В 1969 году появился интернет, а в миллениум он более менее добрался до каждого дома. В это же время наступил расцвет MMO. Наконец-то стало возможным, не выходя из квартиры, путешествовать по мирам и участвовать в приключениях вместе с другими игроками. В этой статье мы вспомним ключевые для жанра игры, что интересного в них сейчас происходит и как можно поиграть. И можно ли поиграть в принципе.
Родоначальница жанра MMORPG Ultima Online вышла в 1997 году и сразу же покорила мир. Ее создатель Ричард «Lord British» Гэрриот задумывал игру как фэнтезийную вселенную с полной свободой действия — собственно, такой она и получилась. По уровню внутриигрового функционала и рискам её можно сравнить с обычной жизнью. Например, фарм любой дорогой вещи мог занимать месяцы реального времени, а смерть означала потерю ВСЕХ накоплений. И ладно смерть, нечистые на руку игроки попросту могли вас обокрасть средь бела дня в центре города. На сайте разработчика в то время давали советы ходить хотя бы парами и вызывать стражу ударом в колокол. К слову, стража, воры, продавцы картошки да и честные рыцари — все это настоящие игроки, которые отыгрывали свои роли.
К сожалению, а может и к счастью, сложность игры не располагала к вновь прибывшим — зачастую их запирали в каком-нибудь подземелье, а так как новички понятия не имели как выбраться из него, либо бросали игру, либо создавали нового персонажа. Такое вот посвящение «в рыцари». Ultima Online была жестоким местом и не прощала ошибок, что только добавляло игре азарта и удерживало тысячи игроков по всему миру перед экранами.
Первоначально игра распространялась по подписке, сейчас же в нее можно поиграть бесплатно (без аукционов, домовладения, наград и GM-ивентов). Но даже это не помогает онлайну — игра дышит на ладан, что не мудрено. Её «дети» в виде WoW, Lineage II (разработчик которой тоже Ричард «Lord British» Гэрриот) и TES Online забирают львиную долю аудитории. Но мы относимся к прародителю с трепетом и уважением, а если и вы хотите навестить «бабушку», то на сайте после регистрации можете отдать дань уважения, как это делают другие олдскулы MMO.
Однако, это не та бабушка, которая рада своим внучкам: здесь нет аддонов, которые помогут в выполнении квестов, комьюнити маленькое и каждый занят своим делом. Влиться в размеренный многонедельный гринд средненькой брони, может, еще получится, но стать частью умирающего комьюнити… не уверены. Но вы можете попробовать.
Ultima Online — это во многом уже музей, а не игровая площадка: детям (новичкам) здесь уже не интересно, а старики возвращаются, чтобы пустить скупую слезу ностальгии.
Star Wars Galaxies вышла в 2003 году — лучшее время для игр жанра MMO. Ultima Online доказала, что MMO очень даже рентабельный проект, а Lineage II и EVE Online показала, рынок еще не насытился играми подобного жанра, и каждый может попытать удачу. Ну, и Sony Online Entertainment совместно с LucasArt справедливо решили, что грех оставлять популярную вселенную «Звездных войн» без своей MMORPG. Идея отличная, да и реализация не подвела — в первые месяцы игра собрала свыше 400 000 постоянных подписчиков и стала самой продаваемой игрой на PC по культовой вселенной.
Действие игры происходило в промежутке между IV и V Эпизодами (джедаи истреблены, Палпатин и Дарт Вейдер на пике политической силы, «Звезда смерти» уничтожена), а играть предстояло за любого из жителей двенадцати планет на выбор. В игре не было классов как таковых, зато можно было изучать сразу тридцать две (!) профессии — от воина до танцора. Игроки могли возводить собственные города, избирать градоначальников, а в питейных заведениях танцоры, певцы и музыканты развлекали других игроков за чаевые. В какой еще игре такое увидишь в те годы? Словом, игра ориентировалась на миролюбивое социальное взаимодействие между игроками. Но что-то пошло не так.
В 2004 году вышла WoW, которая перевернула правила игры с ног на голову. Оказалось, что игроки хотят убивать — и убивать как можно больше! В одиночку мелких козочек, в составе рейда больших драконов, друг друга 1 на 1 и «стенка на стенку». Этого всего в звездной галактике не было и лучше бы так и не появилось.
В погоне за трендами команда Star Wars Galaxies (одним из продюсеров которой был Джей Аллен Брэк, ныне президент Blizzard) решила накатить обновлений. Первой инъекцией яда в самобытный уникальный проект стал Combat update, который изменил боевую систему игры и добавил уровни персонажей. И если первый удар онлайн-игра выдержала, то следующий, более радикальный, обесценил всю внутриигровую активность игроков. New Game Enhancements сплющил 32 профессии в 9 классов. Для некоторых профессий даже не нашлось альтернатив. Каждого игрока стали встречать NPS в роли знакомых героев из фильма. Некогда уникальный благодаря своим профессиям персонаж стал серой массой, хоть и со знакомыми «селебрити» из мира SW. А magnum opus всей игры — класс джедай (цена которого доходила до 15 000$ и который, если умирал, то раз и навсегда) стал общим. Все начали бегать джедаями в мире, где джедаи истреблены.
В погоне за бóльшим онлайном Star Wars Galaxies растеряла даже тот что у неё был. Игра официально закрылась, но на просторах интернета можно еще найти неофициальные мирки разных конфигураций, самые густонаселенные из которых SWGEmu и Star Wаrs Galaxies A New Hope. На этих серверах жизнь еще теплится, еще бегают новоиспеченные джедаи по пустыням Татуина. Но без новых аддонов, ивентов и прочих активностей жизнь космических искателей похожа на безумие — повторение одного и того же в надежде на изменения.
Изменения, кстати, были. LucasArts через пять дней после закрытия Star Wars Galaxies запустила сервера своей новой игры — Star Wars: The Old Republic, а через год перевела последнюю на модель free-to-play (большим спросом проект не пользовался).
Лучшая песочница среди 1С-бухгалтерий в жанре MMORPG. EVE Online была выпущена в 2003 году исландской компанией CCP Games. Действие игры развивается в далеком будущем, через десятки тысяч лет после освоения человеком космоса. Люди обнаруживают EVE Gate — пространственно-временной туннель, ведущий в неизвестные области вселенной. В ходе активной колонизации новых земель туннель неожиданно схлопывается и отрезает пришельцев от родного дома. Теперь в новых реалиях космическим отшельникам придется заново создавать мир.
В EVE Online игрок выступает в качестве капитана корабля. Размер судна зависит от экономических или военных успехов протеже. В игре нет классов, но есть более 400 разных умений. Радует, что улучшение любого навыка происходит в автономном режиме, игроку достаточно только выбрать ветку развития. А огорчает, что на прокачку их всех уйдет 35 лет реальной жизни. Несмотря на то, что игре вот уже 17 лет, а разработчики стараются ее упрощать, EVE Online крайне негостеприимна к новичкам: сотни конфигураций оснащения корабля, талмуды важной информации, недружелюбность самого сообщества (здесь каждый пытается обмануть другого). Уже при первом входе в игру какой-то случайный игрок просит у вас инвестировать в его бизнес пару тысяч искр (местная валюта) и клянется, что все вернет с процентами. Нередки истории «шпионов», которые втирались в доверие гильдии, а затем воровали их самые лучшие корабли. Перебежчики из одного лагерь в другой, «серые» схемы товарооборота — все это обычное дело для мира EVE. Ведь это мир брошенных на произвол судьбы одиноких мечтателей, которых суровая жизнь превратила в циничных мошенников. В конце концов это RP, вот люди и отыгрывают свою роль.
Но если вы хотите быть добряком для вас тоже найдется место — но ищите его сами. Игровая вселенная насчитывает более семи тысяч галактик, большинство которых не контролируется ни одной из фракций, и предоставлены игроку для самостоятельного изучения. Хочешь, копай руду, чтобы потом выгодно ее продать; хочешь, выполняй задания NPC и получай награды; а можешь вступить в гильдию и честно, без задних мыслей, ей служить: участвовать в налетах, защищать собственные территории, общаться и находить друзей. Занятий в мире EVE столько же, сколько и планет во вселенной — выбирай любое. Но если ты не умеешь воевать, то не переходи дорогу тем, кто умеет. Ведь вселенная круглая, а сервер один для всех, при этом одновременно в игре находится в среднем от 15 до 50 тысяч игроков.
В 2018 году корейская компания Pearl Abyss выкупила игру у CCP Games и продолжила ее развивать с еще большим рвением: если раньше обновления выпускались раз в год, то сейчас это происходит каждый квартал. Ввели бесплатный режим, ограничения которого вы почувствуете дай бог только через месяц игры. Но как бы не старались разработчики, игра все равно остается уделом любителей подсчетов, табличек и графиков. Если это вам совсем не близко, даже не пытайтесь начинать: порог вхождения дьявольски высок.
Браузерная стратегия немецкой студии Travian Games заслуживает внимания хотя бы своей живучестью на рынке MMO. Стартовав 5 сентября 2004 года, игра уже вот 16 лет ̶в̶л̶а̶ч̶и̶т̶ ̶ж̶а̶л̶к̶о̶е̶ ̶с̶у̶щ̶е̶с̶т̶в̶о̶в̶а̶н̶и̶е̶ находит фанатов по всему миру.
Написанная на языках PHP и javascript, Travian: Legends представляет собой стратегию в реальном времени, в которой игрок выступает правителем и военачальником в одном лице. От имени короля вы можете обустраивать город, налаживать экономические и политические связи с городами-государствами других игроков. В свою очередь военачальник — основной аргумент в спорах за важные территории, «приключенец», приносящий ценную добычу с походов, да и просто «ходячий барабан», улучшающий характеристики армии.
Действия игры разворачиваются в античное время, а на выбор игроку предлагается три расы (галлы, римляне, германцы), каждая из которых имеет те или иные преимущества и недостатки. Но в целом всё упирается в грамотную стратегию по управлению государством и постройке главного здания в игре — Чуда света. Построив его, игрок побеждает, сервер вайпается, а все начинают игру по новой.
Как и EVE Online, игра не требует непосредственного участия — задайте очередь строительства, производства и исследований и наслаждайтесь результатом при следующем заходе в игру. Такой вот геймплей для занятых: наверное, именно поэтому ее почти сразу, как стало возможно, портировали на мобильную платформу. Игра распространяется бесплатно и, если появилось желание попробовать себя в роли флегматичного госуда́ря, переходите сюда или скачайте приложение на телефон.
***
А в какие MMO до сих пор наведываетесь вы? Или такого рода игры больше не нужны? Пишите, что думаете в комментариях.
Никита Соколов, специально для VGTimes
Не 7 тысяч галактик, 7+ тысяч систем.
Ну хоть рекламу посмотри на ютуб перед тем как писать.
И жаль, что eve следует общему тренду упрощенич