Разбирая Humankind, просто невозможно избежать сравнений с серией пошаговых глобальных стратегий Civilization от ветерана индустрии Сида Мейера. На последние части Civilization новая игра похожа даже сильнее, чем это принято в приличном обществе. Тем не менее, стоит припрятать до более подходящего случая хлесткие фразы про копирование и клонирование. Humankind имеет свой узнаваемый облик и ритм, свои дизайнерские находки и удачные механики. В неё попросту интересно играть — подробнее прямо сейчас.
Если имя Сида Мейера хорошо известно почти каждому геймеру, то о разработчиках Humankind стоит сказать отдельно. При всех своих немалых заслугах эти ребята отличаются выдающейся скромностью. Сеть не трещит от видеодневников разработки, и фото геймдизайнеров возле спортивных авто не бросаются в глаза.
А ведь французская студия Amplitude может похвастаться действительно неплохим портфолио. Такие проекты, как Endless Space и Endless Legend известны всем поклонникам многогранных и комплексных стратегий. Humankind — опять же вещь сложносоставная.
Если вас приводит в радостный трепет принадлежность к жанру 4Х (именно там исследуют, искореняют, расширяют границы и копят богатства отдельно взятой империи), то вам стоит без сомнений отправляться за покупкой. Сходство с Civilization в данном случае не будет недостатком. Мало того, французы смогли избежать многих ситуаций, которые омрачали знакомство со стратегиями Мейера.
В основе игрового процесса Humankind лежит проверенная годами классика, базис и хребет геймплея схож с любой игрой в жанре. Перед нами те самые гексы (эксперименты с квадратной разбивкой поля из четвертой Civilization не дали нужного эффекта), фигурки отрядов, рабочих бригад и кнопка End Turn ровно на том месте, где мы ее привыкли видеть за последние годы. Бежать от сравнений с «Цивилизацией» нет смысла, в Humankind та же основная механика, те же условия победы, похожий интерфейс и тот же подход к видеоряду. Но после нескольких ходов Humankind начинает ловко доставать козыри из рукавов и радовать дизайнерскими решениями. Отличия от Civilization множатся.
С первых минут Humankind удивляет генерацией персонажа. Мы возимся с будущим императором, будто попали в RPG, определяем черты характера и добавляем мудрых морщин на портрет нашего альтер эго.
Дальше — больше. В новой игре более четко (по сравнению с сами знаете какой игрой) обозначен прогресс и цели народного лидера. Для продвижения к победе здесь нужно зарабатывать так называемые Era Stars, эти звезды даются за значительные успехи в любом из важных государственных дел. Накопили нужное количество Era Stars — можете шагнуть в новую эпоху нажатием одной кнопки. У Мейера цели игрока прятались за далекие горизонты и возня со своей нацией теряла всякий смысл, хотя и оставалась увлекательной.
В стенах Amplitude Studios нашли несколько действенных приемов по сохранению бодрого ритма в геймплее. В некоторых частях Civilization рано или поздно наступал момент провисания, когда все земли изучены, соседи знакомы, а бег научной мысли замедляется из-за сложности изысканий. В Humankind интересно играть почти всегда. На уже изученных землях появляются новые точки интереса, а внутри нашего рода-племени постоянно происходят события, требующие вашего вмешательства. Нам излагают суть проблемы и дают варианты действий, причем решений может быть больше, чем две стандартные противоположности. К примеру, ваши соплеменники увлеклись кулачными боями. Запретить травматичный спорт, разрешить для повышения воинских навыков или упорядочить, превратив в государственные соревнования? Любой выбранный вариант даст какие-либо бонусы и приведет к определенным штрафам. Такая механика здорово оживляет геймплей, добавляет той динамики, что порой не хватает другим 4Х-стратегиям.
Очень неплохо сделаны контакты с независимыми народами, которые встречаются при исследовании земель. Если расположить к себе соседний народ денежными инвестициями или потратив такой ресурс, как влияние, мы увидим, как окрестности патрулируют отряды дружественных наемников. А если продвинуться в дипломатических отношениях с такой страной, то можно, улучив благоприятный момент, и вовсе её ассимилировать.
А еще Humankind смогла избежать частой жанровой беды — перегруженности механиками. Да, порог вхождения и здесь довольно высок, придется проявить терпение и внимательность, а во встроенную энциклопедию предстоит заглянуть не раз и не два. Шутка ли, но вас спросят еще на старте, имеете ли вы опыт игры в исторические стратегии, и от ответа будет зависеть интенсивность подсказок. Если вы знакомы с играми Сида Мейера или хотя бы с любой из стратегий франшизы Total War, освоитесь без особых проблем. А если же у вас в списке пройденных игр числится такой титан, как Hearts of Iron, то просто расслабьтесь и получайте удовольствие.
Вопреки тревожным предчувствиям, создатели игры не стремятся обрушить на вас лавину правил и пояснений. Все приемы, методы и уловки грамотного правителя выдаются постепенно и сопровождаются аккуратными пояснениями. Освоиться в Humankind можно быстрее, чем в прочих схожих играх. А это для 4Х-проектов очень важная черта. Если вспомнить шестую часть Civilization, то многие ценители жанра отмечали, что со всеми дополнениями и патчами механика стала громоздкой и попросту неподъемной для новичка. Поэтому новым игрокам дорога в Humankind!
Боевая часть — куда же без нее в 4Х? — выполнена с претензией на свежесть. Нет, на отдельную арену отряды соперников не переносятся. Но для тактики место все же нашлось. Стычки происходят на глобальной карте, но в специальном режиме, где нужно одержать победу за три фазы маневров и атак. На проработку уровня XCOM надеяться не стоит, но такие сражения выглядят интереснее, чем автоматическая сверка слабых и сильных сторон противников в Civilization.
Прочие механики Humankind на оригинальность не претендуют, знатоки стратегий их уже видели в том или ином виде. Дипломатия раскрывается в полной мере лишь для развитой державы, с небольшим княжеством горделивые правители соседних стран попросту откажутся говорить. Ресурсы делятся на обычные, производимые нашими гражданами, и на редкие, разбросанные по карте, вроде табунов диких коней. Ученые непрерывно грызут свой гранит, продвигаясь вперед по ветвям исследований. А вот государственная религия порадует своей динамичностью: в вопросах веры постоянно возникают проблемы и спорные ситуации. Поощрять развитие шаманизма? Запретить ли публичное гадание? Ваши решения продвинут страну к процветанию или станут источником головной боли — религию не стоит недооценивать.
В настоящий момент сетевая игра более или менее живая, поиск соперников для партии на шестерых происходит не мгновенно, но довольно быстро. Хотя есть мнение, что сама суть пошагового режима в том, чтобы играть без спешки и без оглядки на сетевых конкурентов. Но под рукой всегда есть одиночная игра, и там вы вольны обдумывать каждый ход по сорок минут, ощущая собственное величие и мудрость.
После длительного сеанса игры в Humankind появляется стойкое ощущение, что разработчики из Парижа очень старались сделать свое детище максимально удобным и доброжелательным к игроку. Интерфейс — беда многих глобальных стратегий — исполнен аккуратно и прост в освоении, забудьте о десятках меню и подменю. Всё наглядно и всё на своих местах. Если вы забыли раздать приказы кому-то из военных или строителей, игра напомнит об этом при попытке завершить ход. Можно задать длительную последовательность действий и одним нажатием клавиши отправить разведчиков в долгую экспедицию на другой край континента. Подумать только, не забыта даже старая добрая опция быстрого сохранения и загрузки!
Игра так ловко отнимает свободное время и внимание геймера, что все недостатки выглядят мелкими и незначительными, а претензии к Humankind похожи на бурчание вечно недовольного деда. Да, у Сида Мейера все нации говорили на родных языках. Здесь же древние хетты бодро рапортуют Come Over Here! при нажатии курсора. Мелочь? Именно так.
По поводу картинки сказать особо нечего. Если вы видели любую часть Civilization начиная с четвертой, видеоряд покажется для вас очень знакомым. Преобладание ярких красок, аккуратные модели, пасторальные пейзажи. 4Х-стратегия никогда не была тем жанром, что пытается сразить графикой. Humankind выглядит опрятно — и этого, пожалуй, достаточно.
Чтобы проникнуться эпическими событиями, хорошо бы слышать в 4Х-игре мощный саундтрек. С этим у Humankind все в порядке. Нет, до уровня гениальной Baba Yetu из Civilization 4 французы не дотянули, но у них всё получилось на уровне выше среднего. Будут и симфонические инструменты, и вокальные партии — поставить в проигрывателе что-то свое, из личного плей-листа, вам не захочется.
***
Ходят слухи, что команда Firaxis уже работает над новой частью Civilization. Что ж, им придется здорово постараться. Ведь с выходом Humankind в жанре появился новый претендент на трон.
Увлекла ли вас Humankind?
Пройти опрос