает припадок ярости, в котором воин погубил свою же семью. Ну, а далее спартанец был замечен в принесении человеческих жертв, в убийстве по неосторожности положительной (почти) богини Афины, в попытках суицида. В общем, герой тот еще, сегодня таких принято называть антигероями. Впрочем, в перезапуске 2018 года Кратос остепенился, став заботливым отцом и мудрым наставником.
Скорый на расправу Кратос был создан дизайнерами Santa Monica под впечатлением от фильмов Пола Верховена (Paul Verhoeven). А голландец Верховен никогда не стеснялся показывать в кадре жёсткие сцены, достаточно вспомнить самого первого «Робокопа» (RoboCop) из прокуренных видеосалонов 80-х годов.
Как вы относитесь к жестокости в играх?
Пройти опросСреди культовых персонажей игр легко найти тех, кто буквально живет убийством. Такое у них жизненное кредо. И как бы не оправдывали свои цели и методы мастера исторического паркура из Братства ассасинов, но основа деятельности того самого Братства сводится к силовому устранению всех без исключения оппонентов. Лучший довод — удар скрытого клинка, и никак иначе. А если обратиться к историческим корням игровых ассасинов, то картина выходит совсем уж неприглядная. Реальные ассасины из восточной крепости Аламут были религиозными фанатиками на службе Премудрого старца. Их целью стало политическое или религиозное убийство, зачастую — ценой собственной жизни.
Или же вспомним о нашем современнике, об агенте 47 из серии Hitman. Мы видели в датских экшенах, как 47-й выполняет заказы по устранению самых разных субъектов различной степени морального разложения. В прицел попадала, к примеру, семья румынских маньяков-садистов и руководство азиатской Триады. Работу хитман выполняет за звонкую монету, вовсе не бескорыстно. Возникает вопрос: а что осталось за кадром? Если 47-й трудится наемным убийцей, то избирательностью целей ему придется пожертвовать. И есть немалая вероятность, что лысому приходилось убивать невиновных, коль скоро за их душу заплатили. Просто студия IO Interactive рассказывала нам о других заказах 47-го — тех, что с претензией на справедливость.
Чрезмерная жестокость игровых персонажей стала, пожалуй, наиболее распространенным моральным изъяном виртуальных миров. Стоит выйти игре со «взрослым» рейтингом, и вот уже на экране появляется любитель чужой боли и страданий. Не станем вспоминать о поехавшем крышей протагонисте серии Postal, треш он и в Германии треш, Уве Болл (Uwe Boll) не даст соврать. А вот в каждой первой эпической RPG к нам в команду будет напрашиваться именно такой герой, мгновенно расправляющийся со всеми подряд.
Так, во второй и, пожалуй, лучшей части Mass Effect на борт «Нормандии» однажды поднимается бедовая дамочка по имени Джек. Она же в прежней жизни Подопытная Ноль. В лабораториях корпорации «Цербер» Джек с детства подвергалась бесчеловечным экспериментам. Как результат — вспышки неконтролируемой ярости и жажда убийств. Персональный квест от Джек — возвращение в ту самую лабораторию, чтобы сжечь ее дотла со всеми лаборантами. Канадская студия BioWare давно и активно поддерживает людей со сложным душевным устройством. Неудивительно, что в команде Шепарда оказалась преступница с психологической травмой и внешностью людоеда-маори.
Даже Хадсон и Уивер, герои Call of Duty: Black Ops, все из себя персонажи положительные, брутальные мужики и борцы за абстрактное Добро, жестоко пытают доктора Кларка в одной из сюжетных сцен. В процессе рот доктора был наполнен битым стеклом и всё это геймеры увидели от первого лица. Вот вам ещё один довод за возрастное ограничение в играх.
А когда в мир видеоигр попадают гости из прочей массовой культуры, то выясняется, что жестокие нравы встречаются не только в продуктах геймдева. Когда из суровых британских комиксов пришел судья Дредд с игрой Judge Dredd: Dredd vs. Death (2003), поклонники экшена узнали, что арестованных преступников очень удобно казнить прямо на месте задержания. Главное — следить за специальным счетчиком кровожадности, иногда злодеев все-таки нужно хватать живьем и тащить в местный райотдел.
И в пародийной, юмористической фантастике мира игр нашлось место таким сценам, от которых волосы могут зашевелиться. Отличный экшен Overlord, исполненный в стилистике яркого мультфильма и наполненный шутками, показал нам будни темного властелина. Это воплощение условного зла (что вечно товрит добро) терроризировало окрестности, наводя ужас на хоббитов, гномов и эльфов. Но никакой особой жестокости при этом мы не увидели. Зато в подвалах замка у властелина была обустроена магическая кузница. Чтобы зачаровать меч или палицу, колдун под руководством игрока приносил в жертву верных миньонов. Получив приказ, веселые гоблины сами прыгали в расплавленный металл. Такое вот душераздирающее зрелище в ярком волшебном мультфильме. Поблагодарим Рианну Пратчетт (Rhianna Pratchett ), она все же неплохая сценаристка. Просто ее не нужно сравнивать с отцом, с сэром Терри.
Как говаривал Остап Бендер, уголовный кодекс надо чтить. Многие герои игр Ильфа и Петрова, видимо, не читали и чтить кодекс не собираются.
Не станем останавливаться на играх в духе GTA, там протагонисты на райские сады не претендуют по определению. К примеру, благородный бандит Кирью в первой сцене первой же части серии Yakuza занимается вульгарным сбором дани в духе рэкетиров 90-х.
Воровская романтика привлекала игроделов еще в стародавние времена. В 1987 году вышла и стала довольно популярной аркада Goody, там в главной роли мы видели профессионального грабителя банков.
С более тонкими материями имеет дело самый знаменитый вор вселенной видеоигр Гарретт из франшизы Thief. Этот незаконопослушный гражданин спасает Город от чумы, от сектантов, культистов и прочих фанатиков. Но Гарреттом прежде всего руководит жажда наживы. Срезать кошельки втихую — его любимое занятие (игрокам тоже понравилось). Детство вор провел сиротой и попрошайкой, так что его можно понять и простить. И именно такой персонаж обрел немалую популярность. У серии четыре игры на данный момент. Одно время по сети гуляла информация, что нас ждет полнометражное кино по мотивам, за производство грозились взяться компании Vertigo и Prime Universe. Но воз и ныне там. Вор тоже там, на прежнем месте.
Любителей умыкнуть чужое имущество хватает даже в семейных видеоиграх с самым щадящим возрастным рейтингом. В своё время звездой PlayStation стал енот Слай из серии игр Sly Cooper на PS2 и PS3. Все игры выдержаны в атмосфере диснеевского мультсериала, что никак не отменяет основной род занятий главного героя — он вор, пускай и обаятельный. К слову, как и у Гарретта, у Слая было тяжелое детство, рос он в приюте, что и подтолкнуло его за грань закона. К сожалению, в реальной жизни с детской преступностью всё обстоит схожим образом. За запуск франшизы о Слае отвечала, на минуточку, команда Sucker Punch, а это именно те ребята, которые позднее сделают серию InFamous и монументальный экшен Ghost of Tsushima.
И, конечно, на криминальную тему высказывались инди-разработчики, они в своем творчестве вольны поднимать любую тему, даром что независимые. К примеру, в 2015 году студия Size Five Games разработала и выпустила неординарный экшен The Swindle. В одном проекте смешались эстетика стимпанка, хардкор, стелс, динамичный экшен и непрерывный бег игрового времени на манер Dead Rising. Главным героем выступает вор-домушник, а основной челлендж — в ограблении богатых особняков.
Немало достойных героев мира игр ведут разгульный образ жизни и питают пристрастие к вредным излишествам.
Одним из главных бабников и пьяниц вселенной видеоигр можно признать ведьмака Геральта из трилогии The Witcher. На радость самым юным геймерам ведьмак всегда не прочь потискать любую миловидную дамочку. И если начиналось всё со сбора пикантных карточек после каждой амурной победы в первой The Witcher, то в третьей части польские разработчики уже показали легкую эротику на движке игры. И в то же время единственной любовью по канону книг Анджея Сапковского (Andrzej Sapkowski) остается чародейка Йеннифер. Впрочем, фривольное поведение Геральта оправдал еще пан Сапковский в первом сборнике историй о ведьмаке. У волшебницы и охотника за чудищами крайне сложные отношения, они периодически сходятся и расходятся. И в какой-то момент их роман обрел черты свободных отношений без особых обязательств. Йеннифер, к слову, без Геральта тоже не особо скучала. В рассказе «Осколок льда» (Okruch lodu) ведьмака даже вызвал на дуэль любовник Йен, колдун Истредд.
Как вы относитесь к героям игр с грехами и недостатками?
Пройти опросХорошенько приложиться к бутылке — тоже вполне себе в ведьмачьем духе. Так Геральт пытается снять перманентный стресс и повеселиться с друзьями. Во второй части серии была во многом уникальная сцена: чуть ли не получасовая беседа Геральта с друзьями в корчме, за рюмкой водки. Все что делал игрок — слушал отлично написанные реплики и выбирал варианты фраз. Но как элемент геймплея эта сцена вписалась в игру идеально. Да и в Wild Hunt в ночь перед финальной битвой в замке Каэр Морхен ведьмаки вовсе не какао пили. Правда, порой Геральт забывает о норме. Однажды после шумной гулянки с бравыми наемниками он проснулся на берегу реки буквально без штанов, это побочный квест «Похмелье» из The Witcher 2: Assassins of Kings. Да что там, ведь даже по долгу службы Белому Волку иногда приходится выпивать. В третьей части серии он охотился на вампира в Оксенфурте. Тварь отлавливала завсегдатаев питейных заведений, уж очень ей нравился вкус крови пьяных жертв. Геральт хорошенько накачался в корчме, тем самым привлёк монстра, а затем гонялся за ним с мечом, вихляя и пошатываясь. Польские геймдизайнеры продемонстрировали, что для создания неординарного изобретательного квеста нужно просто подпоить героя.
Легендарное пристрастие гномов к выпивке также нашло отражение в геймдеве. В мире Dragon Age можно взять в спутники гнома Огрена. Это настоящий, классический, ядреный боевой гном с рыжей бородой, вечно в хорошем подпитии и в поисках женской ласки. В мрачном сеттинге Dragon Age Огрен отвечает за грубые, но хлесткие шутки и за позитивный настрой в команде.
По версии профессора Толкина (John Ronald Reuel Tolkien) образ гномов опирается на образ реальных средневековых евреев. Более наглядное сходство гномьего народа — с викингами. О пагубных привычках средневековых евреев судить не станем, а вот викинги любили крепкие напитки. Говорят, и веселящие грибы жевали. Любви к грибам за Огреном не замечено, за что ему честь и хвала.
Именно водкой прогоняют лучевую болезнь отчаянные сталкеры из франшизы S.T.A.L.K.E.R. В реальности укрепился миф об алкоголе, выводящем из организма радиацию. По слухам, в рацион экипажа подводных атомных лодок входит красное вино для защиты от облучения. В реальности всё не совсем так. Вино официально употребляют некоторые особые службы ВМС, например, гидронавты в период погружения или моряки долгого (более 6 месяцев) плавания. Вино в небольших количествах способствует кровообращению, а радиация здесь ни при чём. Сталкеры из серии украинских шутеров остаются при своем мнении.
Хорошее кровообращение — это прекрасно, но есть в мире видеоигр такие герои, которые откровенно злоупотребляют. Когда в третьей части Max Payne классический нью-йоркский нуар сменился бразильским неонуаром, перед нами предстал новый Макс. И новый — не значит лучший. Прошло двенадцать лет, исчезли волосы с головы. Бывший детектив Пэйн пал жертвой Зеленого змия, и в начале игры похож на тень. К счастью, вскоре Макс смог протрезветь и показать, что есть у него ещё сухой порох. Игра хорошо продалась, новый Макс вновь стал популярен, а в создании комиксов по мотивам Max Payne 3 участвовала Marvel.
***
Продолжать перечень недостатков разных игровых протагонистов можно долго. Разработчики успешно освоили ключевые приемы драматургии и показывают в играх персонажей неоднозначных и многогранных.
Так, раздолбай Бард из The Bard's Tale может «слить» прибрежный городок на разграбление викингам из-за невнимательности. Или по этой же причине Бард способен выпустить голодного дракона на волю. Команда Безымянного из культовой Planescape: Torment состоит в основном из лжецов, предателей и шизофреников, таких как маг Игнус. Дюк Нюкем — ярко выраженная жертва нарциссизма. Название очень неплохой ролевой дилогии Blackguards переводится на русский как «мерзавцы», именно ими мы и управляем.
Часто, иногда даже кажется, что слишком часто, главные герои игр далеки от образа рыцаря в сияющих доспехах. Зато в такого персонажа легко поверить. Ведь именно такие люди зачастую встречаются нам в повседневной жизни.
Надо же! Вот, это — поворот! о_О
Одна из моих "альтернативных личностей" вроде как, ассоциирует себя с Афиной.
Моя фамилия — частично схожа с её именем... и мой ник в Xbox Live — связан с ней...
О, как! Знаю одного "припадочного спартанца Кратоса"...
Полюбить, которого — не получается...