На Netflix вышла долгожданная телеадаптация культового аниме «Ковбой Бибоп». Я посмотрел все десять серий и готов рассказать, что же получилось. Подобные произведения существенно меняют многие события и персонажей первоисточника, поэтому оценивать сериал буду как самостоятельный проект, без сравнений с оригиналом.
Аниме увидело свет в 1998 году и быстро получило статус культового. При всей простоте сюжета и персонажей, создателям удалось показать цельный и живой мир, существующий по собственным законам. Люди там не пытались геройствовать, лишь выжить. Именно поэтому история о трех охотниках за головами не отличалась эпичностью, зато влюбляла в себя естественностью происходящего. Мир «Бибопа» сильно напоминает «Бегущего по лезвию» — тягучая атмосфера, всеобщая усталость от жизни и еле уловимая обреченность, футуристичные и нелепые устройства с кучей кнопок и космические корабли, похожие на груду металлолома.
У аниме быстро сформировалась база верных фанатов, однако общий формат ситкома, когда за целую серию не происходит практически ничего важного для центральной сюжетной линии, подошел не всем. Поэтому первый трейлер адаптации от Netflix вызвал огромный интерес публики. Нам обещали невероятный коктейль стиля и атмосферы оригинала, смешанный с современным подходом к повествованию и кинематографу.
Никакой экспозиции и вводных в сериале не будет. Мы быстро знакомимся с немногочисленными персонажами. Спайк Шпигель — бывший убийца Синдиката, эдакая помесь Джона Уика и Брюса Ли. Джет — бывший коп, потерявший всё из-за ложных обвинений. У него проблемы с дочерью и бывшей женой, железная рука и тяга к справедливости. И, наконец, Фэй — девушка, которая слишком долго пролежала в криокамере и заработала из-за этого амнезию. Нашлось место и загадочному корги, способному принимать видеозвонки и проецировать изображение из глаз, однако пёс играет скорее декоративную функцию и на события почти не влияет.
Сериал уделяет большое внимание и антагонистам. У всех одноразовых злодеев свои мотивы и предыстории, иногда даже более трогательные, чем у героев. На месте и главный злодей — Вишез, история которого тесно связана со Спайком и Джулией, певицей местного клуба и женой Вишеза.
На мой взгляд, персонажи «Бибопа» получились спорные. За десять серий достаточно времени познакомиться с каждым из них, но химии не происходит. Перед нами карикатурные образы, лишенные глубины. Их конфликты понятны, но сопереживать не получается. Сомнительные решения, которые никогда не приняли бы живые люди, и натянутые диалоги лишь дополняют картину.
Самым логичным получился Спайк. Он выступает своеобразным лицом сериала, а его истории уделена большая часть времени. Однако в конце авторы все равно умудряются напортачить. На финальных эпизодах вы не раз поймаете фейспалм от поступков Спайка и его мотивации. Выглядит это грустно, ведь потенциал у персонажа огромный. Серьезная драматическая дилемма не раскрывается, а потому ощущается искусственной.
Джет значительно мудрее Спайка и выступает «старшим братом», призванным держать ситуацию под контролем. Но и здесь у сериала проблемы. Бывший коп в основном лишь жалуется на свою судьбу и психует. В сложных ситуациях самообладание сохраняет именно Спайк, а потому образ наставника у Джета не складывается. Линия с дочерью, в воспитании которой здоровяк хочет участвовать, интересна, но плохо прописана. Создается ощущение, что это своеобразный сценарный костыль, о котором создатели вспоминают лишь в нужные моменты.
Девушка с амнезией — прекрасный герой, трагедию которого нет нужды объяснять. Потенциально Фэй могла бы стать самым интересным персонажем сериала, по крупицам собирающим свою жизнь. Но в итоге она лишь основной источник сомнительных гэгов и самых глупых ситуаций.
Говорят, что история хороша настолько, насколько хорош злодей. И вот тут у «Ковбоя Бибопа» полный провал. Вишез раздражает, заставляя подавлять регулярное желание проматывать сцены с его участием. Актер сильно переигрывает, добавляя в поведение персонажа несуразной мимики и карикатурности. Забавная внешность, напоминающая симбиоз Люциуса Малфоя и героя Данилы Козловского из «Хардкора», вызывает лишь ухмылку. Сложно вообразить, как такой человек вообще может представлять хоть какую-то угрозу для сдержанного и смертоносного Спайка.
Но главной проблемой среди персонажей стала Джулия. Очень быстро вы поймете, что именно она является причиной конфликта между Вишезом и Спайком. Сериал постарается сохранить интригу, лишь намеками раскрывая события прошлого, однако в одной из последних серий авторы сольют всё целиком. И это серьезно влияет на восприятие истории.
На протяжении всего сезона Спайк и Вишез будут выглядеть спорными персонажами, потенциал которых просто не использовали, но к концу сценаристы сделают из мужчин настоящих идиотов. Джулия получилась настолько неприятной, что все попытки Netflix показать серьезного женского персонажа, стремящегося к независимости, не выдерживают никакой критики. Поверьте, вы начнете мечтать о смерти этой женщины, а любовные терзания Спайка приведут к огромному разочарованию.
В мире «Ковбоя Бибопа» есть и множество второстепенных героев. Как и промежуточные злодеи, они получились колоритными и запоминающимися. Тем печальнее, что за десять серий практически никто из них не успеет раскрыться. Хозяйка клуба сыграет важнейшую роль, но вы ничего о ней не узнаете. Лишь букет от неизвестного поклонника покажет зрителям, что у нее есть личная жизнь.
Тоже касается и бывшего коллеги Джета — Челмерса. Полицейский успел стать лучшим копом отдела и женился на бывшей жене Джета. Поверхностный образ «слишком правильного копа» раскрывается совершенно с иной стороны, когда Челмерс помогает Джету замять убийство предателя. Это событие могло бы в корне изменить сложившиеся взаимоотношения, добавив им глубины, но в следующей серии никто из персонажей о них даже не вспомнит.
Какой Спайк лучше?
Пройти опросВ мире, где государство почти ничего не значит, профессия мандалорца приобрела первостепенное значение. По местному телевидению регулярно крутят шоу со статистикой хантеров, а сами наёмники известны на всех планетах. К сожалению, это максимум информации, которой вы получите о лоре «Бибопа».
Повествование в сериале очень рваное, поэтому единой картины мира не складывается. То и дело мы будем наблюдать флэшбеки и бессмысленные обсуждения, сильно мешающие темпу повествования.
Забавно, но в сериале, где люди заселили всю солнечную систему, практически не показывают космос. Почему некоторые планеты называются привычно — Земля и Марс, а другие «Европа» — вы не узнаете.
Странным выглядит и абсолютная невыразительность различных миров. В футуристичном будущем все живут в стандартных городах, ездят на привычных машинах и пользуются огнестрелом. Космические корабли в таком антураже выглядят чуждо.
Сложно сказать, в чем причина — скромность бюджета или отсутствие фантазии, но картинка напоминает низкосортное шоу, где все лучшие моменты происходят за кадром.
От меланхоличной атмосферы неонуара не осталось и следа. События происходят сумбурно и без подготовки, как будто сериал спешит показать максимум, хотя демонстрировать особенно нечего — на все 10 серий лишь три действительно неплохих экшен-сцены.
Хореография боев и движения персонажей — отдельный повод для критики. То, что хорошо работает в аниме, выглядит странным в проекте с живыми актерами. Спайк картинно делает сальто и отбивает палкой катану, но все это слишком искусственно и наигранно. Иногда актеры пытаются копировать истеричные движения аниме-персонажей с их преувеличенными эмоциями, но получается плохо. Нечто подобное можно увидеть в фильме «Скотт Пилигрим против всех», вот только там этот стиль был осознанным решением.
Пару слов заслуживает и сюжет. Условно его можно разделить на две линии — центральная ветка и короткие события в каждой серии. Как я уже говорил — небольшие истории с мелкими злодеями удались. «Бибоп» пытается играть с жанрами, перепрыгивая с космического боевика в вестерн, а оттуда — в детектив. Получается не очень удачно, но за попытку лайкос.
А вот главная история хромает. Здесь наиболее сильно ощущаются сомнительные образы героев, а общая логика то и дело дает сбой. Полностью во всем разобравшись, вы удивитесь, как много проблем было искусственно создано глупостью действующих лиц. Наблюдать за судьбой Спайка банально скучно — через пару недель вы вряд ли вообще сможете вспомнить, что там с ним происходило.
Кажется, что в «Ковбое Бибопе» вообще нет плюсов, но это не так. Несколько раз сериал всё же вспоминает, что у нас тут неонуар и выдает действительно стильную картинку. Такие сцены показывают, каким проект действительно мог бы стать в более умелых руках.
Отмечу и музыкальное сопровождение. Все мелодии удачно подобраны и играют в наиболее правильных моментах. Некоторые взяты из оригинала, иные написаны под сериал. Музыка — пожалуй единственное, что получилось у создателей без нареканий. Именно она добавляет атмосферы там, где не справляются актеры и сценаристы.
Не могу обойти вниманием русский дубляж. Почему-то наши локализаторы решили адаптировать слова песен, при этом полностью изменив их смысл. Если вам вдруг покажется странным то, что вы слышите, переключитесь на английскую озвучку с субтитрами — не пожалеете.
***
Авторы заявляли, что делают адаптацию для фанатов, однако получилось плохо. Сериал никак не может определиться, чем хочет быть — серьезным произведением о людях, их ошибках и искуплении или же покадровой пересъемкой аниме с живыми актерами, но сказочными боями и карикатурными персонажами. От просмотра можно получить некоторое удовольствие, если совсем нечем заняться, но даже в этом случае лучше выбрать «Бегущего по лезвию» или оригинальное аниме.
Как вам «Ковбой Бибоп»?
Пройти опросС обзором полностью согласен, но... эм... не совсем понял в чём заключается непривычность названия Европы? Спутник Юпитера должны были назвать иначе, чтобы людей запутать?)
>Забавно, но в сериале, где люди заселили всю солнечную систему, практически не показывают космос. Почему некоторые планеты называются привычно — Земля и Марс, а другие «Европа» — вы не узнаете
Сериал не смотрел, но может под Европой имеется ввиду спутник Юпитера
ещё не смотрел но там есть эпизод с холодильником?