Статьи Shenmue 3 вышла — почему все кругом говорят об этой игре?

Shenmue 3 вышла — почему все кругом говорят об этой игре?

gotDvamp
Читать в полной версии

Несколько дней назад состоялся официальный релиз Shenmue 3. Самые преданные фанаты японского геймдизайнера Ю Судзуки (Yu Suzuki) ждали игру долгие восемнадцать лет. И вот теперь, когда третья часть лежит на цифровых прилавках, эти люди разносят радостные вести по всему интернету. Так что же такого необычного в Shenmue и почему о триквеле говорят на каждом углу? Давайте попробуем разобраться.

Если набрать в строке поиска Metacritic название новой игры Ю Судзуки, то обнаружится просто удивительная вещь. Впервые за долгое время средний балл пользователей гораздо выше оценок профессиональных критиков. Журналисты без зазрения совести ставят Shenmue 3 пятерки, в то время как обычные геймеры — девятки и десятки. Негативные отклики, конечно, тоже есть.

Например, пользователь с ником doujin пишет, что третья часть была бы даже хороша, выйди она… лет десять назад.

Если вы поклонник этой серии, то, возможно, вам и стоит сыграть. Но для новичков это очень плохая игра. В ее основе лежит симулятор общения: 70% игрового времени вы будите уделять разговорам с NPC и прогулкам… чтобы общаться с другими NPC.
— doujin, пользователь Metacritic

В целом, риторика пользователей и журналистов такова: по их мнению, Ю Судзуки создал бескомпромиссно-фанатскую игру для тех, кто все это время действительно ждал продолжения. Молодым геймерам просто нечего делать на этом празднике жизни — слишком много сложностей придется преодолеть, чтобы понять, в чем же здесь соль. Уж лучше приобщиться к серии Yakuza, которая по праву считается духовной наследницей Shenmue. И все же, почему столько людей превозносят игру, которая очевидно застряла во времени? Причем не только в англоязычных странах, но и у нас, в России?

Чтобы объяснить этот феномен, необходимо вернуться в прошлое почти на двадцать лет. В конце девяностых в нашем отечестве сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, в российские семьи только-только начала проникать первая PlayStation. В то же время на мировом рынке происходила активная смена поколений. Первой ласточкой технической революции стала 128-битная Dreamcast от компании Sega, которая добралась до американских и европейских магазинов осенью 1999 года.

Для своего времени Dreamcast была совершенной игровой машиной. Первоклассная графика, которая ничем не уступала топовым PC, отличная подборка игр, мощнейшая поддержка эксклюзивами — все это позволило новой системе резво стартовать на западном рынке. К несчастью для Sega, радость продолжалась недолго. Приставке резко поплохело, когда на рынке одна за другой появилась PlayStation 2, Xbox Original и GameCube. Финал истории известен: Sega свернула производство Dreamcast и превратилась в одного из крупнейших независимых издателей в мире.

Но это, так сказать, официальная история. В России у Dreamcast сложилась совершенно иная судьба. Начать стоит с того, что к нам в магазины консоль от Sega попала на излете своего жизненного цикла. В то время PlayStation 2 стоила слишком дорого, а увидеть живьем Xbox Original и GameCube могли только москвичи. Игровые PC же стоили и вовсе неподъемных денег. Именно этот набор факторов позволил Dreamcast стать в нашей стране суперхитом. Судите сами: консоль стоила немногим больше первой PlayStation, поддерживала клавиатуру и мышь, умела ходить в интернет и позволяла запускать игры, которые в ту пору считались прерогативой PC: Soldier of Fortune, Quake 3, Unreal Tournament.

Совсем неплохо для подключаемой к телевизору коробочки, не правда ли? И ведь на этом список преимуществ не заканчивался. Фанаты хорроров, например, просто пищали от Resident Evil: Code Veronica, а поклонники синего ежика — от двух частей Sonic Adventures. И вот на этом моменте мы плавно подобрались к теме нашего сегодняшнего разговора — двум частям Shenmue от прославленного Ю Судзуки.

Но прежде — еще немножечко исторического контекста. Дело в том, что в начале нулевых в воздухе буквально витала идея игр, в которых геймер может делать что его душе угодно. Масла в огонь подливала вышедшая в 2001 году Grand Theft Auto 3 — полностью трехмерный боевик в свободном городе с кучей миссий и возможностью стать хоть бандитом, хоть таксистом. Однако полноценно насладиться в то время GTA 3 могли лишь избранные. Вам необходимо было либо купить PlayStation 2 и лицензионный диск, либо прокачать свой PC, чтобы он смог запустить GTA 3 без тормозов и вынужденного переключения на камеру с видом сверху — да, была в третьей части и такая. В то же время в стране хватало поклонников Dreamcast и они тоже хотели игру «чтоб как в жизни». И такая игра у них была — две части Shenmue.

Творение Sega AM2 и Ю Судзуки резко отличалось от всего того, что уже вышло на Dreamcast. В этих играх геймеры попадали в относительно свободный мир, который был предательски похож на наш с вами. В нем работали магазины и кафе, главный герой мог покормить котенка, поиграть в аркадный автомат, поговорить с местными жителями. Команда Судзуки приложила все усилия, чтобы в Shenmue было интересно не только махать кулаками, но и просто жить.

Однако сказать, что в двух частях Shenmue хороша была только механика — это значит сильно приуменьшить культурную значимость дилогии. Для своего времени работа Судзуки была прорывом во всех областях: сюжетной, геймплейной, технологической. Шутка ли, Shemue до сих пор считается одной из самых дорогих в разработке игр за всю историю индустрии. Стоит ли говорить, что российский геймер, который еще вчера подключал Dendy к телевизору, буквально с первых кадров влюблялся в эту вселенную?

До нашей страны дилогия добралась в крайне удачное время. Тогда, если кто не помнит, буквально каждую неделю по телевизору показывали фильмы про боевые искусства, ниндзя и самураев. И тут вдруг в магазины на пиратке завозят Shenmue, в которой вся эта эстетика используется в полный рост. Да еще и сюжет отличный, и элементы песочницы присутствуют, и видеоролики классные. Короче, абсолютный must buy для всех неравнодушных. А потом все оборвалось. Sega не только перестала производить Dreamcast, но и отказалась от идеи продолжить историю Shenmue. Печальный финал для столь амбициозного проекта.

***

Шли годы, менялись консоли и аудитория. Современные геймеры, конечно, что-то о Shenmue слышали, но больше от журналистов и блогеров. И вот сейчас, когда многострадальная третья часть все-таки добралась до релиза, часть геймерского сообщества защищает ее с пеной у рта, а другая недоумевает, как это недоразумение вообще могло выйти в 2019 году. А на чьей вы стороне? Расскажите об этом в комментариях к тексту.

Комментарии 3
Оставить комментарий
И кто-то сомневался, что игра не будет лучше Death Stranding?
Ответить
5 лет
это как сравнивать DECT станцию и айфон
Ответить
5 лет
Довольно разнообразная и качественная игра, меркнет на фоне выхода DT и RDR2.
Ответить