Статьи Как торговец текстилем Пан Сапковский стал автором «Ведьмака». История создания культовой книжной саги

Как торговец текстилем Пан Сапковский стал автором «Ведьмака». История создания культовой книжной саги

Nikita Ostrovsky
Содержание
Читать в полной версии

Сегодня Ведьмак — известный на весь мир герой игр, сериалов и, что главное, книг. Геральта из Ривии знают миллионы людей. Большой прирост популярности персонаж получил именно благодаря играм CD Projekt, но как на свет появился первоисточник? Как обычный продавец Анджей Сапковский смог написать большую фэнтезийную сагу, полюбившуюся миллионам читателей? С какими трудностями встретился писатель при работе над рассказами и романами? Все это вы узнаете из нашего материала.

Детство Сапковского

Анджей Сапковский (Andrzej Sapkowski) родился в 1948 году в городе Лодзь, находящемся в 120 километрах от Варшавы. Сразу после школы Сапковский поступил в Лодзинский университет, но не на журналиста или филолога, а на экономиста. С 1972 по 1994 год он работал как раз в сфере торговли: продавал меха и текстиль. Как позже отмечал Сапковский, эта работа помогла ему лучше изучить иностранные языки, которые, впрочем, он весьма неплохо знал и до этого. Пан с самого детства умел бегло читать и говорить на немецком и русском языках.

Любовь к литературе возникла у Сапковского еще в детстве. По его словам, он частенько писал стихи девушкам, но и о прозе, разумеется, не забывал. В 1972 году его новелла «Маленькая охота» появилась на страницах небольшого польского журнала. Кроме того, в то же время его рассказ «Стальноголовый» не только был опубликован, но еще и получил приз на одном из местных конкурсов. В перспективе, именно благодаря таким небольшим авторским соревнованиям, на свет и появился всеми любимый Белый волк.

Конкурс, изменивший жизнь

Кроме торговли, Сапковский зарабатывал на хлеб переводами рассказов других авторов. Чаще всего его адаптации появлялись в польском журнале «Фантастика». В 1985 году издание объявило о конкурсе рассказов. Сапковский поспорил с сыном, что ему удастся выиграть главный приз. Учитывая страсть писателя к фэнтези, было решено создать историю именно в этом жанре. Однако на выбор темы повлияли не только личные предпочтения.

Сапковский рассчитывал, что все участники напишут истории в популярном в то время жанре научной фантастики, а он предоставит на конкурс рассказ, отличающийся от остальных. Казалось бы, вполне здравая логика: по словам самого писателя, фэнтези считалось детским чтивом, не претендующим на что-то серьезное. Но в итоге Сапковский ошибся: больше половины участников написали рассказы именно в фэнтезийном жанре. Впрочем, ему все-таки удалось выделиться.

Большинство конкурсантов решило написать стандартные истории о борьбе добра со злом, в которых ничем не примечательный человек становится избранным и без особых проблем уничтожает все окружающее его зло. Сапковский решил взять за основу польскую сказку о сапожнике, убивающем дракона, и перевернуть ее с ног на голову. Все ради мрачности и реализма. Вот, что говорил сам Сапковский о своем рассказе:

Это всё ложь. Нищие сапожники делают хорошую обувь, а не убивают монстров. Солдаты и рыцари? В большинстве своём они идиоты. Священники же хотят только получать деньги и спать с несовершеннолетними. Кто будет убивать монстров в таком случае? Профессионалы. Вы не обращаетесь с таким делом к ученику сапожника: вам нужен профессионал. И тогда я придумал одного такого.

Несмотря на то, что Сапковский был полностью уверен в своей победе, ждать результатов, по его же словам, пришлось целый год. Наступил момент, когда писатель уже и не вспоминал о своем рассказе, но ответ все-таки пришел: жюри присудило ему третье место. Впрочем, даже бронзовая медаль на конкурсе обладала своими плюсами: рассказ опубликовали в журнале, а автор получил гонорар. Позже читатели атаковали редакцию письмами с просьбами продолжить историю Геральта. Вот, что говорит сам автор, спустя годы:

Они думали: «Это — лучшая история. Но так как она написана в жанре фэнтези, то давайте дадим ей третье место». Судьи — это судьи, они по большей части предвзяты. Но публика… Влияние «Ведьмака» на польских фанатов было огромным, абсолютно невероятным. И все говорили: «Ещё, ещё, ещё». Я никогда не планировал этого, поверьте мне. Я никогда не собирался писать продолжение. Но после этого признания, этого огромного одобрения, что мне оставалось делать? Фанаты требуют; там, где есть спрос, должно быть предложение.

Сапковский еще несколько лет писал небольшие истории о «Ведьмаке», удовлетворяя тем самым интерес читателей. Рассказов накопилось настолько много, что на них обратило внимание польское издательство superNOWA. Именно благодаря этому издательству, в 1992 и 1993 году соответственно на полки книжных магазинов легли сборники «Последнее желание» и «Меч предназначения». Так и началась полноценная писательская карьера Анджея Сапковского.

Жизнь после «Фантастики»

Успех рассказов о Геральте первое время не приносил денег Сапковскому. Более того, в этот период он лишился своей постоянной работы. Случилось это внезапно. В один недобрый день фирма обанкротилась, а писателю пришлось спешно решать, что делать дальше.

Он мог снова устроиться по специальности, освоить новую профессию или же продолжить востребованную историю «Ведьмака». Взвесив все риски, Сапковский пошел ва-банк и приступил к написанию полноценной саги. Ему уже были неинтересны маленькие истории, он хотел создать что-то действительно масштабное и новое.

Учитывая, что польские издательства предпочитали переводить и распространять произведения зарубежных авторов, а не работать с местными, шансы на успех такой амбициозной идеи стремились к нулю. К счастью, Сапковский был в теплых отношениях с упомянутой superNOWA. Успехи двух сборников обеспечили писателю возможность продолжить историю.

Цикл набирает обороты

В 1994 году свет увидел первый роман саги «Кровь эльфов». После релиза Анджей Сапковский сразу же принялся за вторую главу истории. Автор был уверен, что с читателями нужно быть честным. Нельзя их разочаровывать и заставлять слишком долго ждать, а потому Сапковский поставил цель: романы должны выходить каждый год. Будучи заядлым любителем книг, он и сам не раз сталкивался с долгим ожиданием нового тома интересующей истории:

Я знаю, что это нехорошо, но я хочу быть честным с читателем. Хочу, чтобы он был уверен: осенью обязательно выйдет следующий том. Я сам, когда приехал в Канаду и не нашёл очередную книгу из «Хроник Амбера», очень возмущался. Кричал: «Что Желязны (Roger Zelazny) там делает, водку хлещет, что ли? Почему не написал ещё?».

Сапковский смог придерживаться такого графика три года. В период с 1994-го по 1997-й было выпущено четыре тома «Ведьмака», но вот с заключительной книгой все-таки пришлось задержаться. «Владычица озера» вышла не в 1998-м, как планировалось, а в 1999 году. Впрочем, интерес фанатов не угас, а, наоборот, вспыхнул с новой силой.

С каждой выпущенной книгой популярность произведений Сапковского в мире только растет. Что уж говорить о родине писателя, где его фамилия стала прямо-таки именем нарицательным.

К своему «торговому» прошлому писатель больше никогда не возвращался.

***

После выхода книжного цикла на творение автора обратили внимание не только локализаторы из других стран, но и кинематографисты с разработчиками видеоигр. Впрочем, об этом вы знаете не хуже нас.

Комментарии 6
Оставить комментарий
3 года
Наступил момент, когда писатель уже и не вспоминал о своем рассказе, но ответ все-таки пришел: жюри присудило ему третье место.
Члены жюри, после того, как рассказ Сапковского получил мировую известность:
Ответить
3 года
повезло фартануло. но как по мне нужно быть истинным трудягой шобы так лихо создавать миры.
Ответить
3 года
Нужно иметь талант в первую очередь, можно быть трудягой с сотней книг но писать один лишь низкопробный шлак.
Ответить
3 года
Причем изначально и кинематографисты и разработчики были только из родной Польши. Странно а что не рассказали о темной стороне пана Сапковского, о том как он судился с разработчиками ведьмака которые и сделали его книгу настолько известной. Как сейчас он во все услышание орет что поделка от нетфликс это канон и шедевр, хотя сериал напрямую и неприкрыто перевирает все идеи которые были вложены в текст книг? И что это видно любому кто читал книгу стоит увидеть один трейлер с Нильфгаардской армией.
Ответить
3 года
Странная цитата Сапковского: «Это всё ложь. Нищие сапожники делают хорошую обувь, а не убивают монстров. Солдаты и рыцари? В большинстве своём они идиоты. Священники же хотят только получать деньги и спать с несовершеннолетними. Кто будет убивать монстров в таком случае? Профессионалы. Вы не обращаетесь с таким делом к ученику сапожника: вам нужен профессионал. И тогда я придумал одного такого.». Учитывая что в его книге один Сапожник отравил дракона и со своими дружками вполне мог бы и прибить мелкого дракона (не золотого само собой), там же Рубайлы то есть наемники то есть очень крутые солдаты были профессиональными охотниками на драконов. Рыцарь Эйк пусть и был слегка неадекватен но тоже охотился на монстрятину. Цири не ведьмачка в полном смысле этого термина, но она успешно убивает монстров.
Говоря же о цитате: «Священники же хотят только получать деньги и спать с несовершеннолетними» тоже странно учитывая что в его рассказах священники по большей части либо нейтральные либо приличные люди. Вспомнить ту же Нэннеке которая была Геральту как мать.
В общем неоднозначный человек пан Сапковский, у него отлично выходили небольшие камерные истории про профессионального убийцу чудовищ, пронизанные общим сюжетом. Но после третьей книги все скатилось в нытье Геральта ставшего истеричкой, поиск Цири за которой было куда интереснее наблюдать чем за пресловутыми похождениями убийцы чудовищ. И за геополитикой которая оказалась гораздо интереснее живых персонажей. Мнение как всегда субъективное))))
Ответить
3 года
Спасибо за интересную статью!
Ответить