«Ведьмак» от стримингового сервиса Netflix выстрелил. Жаркие обсуждения, споры, мем про «чеканную монету» — вот лишь краткий список самого актуального за неделю. Ранее мы уже писали про старт нового сериала и даже тест составили по мотивам знаменитой песенки Лютика (ищите здесь). Удивительно, но весь этот хайп не мешает новой звезде американского сервиса оставаться очень плохим художественным произведением и просто отвратительной экранизацией, которая в буквальном смысле оскорбляет всех фанатов саги о Геральте и Цири. Подробности — в нашем материале.
Еще на этапе создания люди, причастные к шоу, говорили, что ориентируются на книжную вселенную. Дескать, ваши игры — это, конечно, хорошо, но у нас тут прекрасная литература завалялась, вот от нее и будем плясать. А потом случился скандал с темнокожими дриадами, эльфами-неграми и прочими проявлениями современной толерантной цензуры. Ну да ладно — можно пережить: в конце концов, зритель уже давно привык, что тон в современной индустрии задают люди, которые не хотят задеть ничьих нежных чувств. Даром, что действие самих рассказов о Геральте происходят в мире, который напоминает средневековую Европу, а там места всем этим проявлениям современной морали и нравственности просто не было.
Важно другое. Рассказывая про то, что вселенная телевизионного «Ведьмака» создается на основе книг, создатели шоу сильно слукавили. В действительности работа Netflix собиралась «сильно по мотивам» книг — и это ни разу не хорошая новость для тех, кому знакомиться с первоисточником откровенно лень.
Главная проблема нового «Ведьмака» состоит в том, что его создатели просто не знают, на какую аудиторию ориентироваться. На хардкорных поклонников саги? Так они с дерьмом съедят всю съемочную группу за настолько вольное обращение со вселенной. На простых зрителей? И здесь не все гладко. Развлекательное шоу на то и развлекательное, что следить за ним могут усталые люди вечером в полглаза. Смотреть «Ведьмака» таким образом не выйдет при всем желании просто потому, что у сериала нет четкой структуры.
Авторы просто напросто положили большой и толстый на то, что у нормального художественного произведения, рассчитанного на широкие массы, должна быть адекватная завязка, развитие и финал. Вместо этого шоураннеры «Ведьмака» в буквальном смысле заставляют зрителя распутывать пазл под названием «пойми к какому времени относится эта сюжетная линия». Понять до конца, что здесь такое творится, смогут лишь те, кто читал Сапковского, причем не только его сборники рассказов, но и саму сагу, которая, как известно, стартует с романа «Кровь эльфов».
Порой доходит до смешного. Серию назад создатели сериала показали, как Цири сбежала из осажденной войсками Нильфгаарда Цинтры (первая глава «Крови эльфов»). А потом резко переносятся в прошлое и раскрывают арку про Йожа, Паветту и предназначение (рассказ «Вопрос цены»). И вот такие скачки происходят постоянно. Порой их можно объяснить логически и вся эта дичь как-то даже сходится к финальному эпизоду, но, если смотреть на сериал в целом, то вывод напрашивается неутешительный: у него нет структуры. Фрагменты «Ведьмака» распадаются на самостоятельные микропроизведения и кое-как, толстыми стяжками по грубой коже, сшиваются воедино.
Поймите правильно: играть с таймлайном можно и нужно, но только если ты Кристофер Нолан (Christopher Nolan) и снимаешь «Начало» — то есть, умеешь и любишь водить за нос зрителя. Но это совершенно не работает в рамках довольно бюджетного сериала, авторы которого хотят создать свою «Игру престолов» с блэкджеком и сильными женскими типажами и ради этого совершенно плюют на логику повествования. А зачем она нужна-то в самом деле?!
И ведь понятно, почему все это было затеяно. Ради истории становления Йеннифер (та еще отсебятина) и раскрытия образа Цири (с пивом потянет). Проблема только в том, что сборник рассказов «Последнее желание» сам по себе, без вмешательства отмороженных творцов, ложится в сериальную структуру. У него есть завязка — битва с упырицей-принцессой. Есть линия в настоящем, завязанная на лечении Геральта в храме жриц. И есть прошлое — все те приключения, которые успел пережить охотник на чудовищ.
Зачем было городить огород, кромсать художественно цельное произведение, если можно просто аккуратно, с небольшими дополнениями, сокращениями и отступлениями, перенести его на экран? Безусловно, так снимали в девяностые, но ведь это и есть правильный подход с точки зрения логики повествования. Да, Йен появилась бы ровно в одном эпизоде, а Цири — только во втором сезоне. Ну и хорошо! Постепенное введение героев лучше, чем их куцая репрезентация, из-за которой страдают приключения титульного героя. Но, нет, давайте лучше посвятим половину серии душевным метаниям чародейки, но при этом порежем действительно классный сюжет из рассказа «Край света».
Самое смешное, что и фанатам вся эта нелепица будет как удар ножом по сердцу. Просто потому, что товарищи из команды Netflix почему-то решили, что имеют право настолько сильно перекраивать сюжетную линию рассказов. Давайте в качестве примера возьмем самый первый эпизод сериала.
В сборнике Сапковского он соответствует рассказу «Меньшее зло». Начало, вроде бы, вполне себе канонично. Геральт несет голову Кикиморы местному войту. Вот только на этом все пересечения между литературой и кино заканчиваются. Выясняется, что правителя поселения ведьмак не знает, равно как не знаком он и с чародеем, который рассказывает Геральту легенду о Черном солнце, мутировавших девочках и высоких башнях.
Ну, вроде бы, ничего такого — изменили пару деталей, нормально… было бы, не окажись эти детали КЛЮЧЕВЫМИ в сюжетном отношении. Геральт весь рассказ пытается не допустить кровопролития ни с чьей стороны. При этом у ведьмака есть свой интерес, ведь войт его добрый знакомый. Да и со Стрегобором у Геральта весьма непростые отношения. Именно потому вымарывать эту деталь было нельзя, поскольку вместе с ней ушла вся острота перепалки между охотником на чудовищ и чародеем. Книжный диалог был построен по принципу «накала страстей», где высшей точкой служила реплика Геральта про меньшее зло. В сериале же этот момент просто обесценен, равно как и обесценена мотивация главного героя.
В глобальном смысле «Меньшее зло» — это не история о том, как Геральт порубил в капусту толпу наемников. Это сюжет об инаковости: как бы не старался ведьмак, для людей он все равно остается мерзким мутантом, убийцей и выродком. Именно потому фраза войта о том, что Геральт должен уйти из Блавикена и никогда не возвращаться в книге с точки зрения драматургии не равна фразе дочери войта в сериале. Они разные по своему наполнению.
И вот этот бич преследует все книжные истории, которые зачем-то поместили в сериал. Интересный сюжетный конфликт из рассказа про охоту на диавола («Край света») низвели до банальной перепалки между ведьмаком и эльфами, а мощную по своему накалу линию Йожа и Поветты превратили в ура-феминистскую агитку, при этом почему-то оставив за бортом встречу Геральта с Нивелленом из рассказа «Крупица истины». Ну и по-мелочи: зачем-то выставили одного из доплеров поехавшим кукушкой маньяком-убийцей с синдромом Голлума, хотя по книжному канону этого быть не может, а короля Фольтеста — откровенным дегродом. И подается это на такой серьезной ноте, что становится аж тошно. Сапковский не самый великий писатель, но даже он в рамках малой формы умудрялся совмещать жестокость, социалку, сказки и практически анекдоты. Причем зачастую ирония автора не была лобовой — кое-что выносилось «между строк». Максимум сериала же — это шутка про чью-нибудь мошонку. Просто фантастика!
Итоговое резюме неутешительно: все, до чего сумели дотянуться шаловливые ручки постановщиков, превратилось из крепкого фэнтези «не только про битвы» в откровенную фигню с ходульным сюжетом, нужным только для того, чтобы оправдать тот факт, что Геральт схватился за меч. Но даже не это самая главная проблема шоу. Болезнь, что в буквальном смысле уничтожает проект зовется…
Да, вы не ослышались. Еще одна интересная, нетривиальная вселенная пала жертвой этого отвратительного явления. Создатели шоу в буквальном смысле превратили «Ведьмака» в агитку. Из персонажей-мужчин более всего досталось Фольтесту. Хитрый, неглупый и красивый монарх превратился в отвратительного гавнюка, который до последнего скрывает связь со своей сестрой и даже не знает о ее беременности. Сценаристы будто говорят: «Смотри, он трахал свою сестру и заделал ей ребенка — он плохой». Если же обратиться к первоисточнику, то выяснится, что Фольтест и не думал скрывать от Геральта обстоятельства рождения дочери. Напротив, он делал все возможное, чтобы расколдовать девочку.
Другой пример — королева Калантэ. Из мудрой, лукавой правительницы она превратилась в ходячий SJW-шаблон. Калантэ ведет себя не как монаршая особа, которая понимает, в каком мире ей приходится жить, но как бой-баба из ближайшей подворотни Бруклина. Размахивает мечом, рычит, заходит в кадр в доспехах и говорит о «кровопускании». Ну и, конечно же, сакраментальные слова о том, что законы придумали мужчины и, что мы, женщины, для мужиков всего лишь сосуд. К слову, где-то по пути отвалилась такая деталь, как невозможность управлять Цинтрой, будучи при этом женщиной. Упс, неудобно-то как вышло...
Йеннифер от сценаристов досталось не меньше. Помните ту «кошку, что сама по себе гуляет» из книг и игр? Так вот, забудьте! Сериальная Йен страдает от трудного детства и невозможности родить ребенка. Нет, конечно, у Сапковского эта деталь есть, но подается она не так в лоб и не становится доминирующей характеристикой персонажа.
Ну и по-мелочи: в сериал не попали уничижительные для слабого пола моменты первоисточника, почти все мужчины выставлены либо дуболомами, либо идиотами. И вот сидишь ты такой, смотришь очередную серию и думаешь: это насколько же нужно быть «одаренным», чтобы наждачкой каждый острый угол скруглять, лишь бы очередная фема-активистка или еще какая городская сумасшедшая не обвинила тебя во всех смертных грехах. Шутки шутками, но именно из-за этого абсолютно все герои в сериале сводятся к элементарным функциям. Геральт уничтожает монстров, Йен — мечтает залететь, а Лютик — поет про чеканную монету и упоминает мошонку. Фантастика! Дубль два.
***
И ведь не то чтобы все прям в «Ведьмаке» плохо. Картинка, операторская работа, эффекты, постановка боев — все это на высоте, разумеется с поправкой на происхождение и формат шоу. Даже актеры со своими ролями справляются. Просто играть им здесь особо нечего. Их герои — картонки. И все это помноженно на мощный заряд приемлемого для SJW контента и ножницы сценаристов, которые умудрились, имея настолько богатый первоисточник, настолько слажать. Ей-богу, даже «Шерлок» от BBC обошелся с литературой гораздо бережнее, хотя казалось бы…
«Ведьмак» от Netflix — откровенно плохой сериал и просто отвратительная попытка перенести мир Геральта из Ривии в формат тв-шоу. Сюжетная линия сериала не будет понятна обычным людям, а фанаты книг почти наверняка начнут плеваться от настолько вольного обращения с каноном. Плохо, господа, откровенно плохо.
напихали цыган и негров в каждую эт. группу. краснолюд эльф дриады и тд и тп. на кинопоиске уже скатился до польского. и еще будет падать. про сюжет так это вообще отсебятина.
Лютик класс, песня сойдёт.
Рецензия норм. Но и сериал тоже норм (надеюсь что авторы почитают рецензию)
Может собраться всем фанатским сообществом и написать детальное большое обращение к этой невыносимой Лорен Хиссрич? или мож самому нетфликсу чтобы он сменил шоураннера?)) надежды то что кто-то крутой снимет таки нормальную версию нету, а кина ведь хочется...
Вот идеальное описание сериала, нашёл на кинопоиске:
http://prntscr.com/qgslcu
помнится, с какой-то книгой и ее экранизацией была такая история — еле заметные мелочи добавили, и все, что уместилось в 2 часа экранного времени сняли. так все плевались, зачем это вообще сняли, лучше вон книгу прочитать...
в общем, нельзя экранизировать книгу так, чтобы никто этот момент не прокомментировал
Один из самых крутых примеров в этом плане, как ни странно, серия о Гарри Поттере. Вот есть мегаталантливый режиссер Альфонсо Куарон. И он снял лучшую картину во франшизе — «Узник Азкабана». Она максимально авторская настолько, насколько это вообще позволяет формат и коммерческое кино в принципе. Но при этом следует сюжету романа довольно точно, без излишних вольностей.
А есть такой-себе творец — Дэвид Йетс. И этот товарищ, когда оказался у руля, начал снимать тягомотный покадровый перенос, попутно урезая первоисточник и разбавляя получившуюся бодягу отсебятиной не в тему.
Два режиссера — два подхода. Только в одном случае получилось классное кино (Узник), а в другом — поделие «только для фанатов» (Орден Феникса и далее по списку).
Или «Крестный отец». Фильм довольно точно следует тексту Пьюзо, за исключением арки с молодостью Вито (ее во второй части показали), но при этом остается самобытной картиной, которую можно смотреть в отрыве от романа.
Мораль? Все зависит от личности режиссера/постановщика/шоураннера. Товарищи из Netflix с задачей справились отвратительно. Никто ведь не говорит, что им сцена в сцену надо было переносить первый сборник. Достаточно просто следовать логике автора, не перекраивая при этом сюжеты под современную повестку и не превращая все в мутную жижу без четкого таймлайна и прочими болезнями, которые описаны в тексте. Тем более, как уже писал в рецензии, оригинальный текст идеально ложится в сериальную структуру.
Сериал, конечно, не шедевр, но вовсе не настолько ужасен, как вы его описали.
А кому не нравится, те кто ноет, те,кто выставляет его плохим, это их проблемы.
Многое все равно не понятно, но за последнее время после «пацанов» это единственное что можно было посмотреть на одном дыхании
Ну а что касательно «радикального феминизма», я бы сказал: «у кого что болит, тот о том и говорит». Лично у меня женские персонажи не вызывали абсолютно никакх вопросов и приступов ярости. Калантэ, на мой взгляд, так и вовсе показана отлично, а актрисса отлично справляется с ролью сильного женского персонажа.
Если вас послушать, то получается сериал плохой просто потому, что он не книга...