Не секрет, что российские игры у многих ассоциируются с чем-то далеко не всегда качественным. Зачастую сделанные на скорую руку, в середине нулевых они продавались на каждом углу и вызывали в лучшем случае сочувственную улыбку у знающих людей: дескать, ну да, никогда такого не было и вот опять. Однако и среди этих порождений тьмы встречались просто удивительные примеры. О них сегодня и поговорим.
Важное предупреждение. Мы не пытаемся сказать, что абсолютно все компьютерные игры, созданные в нашей с вами стране, были злобным трэшем. Отнюдь. За свою относительно непродолжительную историю российские студии создал немало действительно достойных игр: едва ли у кого-то хватит наглости заявить, что цикл «Аллоды» или Периметр — это плохие игры. Проблема в том, что на каждый действительно интересный релиз приходился вагон ерунды. Перечислять все плохое, что породил российский игропром, бессмысленно — не хватит и трех таких материалов. Давайте лучше сфокусируемся на играх, чьи обложки нагло врали своим потребителям, а порой были не менее упороты, чем игры, которые под ними скрывались.
И начнем мы свой рассказ с игры, которая продавалась, наверное, в каждом игровом ларьке в период с 2003 по 2005 год. Автор этих строк и сам едва не купил эту поделку, польстясь на невысокую цену и яркую обложку. Итак, что же такое «Метрон»? Если говорить кратко, то это интерактивный видеоквест, который рассказывает историю о страшном-страшном «монстре», вырезающим население провинциального города где-то на просторах нашей необъятной родины. Полагаю, вы уже поняли, в чем тут засада.
Видеоквест, созданный в начале нулевых, попросту не мог быть хорошим — у нас тогда нормальное кино еще не наловчились снимать, чего уж там о видеоиграх говорить. Актеры-любители, дешевые эффекты, отвратительный монтаж и качество картинки, а также сценарий, который в своей глупости превосходит «Комнату» Томми Вайсо (Tommy Wiseau) — вот лишь краткий список недостатков этой поделки.
Самое удивительное, что подобную, откровенно любительскую, дичь продавал вполне себе крупный российский издатель. И не просто продавал, но снабдил яркой обложкой, которую вполне можно было принять за какой-нибудь очередной спин-офф популярной в начале нулевых «Баффи: Истребительницы вампиров». Стоит ли говорить, что, поведясь на яркую обложку, геймеры оказывались в очень неловкой ситуации. Диск-то не поменять — он лицензионный. А проходить эту дрянь сил и желания просто не было. Такие дела.
В середине нулевых, когда популярность серии Need for Speed зашкаливала, а по телеку вовсю крутили «Тачку на прокачку», каждый уважающий себя школьник буквально грезил этой игрой. Ну вы только представьте себе! Настоящая москва, куча машин, тюнинг, шикарные девушки, которые то и дело смотрели со страниц российских компьютерно-игровых журналов, вовсю публиковавших дневники разработчиков. Lada Racing Club просто обязана была стать шедевром.
А что в итоге? В итоге — разгромные оценки в прессе, тормоза, отвратительная графика и всевозможные баги. Послужной список у «Лады» оказался настолько широким, что компания «Новый диск», распространявшая этот страх по магазинам, была вынуждена пойти на небывалую прежде акцию. Абсолютно все желающие могли поменять свою версию гоночной аркады на другую игру издательства.
А знаете, что самое обидное? Попасться на удочку «Лады» мог даже тот, кто компьютерно-игровых журналов отродясь не читал. Просто потому, что у игры была шикарная по тем годам обложка. Красная тачка, сексуальные девчонки на обложке, фразы про «реальную Москву» и «реальный тюнинг» — тогда это многое значило для геймеров, которые еще вчера вовсю гоняли во вторых «Дальнобойщиков» и, в принципе, верили в отечественную индустрию. Жаль только содержимое диска, скрытого под этой обложкой, было просто отвратительным.
Отдельной строчки в нашем антирейтинге заслужила серия под названием «Рандеву с незнакомкой». Помните несколькими абзацами выше мы рассказывали про «Метрон»? Дескать, и актерская игра плохая, и бюджет размером с пару ящиков пива. Видеоквест из начала нулевых — одним словом. А теперь представьте, что примерно в это же время вполне легальный отечественный производитель стряпал со скоростью света точно такие же поделки, но с элементами эротики.
Лежал этот ужас и страх вперемешку с локализованным вариантом Doom 3 и Morrowind. Отвратительные, безвкусные обложки, нулевая актерская игра (ходит слух, что роль «девочек» в серии «Рандеву» исполняли самые настоящие проститутки — прим. автора), ужасное качество съемки — короче, как вспомнишь, так вздрогнешь. И ладно бы еще авторы этих поделок ограничились одной-двумя играми — всевозможных «Рандеву» наплодили видимо-невидимо. И это только на PC.
Отечественная эротика в конечном счете добралась даже до консолей. Разумеется, нелегально. За 100 с копейками рублей на ближайшем развале можно было приобрести вполне себе рабочую версию «Рандеву с незнакомкой», но для первой PlayStation. И, нет, это не обман — на дисках действительно были записаны отдельные части этой вне всякого сомнения «великой» серии. Так и жили. И да, это тот случай, когда и обложка упоротая, и содержание ниже плинтуса.
В нулевые большую часть отечественного игрового рынка составляли так называемые «российские квесты». Началось это безумие еще в девяностые — с выхода историй про Капитана Пронина, Колобков и первой части «Петьки». И вот как-то так вышло, что настолько полюбились эти игры российскому пользователю, что наш родной игропром поставил на поток производство рисованных адвенчур с дурным сюжетом, сотканном по мотивам бородатых анекдотов.
Какая только дичь не выходила. На фоне всяческих «ШтЫрлицев» даже приключения Петьки и Ивана Васильевича выглядели… почти нормальными. Ну да, «хумор» ниже пояса, Анка с сиськами, но ведь примерно так этих героев и представляли благодаря народному творчеству. А вот «Вовочка и Петечка» и прочий трэш, вроде игры по мотивам фильма «Хоттабыч», оправдать уже было ничем нельзя.
Причина проста — эти игры были похожи друг на друга как клонированные братья-близнецы. Разница состояла лишь в качестве задников и степени упоротости загадок, коих в нормальном обличье в русские квесты отродясь не завозили. Благодаря дикому и совершенно нелогичному пиксель-хантингу среди российских геймеров начал ходить штамп, что все адвенчуры — это отстой по умолчанию. Упоротые обложки также никто не отменял. Зачастую они были еще более дикими, чем сами игры.
В завершении расскажем об одном из самых обидных провалов отечественного геймдева за всю его историю. Если помните, в начале нулевых российский игропром грезил создать своего «убийцу» крупного западного хита. Не стал исключением и жанр шутеров от первого лица. А там на горизонте и Doom 3 виднелась…
Где-то в промежутке между 2002 и 2003 годом российский игрожур на все лады пиарил очередную многообещающую разработку от российских кудесников. Назывался этот зверь KREED, но тогда его называли не иначе как «убийцей боевика от id Software». Как это нередко бывало в те годы, хорошей игра казалась только на бумаге. Непонятная цивилизация, пропавшая экспедиция, экшен, невиданная досели интерактивность окружения, уровни «лучше чем в Unreal» — вот примерно такие эпитеты отвешивали журналисты в адрес несостоявшейся «убийцы». Стоит ли говорить, что на деле игроки получили едва работающий кусок программного кода, чей игровой процесс и чертям на закуску не годился?
Ну и, конечно же, обложка. С нее на геймеров смотрела злобная тварь, будто намекая: чувак, здесь будет очень жарко — купи диск только, ну чего тебе стоит? Мудрее всего оказались те, кто обошел игру стороной. Остальные матерились и строчили гневные отзывы на форумах. Такая вот бесславная кончина амбициозного проекта и еще одна упоротая обложка, за которой скрывался мусор.
***
А на какие обложки плохих российских игр попались лично вы? Расскажите об этом в комментариях к этому материалу. И до скорых встреч на страницах VGTimes.
Евгений Васильев, специально для VGTImes.
...
Он в свое время четко в заголовке написал что консоли победили пк. А на деле в статье писал совсем про дуругое. Ид*ото!
Также пытается доказывать что он там какой-то там экзамен держал по журналистике. Что он мастер по написанию статей, новостей. Не знаю чо он там держал ... но видать на тройку еле выдержал.... с натяжкой ...и через постель наверное ... с дополнительными игрушками 😏😏😏.
Считаю эту статью — личный черный список автора.
😶
Автора в топку.
В силу возраста интересовались девочками, а где достать «нуху»? Ведь главное для игры что? Верно, дамские «цЫцки». Вот и ходил диск с игрой по рукам, как барышни из роликов видеоигры.
Рандеву с незнакомкой покупали не ради актерской игры.
Петька и ВИЧ и прочие игры в этом стиле всегда воспринимались как некий панковский ответ рисваным западным квестам. Играли в это с превеликим удовольствием, а юмор ниже пояса и в Ларри есть.
Аффтар, иди маффин съешь и смузи запей. В 90е ты бы не выжил...