Вы заметили, как придирчиво мы оцениваем современные фильмы ужасов? Слишком много скримеров. Слишком мало интеллектуальности. Новые ремейки предсказуемы, франшизы раздуты. Целые антологии залезают к нам под кожу, трясут кишками и проклятиями, а нам всё мало! Но есть те, про кого принято говорить «так плохо, что даже хорошо». Фильмы, которые не стесняются себя и доказывают: чтобы войти в историю, не обязательно снимать лучше всех, а феномен «Комнаты» Томми Вайсо — старая добрая инструкция к действию.
Русские фильмы ужасов окружает бракодельная аура, заставляющая ностальгировать по полувековой давности «Вию» с Натальей Варлей. Зачем ждать русского хоррора, когда остросоциальная драма Звягинцева или Быкова и так дарит оглушительное ощущение ужаса и безнадёги? Не скажите. Российский ужастик может быть непретенциозным и ироничным (как якутская «Республика Z») или хотя бы оригинальным («Убрать из друзей»). Выбрать паршивую овцу непросто («Дизлайк»? «Ведьма»?), но есть та, которая точно заставит вас улыбнуться.
Русская «Ведьма из Блэр» за 70 тысяч долларов под названием «Шопинг-тур» переносит нас в Финляндию, на экскурсию русских туристов, среди которых оказались мать и сын-тинейджер. Они друг друга стоят: пацан тайком попивает пиво, а женщина не спешит признаться, что экскурсия включает шопинг-тур. Перед поездкой им стоило меньше слушать байки о пьющих финнах и больше — о финнах-каннибалах. Ведь в день летнего солнцестояния здесь принято бегать голышом и разжигать костры, а ещё — есть иностранцев. Главные герои каждую минуту будут бороться за свою жизнь… и бесконечно выяснять отношения, снимая происходящее на мобильный телефон.
Победная формулировка «за юмор и жанровую дерзость» на фестивале «Окно в Европу» в 2012 году говорит сама за себя. Но не говорит, что вам стоит увидеть всё самим.
Если соединить две хорошие идеи — торнадо («И грянул шторм») и акул («Челюсти») — и соединить их, то должно получиться в два раза лучше. Видимо, именно так рассуждали создатели страшно… смешной франшизы «Акулий торнадо» (2013-2018), чья главная проблема кроется в названии, на фоне которого даже «Нападение пятиглавой акулы» (от той же студии) не кажется полётом фантазии. Что ж, когда ты лучший серфингист в Лос-Анджелесе (Ян Зиринг из сериала «Беверли-Хиллз, 90210»), то быстро привыкаешь к людным пляжам и опасным волнам, но явно не к тому, что пора расчехлять бензопилу, ведь с очередным смерчем на город обрушиваются тысячи акул.
Первый малобюджетный фильм франшизы был положительно встречен критиками и зрителями и стал настоящей бомбой в Твиттере. Кино, чья искренность в его нелепости, стало ироничным ответом самоуверенным летним блокбастерам. Но из года в год оценки падали, вслед за акулами в кадре. Создатели не захотели останавливаться на достигнутом и за шесть частей успели высадить десант мерзких акул в Лас-Вегасе и Белом доме, научили их телепортироваться, извергать пламя и заслали аж в эру динозавров. Джонни, они на деревьях!
Коктейль из ужаса и чёрного юмора прямиком из 80-х на ура лечит коулрофобию, вызванную маскотом Макдоналдса у миллениалов и экранизацией «Оно» у зумеров, а заодно калечит психику в целом. В центре истории — захолустный американский городок, изобилующий клишированными персонажами: фермеры, влюблённая парочка, властный шериф и парни, которых этот шериф регулярно задерживает. Все они рискуют провести вечность, замурованные в сахарной вате, пока инопланетяне-клоуны из тарелки-шапито вовсю испытывают на жителях свои внеземные технологии: злобного пса из воздушных шариков, смертельные пироги, чудеса паркура и клоунзиллу.
При всей своей культовости «Клоуны-убийцы из космоса» имели все шансы на сиквел, но тот пошёл под нож после сделки Disney и Fox. Но и десятилетия спустя фильм, который даже не пытается напугать, легко заменит вам на Хэллоуин тот же «Кошмар перед Рождеством».
Подпись: Тот самый выпуск «Таинственного театра 3000 года», посвящённый обзору фильмов категории B
Забудьте о Фантомасе: в 60-х был кое-кто пострашнее. Американский фильм ужасов «Манос: Руки судьбы» вышел в 1966 году, практически одновременно с «Карнавалом душ» и «Ночью живых мертвецов», но не снискал той же славы. Статус культового пришёл к нему только в 1993 году, после упоминания в комедийном телешоу «Таинственный театр 3000 года», герои которого смотрят и обсуждают лютый фантастический трэш.
Во время дорожного путешествия счастливое семейство не находит нужный отель и останавливается на постой в таинственном доме. Ни хромой слуга-сатир, ни на редкость стрёмный портрет Хозяина, ни гибель их собственной собаки не смущают героев. Мать семейства Маргарет рискует пополнить гарем жён Хозяина, а её муж Майкл — быть принесённым в жертву демону Маносу («руки» по-испански), так что на пять звёзд это заведение явно не тянет.
Кроме плохого качества, проблем с освещением и дубляжом, шикарна и сама история проекта. Гарольд Уоррен, выступивший режиссёром, продюсером и исполнителем главной роли, занимался страховкой и продажей удобрений, а фильм вообще снял на спор. Приятно знать, что и в наши дни «Манос» не забыт: он отреставрирован, а съёмки одного из его сиквелов стали возможны благодаря кампании на Kickstarter.
«Максимальное ускорение» не зря регулярно попадает в подборки трэшовых картин. Но признайтесь, что ругать его не хочется. Ведь по иронии, это единственный фильм, снятый лично мастером ужасов Стивеном Кингом, на чей век и так выпало немало неудачных экранизаций. Режиссёрский дебют (при наличии недурного сценарного опыта) или многообещающий трейлер — что больше сказалось на провале? Возможно, виновата та же комета, что устроила восстание машин, которое показало, что газировка вредит здоровью (особенно в руках взбесившегося торгового автомата), грузовик с и без того пугающей маской Гоблина легко выбивает страйк кожаными ублюдками, а тот, на чьей стороне топливо (или русские с ядерными ракетами), всегда может переломить ход сражения в свою пользу.
Фильм получил две номинации на «Золотую малину»: в категориях «худший режиссёр» и «худшая мужская роль». А вот сын Кинга Джо Хилл признался, что не прочь ребутнуть картину, построив сюжет вокруг беспилотных автомобилей (спорим, что в этот раз мир спасут не русские ракеты, а убитые русские дороги?).
Знакомьтесь: вампиры и зомби в низкобюджетном и весьма откровенном ужастике 2004 года по мотивам известной готической новеллы «Кармилла». Не самый удачный мокбастер небезызвестной киностудии The Asylum (авторов «Акульего торнадо», к слову).
Страну поразила эпидемия неизвестной болезни, превращающей заражённых в ходячих мертвецов с манией убийства и каннибализма. Но Дженну, главную героиню фильма, заботят кошмары с загадочной и соблазнительной незнакомкой. Она не подозревает, что девушка, которую они с отцом подбирают на трассе, и героиня её эротических фантазий — один и тот же человек, точнее вампир. Счастью подруг угрожают зомби, вероятно, не приветствующие гомосексуальные связи, и врачи, выступающие в неравной схватке с галлюцинациями Дженны.
Неряшливый грим, уморительные драки, звуковые эффекты из прошлого и полнейший абсурд на экране — весь фильм словно затянувшаяся завязка к порно, которую нельзя перемотать. Но выключить его — как выпрыгнуть из локомотива. несущегося в ад.
Жители захолустных городков приезжих не жалуют. Потому холодный приём в Нилбоге («Гоблин» наоборот) не удивляет семью мальчика Джошуа. Герои выбрали определённо не лучшее место, чтобы провести отпуск по обмену. Ведь их занесло в королевство гоблинов! Зря Джошуа не слушался покойного дедушку, который теперь должен с того света спасать свою семейку от… вегетарианцев. Слава богу, тренды прогрессивного питания добрались до американских окраин, скажете вы. Как бы не так! Злобные карлики действительно поглощают растения, но предварительно превращают в них людей с помощью волшебного пойла и одной безумной ведьмы.
Фильм прямиком из 90-х, подаривший нам мем «OH MY GOD», ужасает разве что нелепыми масками гоблинов и потому тянет скорее на тёплую семейную комедию.
Все, кто не подозревал об орнитофобии и «Птицах» Хичкока, рискуют не пережить «Птицекалипсис: Шок и Трепет» (2010). Первая половина фильма затягивает нас в унылую мелодраму (это ведь романтический фильм ужасов), в которой продажам программного обеспечения уделено внимания не меньше, чем любовной линии. Но! Вдруг! Внезапно! Стая плохо прорисованных орлов и стервятников атакует город и выжигает всё живое птичьей кислотой. «Почему они нападают?» и «Почему они перестали атаковать?» — задаются вопросами вооружённые вешалками герои. Если вы надеетесь обратиться за ответами к не менее эпическому продолжению — не стоит.
Вьетнамский режиссёр Джеймс Нгуен объясняет, что дешёвая компьютерная графика, сомнительные звуковые эффекты и неловкая актёрская игра обусловлены низким бюджетом фильма (менее 10 тысяч долларов), а вообще-то он надеялся вдохновить зрителей на более «зелёный» образ жизни.
За более чем вековую историю хорроров мы привыкли к пончикам-убийцам, злобным помидорам, мотоциклам, овцам, кроликам и даже мстительным половым органам. Порой это было смешно, а порой — омерзительно. Но порой стоит опуститься на самое дно. Ведь большое видится на расстоянии. Вышедший спустя 30 лет после оригинала документальный фильм «Лучший худший фильм» («Best Worst Movie») о печально известных троллях-вегетарианцах получил высокую оценку критиков и в который раз показал, что от безумия до классики — один шаг. Ведь никто в целом мире не просыпается с твёрдым желанием снять худший фильм в истории. Важны лишь искренность и храбрость, а время всё расставит по местам.
Кристина Гизатулина, специально для VGTimes.
А какой фильм ужасов вы считаете самым ужасно плохим?
Пройти опрос