Летом 2010 года вышла StarCraft 2: Wings of Liberty. А значит самая знаменитая стратегия в реальном времени отпраздновала свой десятилетний юбилей. О взлетах и падениях последней киберспортивной RTS читайте в нашей ностальгической статье.
StarCraft 2 — это не только самая знаменитая стратегия в реальном времени, но еще и один из главных долгостроев Blizzard. Многие этого не знают, но разработка игры началась в 2003 году, сразу после выхода расширения The Frozen Throne для WarCraft 3. В дальнейшем обе игры развивались параллельно: третий «Варкрафт» получал все новые и новые обновления, а второй «Старкрафт» из концепт-документа превращался в игру, которую многие геймеры считают лучшей в своем роде.
Впрочем, тогда о новой игре никто не знал. StarCraft: Brood War продолжала радовать фанатов эпичными схватками на чемпионатах по всему миру, а WarCraft 3 стремительно набирала популярность. Конечно, на рынке были и другие RTS, но на киберспортивном поприще стратегии Blizzard, по большому счету, конкурировали сами с собой. Некоторое время игроки WC3 и Brood War даже соперничали, пытаясь доказать, что именно их игра требует большего «скилла».
И хоть Warcraft 3 все же перетянула на себя внимание благодаря новизне и большей поддержке со стороны разработчиков, StarCraft все еще оставалась популярной киберспортивной дисциплиной. Особенно в Южной Корее, где игра имеет культовый статус. По ней до сих пор проводятся соревнования, которые посещают тысячи людей. Есть ли хоть одна другая стратегия, которая может похвастаться этим?
Как и в случае со многими другими сиквелами, успех StarCraft 2 кроется в преемственности, а ее достижения сделаны с опорой на предшественниц.
В 2007 году игровая индустрия переживала небывалый подъем: вышло много хороших игр. Mass Effect, Assassin's Creed, S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl, F.E.A.R., BioShock, The Witcher — все эти знаменитые франшизы зародились именно тогда. Вышли и долгожданные продолжения — The Elder Scrolls 4: Oblivion, God of War 2, Call of Duty 2, Command & Conquer 3: Tiberium Wars, Resident Evil 4 и многие другие.
Для Blizzard это тоже был важный год — вышел аддон The Burning Crusade для World of Warcraft, первый из многих. А еще в 2007 году, после четырех лет разработки, анонсировали StarCraft 2.
Произошло это в Сеуле, на одном из многочисленных киберспортивных ивентов. В последние минуты на сцену вышел Майкл Морхейм (Michael Morhaime), тогда еще президент Blizzard Entertainment. Он с гордостью объявил, что с минуты на минуту состоится анонс новой игры. А через несколько мгновений на экране появились первые кадры StarCraft 2.
Завершился показ крупным планом морпеха, пожевывающего сигару, который томно сказал: «Черт! Давно пора». Затем на лицо морпеха опустилось забрало, зрители увидели логотип игры. Стадион взорвался овациями. И только через некоторое время поклонники франшизы осознали: об игре им неизвестно ровным счетом ничего, даже даты выхода нет. Ведь тогда Blizzard была независимой, не гналась за сроками и выпускала игры «тогда, когда они будут готовы».
Новостей о StarCraft 2 не было на протяжении двух лет. И только в 2009 году разработчики напомнили о проекте новым CG-трейлером, в котором показали, как происходит «сборка» солдата армии терранов. Закончился трейлер так же, как и тизер в Сеуле: суровый терран, сигара, грубая кэтч-фраза и опускающееся забрало с последующим логотипом.
В феврале 2010 года Blizzard наконец-то показала первые геймплейные кадры, выложив в сеть сразу три геймплейных ролика, по одному на каждую расу. Только тогда, спустя три года после анонса, стало понятно, что StarCraft 2 сочетает механики оригинала и WarCraft 3. Это не просто сиквел, это новая ступень эволюции стратегий Blizzard.
Вместо одной игры Blizzard задумала сразу три, причем их названия были известны с самого начала — Wings of Liberty, Heart of the Swarm и Legacy of the Void. Разработчики как бы намекали: второй «Старкрафт» это надолго. Если вообще не навсегда.
Каждый из проектов был посвящен определенной расе, при этом три сюжетные кампании вместе образовывали единый сюжет. По задумке авторов такое разделение позволило бы рассказать большую и проработанную историю, а также развивать сетевой режим на протяжении многих лет.
StarCraft 2: Wings of Liberty вышла в июле 2010 года, и сразу же разделила игровое сообщество. Одни хорошо отнеслись к новинке, а другие долгое время ее не принимали. Но практически все согласны с тем, что ее сюжетная кампания была и остается одной из лучших в жанре. Wings of Liberty — это одна из первых стратегий, которая вышла за рамки стандартной для RTS модели, когда игрок просто проходил миссию за миссией, иногда получая в награду заставки.
После каждого выполненного задания игрок попадал на борт крейсера «Гиперион», где от лица Джима Рейнора мог поговорить с другими персонажами, разработать новых юнитов и улучшить старых, а также подготовиться к следующему заданию.
Многие миссии, к слову, имели развилки, при этом от решений игрока зависел не только исход задания, но также и дальнейший ход дел на «Гиперионе». Например, некоторых юнитов можно было получить только при определенных условиях. Все это значительно повысило реиграбельность. Например, автор этих строк проходил Wings of Liberty трижды, и каждый раз находил в ней что-то новое.
Сейчас, конечно, это все не кажется чем-то необычным, но десять лет назад ролевые элементы в RTS были в диковинку. Подобная вариативность на тот момент была только в Medieval 2: Total War, но без внятного сюжетного контента.
Да и где вы еще найдете стратегию, в которой после очередной схватки с зергами можно было пропустить кружечку-другую в баре. Да еще каком баре! Там на стенах висели головы убитых зергов, а из музыкального автомата звучал забойный рок-н-ролл «Zerg, Shotgun, and You», который даже исполняли на BlizzCon:
Кстати, треки из музыкального автомата позже выпустили отдельно. Все они были записаны специально для игры. Вот что такое настоящее качество Blizzard!
Wings of Liberty мгновенно влюбляла своей неповторимой атмосферой. Из довольно тривиальной космооперы игра превратилась в космический вестерн, чем-то напоминающий культовый сериал «Светлячок» (Firefly) с Нэйтаном Филлионом (Nathan Fillion). Сравнение с вестерном подкрепляет и акустический гитарный саундтрек.
Да что тут говорить, вы сами послушайте, как ловко разработчики обыграли знаменитые треки терранов из первой части. И обратите внимание на длительность трека «Небесные дьяволы» (Heaven's Devils) — 7:06. То есть 6 минут и 66 секунд. И правда, дьяволы!
Интересно, что Wings of Liberty стала одной из последних игр, в которых Blizzard еще не перешла на полностью оркестровые саундтреки. В Heart of the Swarm еще была тягучая «зерговская» электроника, а в Diablo 3 акустика звучала в обновленной теме Тристрама.
Сейчас очередной сервисной игрой никого не удивишь, а в 2010 году это было в новинку. Особенно когда речь шла об олдскульной стратегической серии, которая эти ваши микротранзакции и прочие безумства никогда даже на порог не пускала.
Однако именно StarCraft 2: Wings of Liberty стала одной из первых игр-сервисов, которая получала постоянные обновления и улучшения. Сезонного пропуска не было, но с самого начала разработчик планировал расширить игру двумя большими аддонами. Чем не долгосрочный сервис с необходимостью периодической оплаты?
Причиной, по которой авторы SC2 выбрали именно такой путь, стала World of Warcraft с ее подписочной моделью. Blizzard выпустила одну из самых успешных MMORPG в мире, развивала ее на регулярной основе и каждый месяц брала с игроков плату за подписку.
Такая модель компанию полностью устраивала, поэтому StarCraft 2, как и WoW, была намертво привязана к Battle.net. Настолько, что одиночную кампанию нельзя было проходить без предварительной активации учетной записи, а все обновления распространялись исключительно через Battle.net. Мультиплеер тоже требовал коннекта к официальным серверам. А сама игра распространялась в нескольких вариантах — европейском, азиатском и, внезапно, русском.
Русское цифровое издание стоило дешевле (примерно 700 рублей), но позволяло играть всего 120 дней. Также существовала DVD-версия, обладатели которой могли играть по сети целый год. Европейская версия стоила дороже, но зато имела неограниченное игровое время в мультиплеере. Версия для стран Азии тоже имела подписочную модель, как в России.
Именно эти ограничения долгое время препятствовали развитию сообщества SC2 в России. Поиск матча на российских серверах мог длиться до пяти минут, при этом уже через год после релиза на сервере осталось всего несколько сотен человек. А все потому, что интернет в те годы еще был не везде, а необходимость продлевать подписку отпугивала очень многих.
Автор этих строк, к примеру, вообще не имел возможности пройти одиночную кампанию, так как не мог активировать свою лицензионную версию по сети. Но вполне исправно «катал» в клубах, а позже соревновался по локальной сети в своем городе.
Увы, из StarCraft 2 не получился новый WoW, хардкорная стратегия оказалась слишком нишевой. И только в октябре 2012 года Blizzard признала это, объединив европейский и русский регионы и упразднив подписку. А следующей весной вышло расширение Heart of the Swarm, которое стало новой вехой мирового киберспорта.
Вы могли подумать, что в рассказе про Wings of Liberty мультиплеер был затронут слишком поверхностно. Это так, но сделано это специально. «Крылья» в 2010 году мало кто воспринимал как соревновательную дисциплину. Игра была слишком молода и постоянно менялась. Хоть Blizzard пыталась «раскрутить» тему пробными соревнованиями, профессиональный киберспорт все еще был душой и телом в StarCraft: Brood War и WarCraft 3.
Многие даже боялись, что SC2 так и не состоится как дисциплина. Но разработчики сохраняли полное спокойствие: похожая ситуация в свое время произошла и с первой частью — в 1998 году люди не торопились перебираться в ладдер качественной, но все еще сыроватой стратегии, предпочитая вести баталии в WarCraft 2. И только с выходом Brood War все завертелось. Аналогично и с WarCraft 3, которая вышла в большой киберспорт только с релизом The Frozen Throne.
Heart of the Swarm — это такой Brood War, но только образца 2013 года. Застойный метагейм «Крыльев» с засильем протоссов получил вторую жизнь. Каждая раса обзавелась новыми юнитами, а в Battle.net появилась система кланов, подстегнувшая развитие киберспорта во всех регионах. Пробный Battle.net World Championship 2012 года переродился в качестве World Championship Series, который с тех пор ежегодно проводился вплоть до этого года.
Ну и, конечно, нельзя не упомянуть сюжет, который на протяжении двадцати семи заданий рассказывал о новых похождениях Сары Керриган — одного из самых необычных героев вселенной StarCraft. Сюжетная кампания «Сердца роя» уже не так поражала, как в свое время «Крылья свободы», но все еще была крайне качественной. Управлять расой насекомых-мутантов, возможно, было не так интересно, как следить за конфликтами терранов, но у зергов всегда был свой особенный колорит.
Еще одна интересная особенность аддона — переработанный режим «кастомных» карт. В комплекте с Wings of Liberty шел редактор, но именно с «Роем» пользовательские карты предстали во всем своем великолепии.
Через два года успех Heart of the Swarm закрепило третье расширение — Legacy of the Void, посвященное протоссам. Оно расширило ростер доступных юнитов для каждой расы, а также завершило сюжет трилогии.
Кампания включала в себя всего девятнадцать заданий, но при этом была еще более вариативной. Игрок в роли иерарха Артаниса объединял разрозненные племена протоссов. Всего их было семь, причем у каждого свой набор юнитов. Благодаря этой механике реиграбельность кампании оказалась даже выше, чем раньше.
Впрочем, к этому моменту от атмосферы Wings of Liberty почти ничего не осталось, а сюжет постепенно начал скатываться к мотивам WarCraft 3: главные герои, несмотря на свои распри, объединились, чтобы победить общего врага — Амуна, могущественного представителя древней расы Зел'нага. Концовка получилась эффектной, но по итогу все три расы вышли на исходную позицию, хоть и на условиях зыбкого мира. Как и всегда, Blizzard оставила возможности для создания продолжения.
И, к большому удивлению фанатов, оно вышло не через двенадцать лет, как «Крылья». Blizzard выпустила сборник из трех небольших кампаний, озаглавленных Nova Covert Ops. Впрочем, восторг фанатов быстро сменился легким разочарованием: небольшой аддон не продолжал сюжетную линию SC2, а был «филлером» про призрака Нову. Вот так красиво Blizzard «извинилась» за отмененную StarCraft: Ghost
В мультиплеере все было куда интереснее: новые юниты перетрясли баланс, и игроки по всему миру вновь с остервенением принялись биться на серверах Battle.net. По многочисленным просьбам фанатов Blizzard добавила в игру режим Архонта, в котором два игрока управляют одной базой, пытаясь победить пару оппонентов. Этот режим не новый — аналог под названием Team Melee впервые появился в Brood War.
Ну а главной новинкой Legacy of The Void стал так называемый совместный режим. По сути это еще одна сюжетная кампания, состоящая из пятнадцати заданий. В этом режиме два игрока сражались против компьютера, при этом каждый выбирал одного из восемнадцати ключевых персонажей вселенной StarCraft. У каждого героя своя стратегия боя и уникальный набор юнитов, среди которых были даже те, которых не было ни в сюжетных кампаниях, ни в мультиплеере.
Совместный режим оказался отличным дополнением к стандартной связке из кампании и мультиплеера, однако многие хардкорные игроки отнеслись к нему холодно. Причин на то было две. Во-первых, задания совместного режима не были каноничными, а значит никак не развивали вселенную. Во-вторых, миссии создавались преимущественно для тех, кто не хотел учиться сражаться с другими игроками по сети. Ветеранам PvP проходить их было попросту скучно, ведь настоящие страсти разворачивались именно в мультиплеере.
Мультиплеер StarCraft 2 — это, можно сказать, отдельная игра. Здесь своя экосистема, свои мероприятия и даже целая киберспортивная культура. Это сейчас в киберспорт можно превратить что угодно, но тогда, десять лет назад, «тусовка» была обособленной и недружелюбной. И именно Blizzard в числе первых попробовала поднять все это на новый уровень. Так появилась World Championship Series — глобальная мировая лига, посвященная StarCraft 2.
Финал WCS для «старкрафтеров» как Новый год для всех остальных людей. Лучшие игроки мира на протяжении года состязались в своих региональных лигах и проходили многочисленные квалификации, чтобы затем собраться в одном месте и узнать, кто же из них самый-самый.
Конечно, киберспортивные соревнования и раньше собирали большую аудиторию, но ни одна стратегия не создавала вокруг себя такой ажиотаж. И, что характерно, до сих пор ни одна другая RTS не смогла повторить оглушительный успех StarCraft 2 на сетевом поприще.
Во многом такой взлет был обусловлен развитием интернет-технологий в целом и стриминга в частности. Люди не просто наблюдали за соревнованиями со стороны, но и проводили свои собственные. Практически в каждой стране были собственные лиги по «Старкрафту» — как большие, так и локальные.
Киберспортсмены собирали собственные фан-клубы и активно транслировали тренировки в сети. StarCraft 2 сыграла важную роль в формировании культуры стриминга во всем мире. Без всяких сомнений, это одна из тех немногих игр, которая сделала онлайн-трансляции мейнстримом. В том числе и в России.
После того, как Blizzard убрала платную подписку на мультиплеер, начался золотой век «Старкрафта» в СНГ. Оказалось, что поклонников у игры очень много, просто раньше у них либо не было скоростного интернета, либо денег на оплату подписки.
Очень скоро на постсоветском пространстве появились первые большие лиги, а вслед за ними взошли киберспортивные звезды: Евгений «Strelok» Опарышев, Дмитрий «Happy» Костин, Михаил «Kas» Гайда, Павел «BratOK» Кузнецов, Алексей «WhiteRA» Крупник, Дмитрий «Dimaga» Филипчук, Сергей «Pomi» Родионов, Владислав «kaby» Перчик и многие другие.
Интересно, что в СНГ игра Blizzard долгое время вполне успешно конкурировала с другими популярными дисциплинами, такими как League of Legends и Dota 2. Более того, у нас хардкорность StarCraft 2 считалась большим плюсом по сравнению с другими онлайн-играми.
Были и щедрые спонсоры, и высокооплачиваемые игроки, и элитные кланы, куда хотел попасть каждый «старкрафтер». На постсоветском пространстве сложилась уникальная культура, связанная со SC2, которая после выхода Legacy of the Void начала постепенно угасать.
Для автора этих строк StarCraft 2, как и для многих других любителей RTS, был не просто игрой, а целым миром со своими особенностями и возможностями. И хоть выше алмазной лиги в своей карьере забраться не получилось, это не мешало взахлеб смотреть турниры, участвовать в локальных состязаниях и даже вести любительскую лигу. Она просуществовала год, и до сих пор воспоминания о ней исключительно теплые и ностальгические.
После выхода StarCraft 2: Wings of Liberty в 2010 году, что-то изменилось. Игры Blizzard стали другими, более неоднозначными. Diablo 3, дополнение Mists of Pandaria, Hearthstone и Heroes of the Storm были приняты спорно. Конечно, это хорошие игры, но в них есть объективные недостатки. Впрочем, все течет, все меняется.
Но только не StarCraft 2, которая даже спустя десять лет все еще здесь и вполне жива-здорова. Да, WCS уже не проводится, но на замену ей пришла лига ESL. Да, на серверах уже не так много игроков, но все работает стабильно, как и десять лет назад. Да, сюжетные кампании уже не поражают, как раньше, но зато одна из них стала полностью бесплатной. Blizzard даже дает бесплатно играть в мультиплеере без рейтинга и дарит всем желающим трех героев для совместного режима LotV.
И хоть игра уже не обновляется так же часто, разработчики о ней помнят — прошлое обновление баланса вышло 6 августа. А в честь десятилетнего юбилея Blizzard добавила новые функции в редактор карт, улучшила поддержку пользовательских кампаний, а также добавила новые достижения для всех заданий Wings of Liberty, Heart of the Swarm и Legacy of the Void.
Даже сервера первой части до сих пор работают. И там в любое время можно найти себе оппонента. Правда, в последнее время все больше людей перебралось в StarCraft: Remastered.
StarCraft 2 — далеко не единственная стратегия на рынке, но именно она по праву считается последней крупной киберспортивной RTS. Но куда важнее, что это последняя игра той самой Blizzard, которая выпустила культовую дилогию Diablo, легендарную трилогию WarCraft и новаторскую World of Warcraft с великолепными аддонами. Это та самая Blizzard, любимая миллионами игроков. И ее мы вспоминаем с благоговейным трепетом.
С юбилеем, StarCraft 2!