MOBA, карточные игры, арена-шутеры, королевские битвы — это уже в прошлом. Создатели League of Legends выпустили кое-что новенькое, а именно тактический шутер в духе Counter-Strike: Global Offensive с героями аля Overwatch. Мы попробовали этот необычный коктейль и готовы рассказать во всех подробностях о его преимуществах и недостатках.
В последнее время Riot Games как будто прорвало: сначала компания выпускает весьма годную карточную игру Legends of Runeterra, которая является прямым конкурентом Hearthstone, а теперь, после длительного закрытого тестирования, открывает сервера Valorant для всех желающих. И взглянуть на эту игру любопытно хотя бы потому, что это первый шутер от авторов «Лиги Легенд». Да еще и такой необычный!
Valorant — это попытка создать такой ультимативный шутер, который по задумке авторов должен подходить всем и сразу. Проект сочетает механики сразу двух популярных игр — Counter-Strike: Global Offensive и Overwatch, а также имеет некоторые элементы мультиплеера Destiny 2.
Ну и кое-какие свои идеи тут тоже есть, хотя их, забегая вперед, довольно мало. А чтобы грамотно разобрать этот проект, мы разобьем его на две части — шутерную и «героическую».
В основе Valorant старая как мир механика «Контры»: небольшая, но продуманная до мелочей карта, две команды по пять игроков, внушительный арсенал оружия, обновляющийся между раундами, и, конечно, бомба, которую нужно заложить или обезвредить, чтобы победить. По этой части Riot Games не стали придумывать велосипед и просто взяли все лучшее, что было в Global Offensive, разбавив кое-какими своими находками.
Например, некоторые проходы и двери можно закрывать с помощью специальных рычагов. На первый взгляд, это баловство, но когда до взрыва бомбы остались считанные секунды, то закрытая дверь может стать решающим фактором. Разумеется, перекрыть можно всего лишь один из нескольких входов, так что в любую точку все равно можно попасть в обход. Но на это нужно время. А с ним в таких играх всегда проблемы.
Уровни по структуре копируют известные карты из CS:GO, но заимствования не бросаются в глаза. Просто иногда возникает странное чувство дежавю: «А я ведь уже был здесь, только в немного других декорациях!»
На этом сходства с «контрой» не заканчиваются: стрельба в Valorant ближе всего именно к этому шутеру. Тут тоже есть ощутимая отдача от всего оружия, но все-таки она чуть ниже — примерно как в Destiny. От них же здесь режим прицеливания на правую кнопку мыши. Для убийства противника достаточно буквально нескольких попаданий в тело или одного в голову. Ну и в целом стрелять здесь приятно — в меру реалистично, в меру аркадно, прямо золотая середина.
И да, играть с друзьями куда интереснее, чем с командой случайных игроков. Как ни крути, речь идет о проекте, который базируется на командной игре и тактике.
В первые полчаса игры вы наверняка почти не будете пользоваться способностями вашего героя, но они — неотъемлемая часть Valorant. Так что если ждете «чистого» шутера, то эта игра вряд ли вам подойдет. Баланс игры во многом построен вокруг способностей разных персонажей, коих на момент запуска открытого тестирования всего одиннадцать. Не то, чтобы очень много, но на первое время точно хватит, а дальше уже и новых подвезут.
Итак, у каждого персонажа есть четыре способности — три обычные и одна «ульта». Казалось бы, все по заветам жанра MOBA, но и тут не обошлось без уникальных особенностей. Во-первых, многие способности привязаны к специальным предметам. Они играют роль гранат из «Контры», так что их надо покупать, чтобы использовать в бою. При этом количество строго ограничено — не больше двух-трех штук в одни руки.
Во-вторых, «ульта» не накапливается сама собой. Для ее активации нужно набрать семь очков. Они выдаются за победы и убийства, а также появляются в некоторых местах карты в виде серых шаров. Один такой шар всегда появляется на «респауне» противников, а еще один можно найти ближе к центру карты. Таким образом, контроль территории — это весьма важная часть игры, ведь тот, кто быстрее наберет «ульту», получит преимущество в раунде.
Не стоит забывать и про уникальные механики героев, которые можно комбинировать. Как и в Overwatch, здешние персонажи разделены по классам, но на текущий момент нет никаких ограничений на компоновку команды.
А вот менять героя по ходу матча нельзя, и это здорово, ведь игрокам придется тщательно продумывать состав до начала матча, а не устраивать суматоху, постоянно переключая героев. Впрочем, для кого-то это ограничение будет скорее минусом, чем плюсом. И далеко не единственным.
Прочитав два прошлых раздела, вы могли подумать, что Valorant — идеальный сплав шутера и MOBA-экшена, но это не так. На текущий момент у игры есть несколько объективных минусов, которые нельзя игнорировать. Прежде всего это проблемы с балансом. Наиболее заметная касается покупки оружия: в основном игроки используют всего несколько «пушек», а когда на них нет денег, то предпочитают оставаться с пистолетами, чтобы подкопить денег.
В результате богатый арсенал игры используется примерно на треть. Как нетрудно догадаться, большинство игроков ходит с аналогами «Калаша» и «Эмки», кто побогаче — берет AWP. Остальные носят дорогой ПП и, изредка, пулемет. С пистолетами ситуация получше, но стандартный пистолет, аналог «Глока» с опцией тройного выстрела, очень хорош. Настолько, что игроки почти всегда берут броню вместо того, чтобы купить другой пистолет. Конечно, метагейм еще будет меняться, но сейчас ситуация явно складывается не в пользу интересной игры.
Вторая серьезная проблема — способности персонажей. Вернее, их однообразие. Из одиннадцати персонажей Valorant лишь пятеро или шестеро имеют действительно уникальную механику. А остальные, прямо как в LoL, ставят разноцветные «войд-зоны», наносящие урон по области, и всякие стены, перекрывающие обзор или передвижение.
Некоторые способности, такие как E-шка у Breach, и вовсе использовать некомфортно — слишком долгая подготовка и низкая область действия. В итоге этим персонажем почти не играют.
Возможно, корни этого феномена лежат в прошлом Riot Games, ведь недаром же говорят, что большинство героев League of Legends — это копии друг друга с небольшими отличиями. Как и в случае с балансом оружия, все это можно исправить патчами, но пока что вам либо придется мириться с тем, что некоторые персонажи объективно хуже других, либо не играть, ожидая изменений.
Вопросы вызывает и выбор эффектов для определенных способностей. Умения многих героев схожи не только по принципу действия, но и по внешним признакам. Например, убийца с говорящим прозвищем Viper разбрызгивает яд по круглой области, а медик Sage создает круглое замедляющее поле. Проблема в том, что обе способности имеют похожий визуальный эффект и даже цвет, так что в пылу схватки их легко перепутать.
И это не единственный пример. Другой герой ставит поле, повышающее скорость стрельбы. Но по эффекту способности это совсем не очевидно… Короче говоря, нужно либо придумывать больше разных способностей, либо лучше разделять их по внешнему виду, потому что сейчас новичку трудновато понять разницу между сразу несколькими визуально похожими эффектами.
Еще хочется отметить полное отсутствие сюжетной составляющей. Нет, никто не заставляет делать одиночную кампанию или продвинутый сюжет, но хотя бы один-единственный ролик в самой игре, раскрывающий суть конфликта, был бы очень кстати. Пока что игра не дает никакой информации о том, что происходит в Valorant. В этом плане проект сильно уступает Overwatch, где сюжет постоянно пополняется новыми историями.
С технической точки зрения игра воспринимается двояко. С одной стороны, в Valorant весьма приятная картинка, при этом игра великолепно оптимизирована и способна выдавать стабильный фреймрейт даже на слабом железе. Визуально проект представляет собой что-то среднее между Overwatch и Apex Legends.
С другой стороны, стиль Valorant напрочь лишен какой-либо изюминки. Герои выглядят круто, но почти не запоминаются. На западе такой дизайн называют словом «generic», то есть «обычный», «рядовой», «ничем не выдающийся». Третий вариант перевода, пожалуй, подходит лучше всего: внешне игра действительно получилась какой-то не выдающейся. Странно видеть такое после LoL, в котором есть много героев с необычной внешностью.
В остальном никаких претензий: карты красивые, модели оружия проработанные и имеют сразу по несколько разных «скинов». Звук и музыка тоже хороши, даже русская озвучка на месте.
И, конечно, нельзя не отметить лояльную экономическую модель. Как и в большинстве современных онлайн-игр, в Valorant есть монетизация, но мягкая. Игрок может покупать «шкурки» для оружия, а также разные другие элементы кастомизации. Но вот все, что связано с геймплеем, тут полностью бесплатно.
Выход Valorant — это четкий сигнал всему миру: время королевских битв прошло, пора заняться другими играми. Riot Games проделали огромную работу по совмещению двух, казалось бы, несовместимых жанров — реалистичного тактического шутера и аркадного MOBA-экшена. И, надо сказать, получилось довольно здорово, хоть и не без проблем. Но тут нужно отметить одну вещь: практически все актуальные проблемы игры вполне можно решить без переделки геймплейного ядра.
То есть основа тут вполне годная, нужно лишь подправить детали. А с этим у Riot Games никогда проблем не было: их «Лига Легенд» уже больше десяти лет в топах, и уходить из них никуда не собирается. Так что поводов для беспокойства нет совсем. Напротив, прямо сейчас мы наблюдаем рождение нового жанра. И кто знает, как это повлияет на игровую индустрию?
А так — сносная игра, хотя честно лучше бы вместо стримов сделали бы обычный ОБТ