Обзор Humankind. Как громко и убедительно высказаться на старую тему, или Почему Civilization стоит напрячься
Разбирая Humankind, просто невозможно избежать сравнений с серией пошаговых глобальных стратегий Civilization от ветерана индустрии Сида Мейера. На последние части Civilization новая игра похожа даже сильнее, чем это принято в приличном обществе. Тем не менее, стоит припрятать до более подходящего случая хлесткие фразы про копирование и клонирование. Humankind имеет свой узнаваемый облик и ритм, свои дизайнерские находки и удачные механики. В неё попросту интересно играть — подробнее прямо сейчас.
Нужно знать своих героев
Если имя Сида Мейера хорошо известно почти каждому геймеру, то о разработчиках Humankind стоит сказать отдельно. При всех своих немалых заслугах эти ребята отличаются выдающейся скромностью. Сеть не трещит от видеодневников разработки, и фото геймдизайнеров возле спортивных авто не бросаются в глаза.
А ведь французская студия Amplitude может похвастаться действительно неплохим портфолио. Такие проекты, как Endless Space и Endless Legend известны всем поклонникам многогранных и комплексных стратегий. Humankind — опять же вещь сложносоставная.
Если вас приводит в радостный трепет принадлежность к жанру 4Х (именно там исследуют, искореняют, расширяют границы и копят богатства отдельно взятой империи), то вам стоит без сомнений отправляться за покупкой. Сходство с Civilization в данном случае не будет недостатком. Мало того, французы смогли избежать многих ситуаций, которые омрачали знакомство со стратегиями Мейера.
Найди сто отличий
В основе игрового процесса Humankind лежит проверенная годами классика, базис и хребет геймплея схож с любой игрой в жанре. Перед нами те самые гексы (эксперименты с квадратной разбивкой поля из четвертой Civilization не дали нужного эффекта), фигурки отрядов, рабочих бригад и кнопка End Turn ровно на том месте, где мы ее привыкли видеть за последние годы. Бежать от сравнений с «Цивилизацией» нет смысла, в Humankind та же основная механика, те же условия победы, похожий интерфейс и тот же подход к видеоряду. Но после нескольких ходов Humankind начинает ловко доставать козыри из рукавов и радовать дизайнерскими решениями. Отличия от Civilization множатся.
С первых минут Humankind удивляет генерацией персонажа. Мы возимся с будущим императором, будто попали в RPG, определяем черты характера и добавляем мудрых морщин на портрет нашего альтер эго.
Дальше — больше. В новой игре более четко (по сравнению с сами знаете какой игрой) обозначен прогресс и цели народного лидера. Для продвижения к победе здесь нужно зарабатывать так называемые Era Stars, эти звезды даются за значительные успехи в любом из важных государственных дел. Накопили нужное количество Era Stars — можете шагнуть в новую эпоху нажатием одной кнопки. У Мейера цели игрока прятались за далекие горизонты и возня со своей нацией теряла всякий смысл, хотя и оставалась увлекательной.
В стенах Amplitude Studios нашли несколько действенных приемов по сохранению бодрого ритма в геймплее. В некоторых частях Civilization рано или поздно наступал момент провисания, когда все земли изучены, соседи знакомы, а бег научной мысли замедляется из-за сложности изысканий. В Humankind интересно играть почти всегда. На уже изученных землях появляются новые точки интереса, а внутри нашего рода-племени постоянно происходят события, требующие вашего вмешательства. Нам излагают суть проблемы и дают варианты действий, причем решений может быть больше, чем две стандартные противоположности. К примеру, ваши соплеменники увлеклись кулачными боями. Запретить травматичный спорт, разрешить для повышения воинских навыков или упорядочить, превратив в государственные соревнования? Любой выбранный вариант даст какие-либо бонусы и приведет к определенным штрафам. Такая механика здорово оживляет геймплей, добавляет той динамики, что порой не хватает другим 4Х-стратегиям.
Очень неплохо сделаны контакты с независимыми народами, которые встречаются при исследовании земель. Если расположить к себе соседний народ денежными инвестициями или потратив такой ресурс, как влияние, мы увидим, как окрестности патрулируют отряды дружественных наемников. А если продвинуться в дипломатических отношениях с такой страной, то можно, улучив благоприятный момент, и вовсе её ассимилировать.
А еще Humankind смогла избежать частой жанровой беды — перегруженности механиками. Да, порог вхождения и здесь довольно высок, придется проявить терпение и внимательность, а во встроенную энциклопедию предстоит заглянуть не раз и не два. Шутка ли, но вас спросят еще на старте, имеете ли вы опыт игры в исторические стратегии, и от ответа будет зависеть интенсивность подсказок. Если вы знакомы с играми Сида Мейера или хотя бы с любой из стратегий франшизы Total War, освоитесь без особых проблем. А если же у вас в списке пройденных игр числится такой титан, как Hearts of Iron, то просто расслабьтесь и получайте удовольствие.
И пусть никто не уйдет обиженным
Вопреки тревожным предчувствиям, создатели игры не стремятся обрушить на вас лавину правил и пояснений. Все приемы, методы и уловки грамотного правителя выдаются постепенно и сопровождаются аккуратными пояснениями. Освоиться в Humankind можно быстрее, чем в прочих схожих играх. А это для 4Х-проектов очень важная черта. Если вспомнить шестую часть Civilization, то многие ценители жанра отмечали, что со всеми дополнениями и патчами механика стала громоздкой и попросту неподъемной для новичка. Поэтому новым игрокам дорога в Humankind!
Боевая часть — куда же без нее в 4Х? — выполнена с претензией на свежесть. Нет, на отдельную арену отряды соперников не переносятся. Но для тактики место все же нашлось. Стычки происходят на глобальной карте, но в специальном режиме, где нужно одержать победу за три фазы маневров и атак. На проработку уровня XCOM надеяться не стоит, но такие сражения выглядят интереснее, чем автоматическая сверка слабых и сильных сторон противников в Civilization.
Прочие механики Humankind на оригинальность не претендуют, знатоки стратегий их уже видели в том или ином виде. Дипломатия раскрывается в полной мере лишь для развитой державы, с небольшим княжеством горделивые правители соседних стран попросту откажутся говорить. Ресурсы делятся на обычные, производимые нашими гражданами, и на редкие, разбросанные по карте, вроде табунов диких коней. Ученые непрерывно грызут свой гранит, продвигаясь вперед по ветвям исследований. А вот государственная религия порадует своей динамичностью: в вопросах веры постоянно возникают проблемы и спорные ситуации. Поощрять развитие шаманизма? Запретить ли публичное гадание? Ваши решения продвинут страну к процветанию или станут источником головной боли — религию не стоит недооценивать.
В настоящий момент сетевая игра более или менее живая, поиск соперников для партии на шестерых происходит не мгновенно, но довольно быстро. Хотя есть мнение, что сама суть пошагового режима в том, чтобы играть без спешки и без оглядки на сетевых конкурентов. Но под рукой всегда есть одиночная игра, и там вы вольны обдумывать каждый ход по сорок минут, ощущая собственное величие и мудрость.
После длительного сеанса игры в Humankind появляется стойкое ощущение, что разработчики из Парижа очень старались сделать свое детище максимально удобным и доброжелательным к игроку. Интерфейс — беда многих глобальных стратегий — исполнен аккуратно и прост в освоении, забудьте о десятках меню и подменю. Всё наглядно и всё на своих местах. Если вы забыли раздать приказы кому-то из военных или строителей, игра напомнит об этом при попытке завершить ход. Можно задать длительную последовательность действий и одним нажатием клавиши отправить разведчиков в долгую экспедицию на другой край континента. Подумать только, не забыта даже старая добрая опция быстрого сохранения и загрузки!
Игра так ловко отнимает свободное время и внимание геймера, что все недостатки выглядят мелкими и незначительными, а претензии к Humankind похожи на бурчание вечно недовольного деда. Да, у Сида Мейера все нации говорили на родных языках. Здесь же древние хетты бодро рапортуют Come Over Here! при нажатии курсора. Мелочь? Именно так.
Древние фрески и звуки музыки
По поводу картинки сказать особо нечего. Если вы видели любую часть Civilization начиная с четвертой, видеоряд покажется для вас очень знакомым. Преобладание ярких красок, аккуратные модели, пасторальные пейзажи. 4Х-стратегия никогда не была тем жанром, что пытается сразить графикой. Humankind выглядит опрятно — и этого, пожалуй, достаточно.
Чтобы проникнуться эпическими событиями, хорошо бы слышать в 4Х-игре мощный саундтрек. С этим у Humankind все в порядке. Нет, до уровня гениальной Baba Yetu из Civilization 4 французы не дотянули, но у них всё получилось на уровне выше среднего. Будут и симфонические инструменты, и вокальные партии — поставить в проигрывателе что-то свое, из личного плей-листа, вам не захочется.
***
Ходят слухи, что команда Firaxis уже работает над новой частью Civilization. Что ж, им придется здорово постараться. Ведь с выходом Humankind в жанре появился новый претендент на трон.
Увлекла ли вас Humankind?