Статьи Обзор Age of Empires 4. Эффект завышенных ожиданий

Обзор Age of Empires 4. Эффект завышенных ожиданий

А. Корсаков
Содержание
Читать в полной версии

Стратегический жанр переживает не лучшие времена, об этом не высказался только ленивый. Дорогостоящие проекты выходят совсем нечасто, многие франшизы позабылись и растеряли фанатов, а лысый Джо Кукан-Кейн уже не приезжает в Москву на игровые ивенты. На этом фоне анонс четвертой части Age of Empires прозвучал особенно громко.

Новую RTS ожидали многие поклонники жанра. Тем досаднее понимать, что к Age of Empires 4 возникает на сегодняшний день большое количество неудобных вопросов.

Императорская франшиза

Серия Age of Empires стартовала в далеком 1997 году, и в то время яркая коробочка с первой частью легко обнаруживалась в каждом первом ларьке с дисками. На этой франшизе выросло уже не одно поколение геймеров, и для многих именно Age of Empires стала первой игрой, удерживающей возле монитора всю ночь до рассвета.

С той поры вышло три номерные части и серия уверенно развивалась, меняя антураж и графику. Спин-офф Age of Mythology стал вообще чуть ли не лучшей игрой на тему мифологии народов мира.

После тщательного изучения Age of Empires 4 приходит невеселое понимание: развитие остановилось. Порой новая Age of Empires выглядит и играется слабее предшественников. Попробуем разобраться, кто виноват и что делать?

Все новое — это хорошо забытое старое?

Сразу после запуска Age of Empires 4 автоматически начинается в режиме обучения. Долго, обстоятельно и скучно нам объясняют, что новая игра работает в точности как все RTS за последние двадцать лет. Застройка территории, развитие своего поселка и вооруженные столкновения не предлагают ничего нового, если сравнивать с Warcraft или Starcraft. Или с тремя частями той же Age of Empires.

Мы клепаем работяг в административном центре городка, собираем все те же бревна, ягоды и камни, улучшаем кольчуги в кузнице и выделяем всех копьеносцев двойным щелчком на отдельном бойце. А ведь знатоки жанра помнят, как в третьей игре серии не только появился трехмерный движок, но и были опробованы новые механики, вроде метрополии, откуда приходили разные бонусы для игрока.

В Age of Empires 4 с новыми механиками совсем печально. По геймплею всё здесь очень похоже на Age of Empires 2, только в переиздании второй части гораздо больше контента.

Стоит отметить, что четвертую игру серии делали уже не американцы из студии Ensemble, а канадские разработчики из Relic. Но от этого недоумение лишь множится: команда Relic считается крутыми специалистами по RTS, у них на счету Homeworld, Warhammer 40, 000: Dawn of War и Company of Heroes. И кто бы мог подумать: Age of Empires 4 не оправдывает высоких надежд и ожиданий.

Преданья старины седой

Нет, не стоит думать, что игра плоха. Просто мы ожидали мощный жанровый проект, возможно даже прорыв, а получили неплохую стратегию в реальном времени, которая могла бы называться по-другому, без привязки к именитому бренду.

Age of Empires 4 предлагает вполне стандартный набор развлечений. В онлайне, к примеру, можно сразиться с прочими стратегами один на один или задать иное количество соперников вплоть до четырех. Ничего оригинального в сетевых баталиях новой стратегии нет, примерно такой же набор состязаний предложила, к примеру, недавняя Stronghold: Warlords.

С одиночными кампаниями в Age of Empires 4 дело обстоит неплохо. Сценаристы вспомнили, что в Средние века страсти кипели не только в Западной Европе. Есть отдельная кампания про непоседливых монголов и про судьбу древней, деревянной Москвы. За это разработчикам отдельный респект, уж очень часто в видеоиграх Средневековье представлено только приключениями английских рыцарей или французских шевалье.

И если опять вспомнить о более ранних играх серии, то сравнение не в пользу Age of Empires 4. В третьей части была неплохая история об освоении Нового света и фонтане вечной молодости, сценарий Age of Mythology с дополнением Titans вообще можно назвать образцом нарратива, вплетенного в дизайн миссий. В Age of Empires 4 нет ни фантастики, ни фэнтези: рассказ идет о реальных событиях вроде борьбы норманнов за британский трон. Но сюжетные заставки пропускать нет желания, ролики симпатичны и грамотно соединяют живые съемки с графикой на движке.

Что вы знаете о Средневековье?

Пройти опрос

Да и с разнообразием заданий все в порядке. Нам не придется раз за разом ломать стены на вражеской базе. Нужно, к примеру, принять участие в рыцарском турнире Франция-Англия, и для этого сначала придется обшарить окрестности, набирая команду. А московская кампания начинается с тушения пожаров и охоты в дремучих лесах.

Игровые механики, с которых не сдули пыль

Как и в прежних играх серии, нации различаются минимально, здесь вам не Total War: Warhammer. Да, москвичи способны добывать золото, охотясь на зверя, что очень полезно в начале партии, а монголы выпускают сигнальные стрелы, дающие преимущества для всей армии. Но наборы построек и юнитов похожи: казармы, стрельбища и вереницы копейщиков есть у каждого народа.

Вырос масштаб действия, а ограничение на количество юнитов не сковывает игрока так, как в ранних играх серии. Почти всегда есть возможность быстро создать сотню батраков и полсотни кавалеристов. Источники ресурсов разбросаны по карте довольно щедро, и разведчики не будут битый час бродить в поисках золотой шахты, как это бывало в Age of Empires 2. Более массовыми стали и сражения.

Однако к сражениям возникают серьезные претензии. Непонятно зачем, но разработчики убрали из игры активную паузу, исправно работавшую во всех частях Age of Empires, начиная со второй. Когда две сотни разноцветных солдат смешиваются в галдящую кучу, остается надеяться лишь на численное превосходство. Без активной паузы очень сложно отводить раненых в тыл, задавать определенные цели для лучников и планировать сложные маневры конницей.

К тому же каждый юнит занимает свое место на поле боя, солдаты не проходят сквозь друг друга, что вполне объяснимо и логично. Но в итоге конные бойцы могут попросту застрять в шеренге пехотинцев, пока вражеские стрелки медленно и печально расстреливают их с пригорка. Требуется четкий юнит-контроль, но добиться его довольно сложно.

Также непонятно, почему из интерфейса бойцов исчезли приказы о патруле и сопровождении союзников, тактика стала более поверхностной. У некоторых солдат есть активные умения, вроде постановки частокола у английских лучников. Но большинство вояк обучены только бежать и бить противника по башке. Сражения в прежних сериях Age of Empires давали больше возможностей и были банально интереснее.

Графика кризисного периода

Симпатичная трехмерная картинка хороша и цветаста, но в 2021 выглядит откровенно устаревшей. Age of Empires 4 своим внешним видом никак не тянет на дорогой стратегический блокбастер. Неплохие пейзажи с речушками и пролесками, аккуратные модели крестьян и рыцарей... Но Age of Empires 3, особенно в версии Definitive Edition, выглядит эффектнее. А ведь оригинальная третья часть вышла, на минуточку, в 2005 году!

В Age of Empires 3 был удачно применен физический движок Havoc второй версии, ядра гигантских осадных пушек рушили постройки и разбрасывали пехоту, на фрегатах картинно падали сбитые картечью мачты, а подстреленные солдаты драматично валились замертво, точно как в фильме «Патриот» с Мелом Гибсоном. Боевая анимация в новой игре не впечатляет. Ратники лениво машут саблями, домишки горят и исчезают в облаке дыма и пепла. Скромные поляки в RTS Ancestors Legacy (2018) смогли показать красивые бои с холодным оружием, а живые классики жанра из Канады — не смогли. Почему так вышло — можно лишь догадываться.

В мирное время Age of Empires 4 также выглядит неброско. Во время строительства здания по частям вырастают из воздуха, вы не увидите красивых анимаций в духе Anno или последних частей The Settlers. Вглядываться в детали также не рекомендуется: в сельских дворах вы увидите пару куриц, намертво приклеенных к земле. Идет дым из трубы кузни — уже хорошо.

Возможности игровой камеры тоже не впечатляют. Зумирование дает возможность лишь слегка приблизить или отдалить точку обзора.

С музыкой в Age of Empires 4 все хорошо, атмосферное сопровождение напоминает о прежних играх серии. Неплохо звучат и звуковые эффекты, особенно когда ваш отряд несется в атаку и орет в сотню голосов.

Но вот с записью голосов опять не дотянули до высокого уровня. Так, часть москвичей (коренных москвичей!) говорит на чистом русском, а другая часть выдает корявые перлы в духе голливудских боевиков о суровых русских мужиках. Не смогли отыскать русскоязычных актеров для озвучки? Видимо, не смогли...

Досадные мелочи, которых мы не ожидали увидеть

При изучении Age of Empires 4 на подобные неприятные детали, вроде исковерканного русского языка, натыкаешься нередко. Порой создается впечатление, что перед нами не четвертая часть классической серии, а инди-проект с явной нехваткой бюджета.

Так, совершенно непонятно, почему небольшая карта с парой деревенек и дюжиной сонных смердов грузится несколько минут на мощном ПК? Искусственный интеллект иногда пытается осмысленно действовать, отряд захватчиков, получив отпор, может попытаться сбежать. Но в опробованном билде Age of Empires 4 нередки ситуации, когда армия всадников замирает под обстрелом со стен. Падают убитые рыцари, но отряд зашевелится лишь тогда, когда рядом пройдут наши разведчики или охотники.

Как и в первых двух частях франшизы, исправно работает тактика постройки укрепленных башен прямо под носом у вражеской армии, неприятель попросту не обращает внимания на ваших холопов, которые сооружают что-то совсем рядом.

Вы будете играть в четветрую Age of Empires?

Пройти опрос

***

Игра все же обладает главным достоинством своих предков: она затягивает сбалансированным миксом из хозяйственной и военной механик. Часы летят незаметно, в нашем поселении уже высится белокаменное аббатство, а враги сломлены и изгнаны. За окном новое утро. Но ждали большего.

Сюжет
7.0
Управление
8.0
Звук и музыка
7.0
Мультиплеер
7.0
Локализация
7.0
Геймплей
7.0
Графика
7.0
7.1 / 10
Age of Empires 4 неплохо подойдет для знакомства с жанром RTS: процесс легко освоить, а основная геймплейная формула увлекает, как и в старых играх франшизы. При этом новая игра получилась слабее многих конкурентов и слабее, в частности, Age of Empires 3.
Плюсы
— Проверенный годами геймплей по-прежнему увлекает;
— Разнообразие миссий в кампаниях;
— Масштаб событий.
Минусы
— Устаревшая картинка и бедная анимация;
— Долгие загрузки;
— Глупый ИИ.
Комментарии 10
Оставить комментарий
2 года
Эээээээх были времена когда играли первые части эпохи империи )
Ответить
2 года
Сто лет не играл в RTS, попробую сюжет про Русь и монголов. Благо в Game Pass есть.
Ответить
2 года
В своё время играл почти во все части и Age of Mythology. Как же круто было)
а уж сколько времени провёл в мультиплеере и вовсе не счесть

Хорошо, что серия вернулась)
Ответить
2 года
Все равно заценю данный проект))
Ответить
2 года
Большая надежда на сетевой режим, ведь именно в нем по максимуму используются особенности каждой нации. Надеюсь, что количество игроков в сетевой игре на одной карте со временем увеличится.
Ответить
2 года
Солидарен с автором целиком. И мне кажется, это даже не завышенные ожидания, а вполне себе нормальные после такого многолетнего периода. Смотреть на нее грустно, играть ностальгично, но тоже как-то обыденно. Ничего нового. Так, по сети порезаться.
Ответить
2 года
Спасибо за обзор, поиграю с удовольствием!
Ответить
2 года
получили неплохую стратегию в реальном времени
И это уже достяжение в наши дни. Жанр пребывает в коматозном состоянии с 2007 года и ему нужно не обновление, а возрождение.
А ведь знатоки жанра помнят, как в третьей игре серии не только появился трехмерный движок, но и были опробованы новые механики, вроде метрополии
И эти нововведения никак не пошли на пользу игре. В АоЕ 2 до сих пор играют с удовольствием, а АоЕ 3 перешла в разряд интересных диковинок прошлого.
В Age of Empires 4 нет ни фантастики, ни фэнтези
И прекрасно. Это наоборот хорошо! Серия Age of Empires всё же историческая, а не фэнтезийная.
разработчики убрали из игры активную паузу
У игрока отняли читы, ну что ж, придётся учиться контролировать войска в бою. Очень пригодится в сетевом режиме.
конные бойцы могут попросту застрять в шеренге пехотинцев
Вместе с механикой чарджа — это отличное обновление боевых механик, взятое из Battle for the Middle Earth. Конница может в момент развалить боевое построение, если её применить правильно и погибнет, если её просто кинуть в бой и забыть. Всё правильно.
Age of Empires 4 своим внешним видом никак не тянет на дорогой стратегический блокбастер
А вот тут очень спорный момент: и Warcraft 3 Reforged и Ancestors Legacy и Spellforce 3 имеют проблемы не только с оптимизацией, но и с читабельностью ситуации на карте. Высоко детализированные модельки и естественная гамма хорошо смотрятся по отдельности, но с высоты птичьего полёта большое количество деталей мешает различать между собой юнитов. А у AoE 4 таких проблем нет. Нарочито упрощенные модели с крупными, запоминающимися деталями отлично смотрятся и сразу понятно что происходит на поле боя. Всегда.
Так, часть москвичей (коренных москвичей!) говорит на чистом русском, а другая часть выдает корявые перлы в духе голливудских боевиков о суровых русских мужиках.
Язык — живой организм, он постоянно меняется. Нам показывают 10-16 века примерно, уверяю вас, вы не сможете прочесть тексты того времени без подготовки. Так что это вполне логично, что лексикон юнитов отличается от нашего. Правда, не поручусь за его достоверность.

В общем, к обзору у меня больше претензий чем к игре. Пока что игра выглядит очень перспективно, несмотря на ряд недочётов. Будущее у АоЕ 4 может быть только в мультиплеере и разработчики, кажется, это понимают. Так что больше оптимизма!
Ответить
2 года
Из всех частей 2я самая лучшая, ее ремастер супер. 3я часть-унылое говн... Слава богу, что 4я на 3ю не похожа. А вот 3хмерность...дань моде и времени, но 2хмерка играется лучше..Имхо
Ответить
2 года
Не понял насчет москвичей.
Озвучка отличная, и чувствуется, что делали носители языка.
Тем более ещё и старорусский, вообще круто
Ответить