Друзья, праздничные выходные в честь Дня Победы — это отличный повод вспомнить историю. В сотрудничестве с компанией Wargaming мы хотим рассказать о танке «Маус» — «вундерваффе» Третьего рейха, который должен был изменить ход Великой Отечественной войны и его воплощении в World of Tanks!
Чудо-оружие, способное переломить ход боя, является частым гостем компьютерных игр. И причина для этого — реальные планы, чертежи и макеты родом из первой половины 20 века. Мы решили рассказать о сверхтяжелом танке Pz.Kpfw. Maus, который дошел до этапа двух работающих прототипов, поскольку он оставил заметный след в истории советского танкостроения.
Впервые о сверхтяжелых танках в руководстве Третьего рейха узнали в 1940 году, после капитуляции Франции и исследования тамошних разработок по теме (проекты FCM F1 и ARL Tracteur C). Отталкиваясь от проектных данных, в руководстве Верхмата пришли к выводу, что тяжелый танк Pz.Kpfw.VII выглядит явно устаревшим по сравнению с французскими конкурентами и нужно делать еще более мощную машину.
Работы над концептом сверхтяжелого танка стартовали с новым, 1941 годом под личным контролем Адольфа Гитлера. Участвовало несколько разных команд проектировщиков. Гитлер ускорил работы по этому классу танков, поскольку Вермахт ожидал увидеть на фронте новые советские тяжелые танки уже весной 1943 года — фюреру требовался «танк прорыва» с максимально толстой броней.
Работы конкретно над Mäuschen («Мышонком») начались 22 марта 1942 года, конгломератом компаний «Порше» (концептуальная разработка), «Даймлер-Бенц» (силовая установка), «Крупп» (корпус), «Сименс» (электрика), «Шкода» (подвеска) и «Алкетт» (окончательная сборка).
Изначально планировалось, что вес танка составит от 100 до 120 тонн, будет установлена 149-мм пушка с боекомплектом на 100 выстрелов и длиной ствола 37 калибров. Высота составит 3,3 метра, ширина 3,45, длина 10,62 метра.
Приводить эту махину в движение должен был дизельный двигатель, крутивший генератор — танк двигался усилием пары электромоторов.
Гитлер утвердил этот концепт и сказал, что «новый танк станет мобильной крепостью», но потребовал усилить бронирование. Длина пушки должна была вырасти до 60-70 калибров (9-10 метров). Как вы понимаете, все эти изменения означали больший вес, а он требовал еще более мощную силовую установку. Низкие ходовые качества супер-танка виделись главной проблемой.
Проектировочные изыскания над «Мышонком» велись в течение всего 1942 года — дважды пересматривали башню и расположение пушек (их должно было быть две), постоянно перерабатывали бронирование всех элементов корпуса, подбирали силовую установку (в итоге решили использовать 12-цилиндровый 1000-сильный дизель от Daimler-Benz и 18-цилиндровый 780-сильный дизель от Porsche).
Поскольку инженеры регулярно возвращались к чертежной доске концепта, вес «чудо-оружия» неуклонно рос — 130, 150, а потом и 170 тонн. Но, несмотря на сложность конструкции, задание было выполнено. Давайте проскочим этап согласований и посмотрим на результат.
Макет супер-танка в натуральную величину был представлен Гитлеру 14 мая 1943 года, но это все еще был концепт.
При работе над прототипом конструкторы отказались от огнеметов, командирской башенки и зенитной установки. Зато на бортах появились отверстия для установки пулеметов — по требованию Гудериана.
Танк был слишком тяжелым, чтобы двигаться по мостам, поэтому через реки он должен был переправляться прямо по дну. Конструкция позволяла полностью герметизировать корпус, а питание для движения и команды управления собирались подавать через кабели от другого «Мауса», стоящего на берегу.
Окончательный облик танк получил лишь в ноябре 1943 года, но уже в феврале 1943 года был заключен контракт на изготовление 120 корпусов и башен. Начиная с 1944 года планировалось выпускать 10 танков в месяц, которые отправились бы на Восточный фронт — сдерживать наступление советских войск.
В июне 1943 года решили, что нужно произвести 141 танк типа «Мышь», работы над всеми остальными проектами сверхтяжелого танка, вроде E100 Tiger-Maus и Pz.Kpfw. VII Löwe от Krupp AG были свернуты еще в конце 1942 года.
Планы Вермахта изменились в конце 1943 года. Во-первых, главный инспектор бронетанковых войск Гейнц Гудериан потребовал выпустить установочную партию из пяти танков, обкатать их на фронте, выявить недостатки, устранить, а потом уже запускать машину в серийное производство:
Месячное производство также сократили — эксплуатационные расходы были столь велики (машина потребляла 140-310 литров топлива на 100 километров), что фронту не было нужды в более чем пяти новых машин в месяц. Все это выглядело разумно и не загружало производственные мощности Третьего рейха.
Второе, и главное — Королевские ВВС Великобритании планомерно разрушали производственные мощности Рурской области, промышленное сердце фашистской Германии. Так, во время «Битвы за Рур» бомбили заводы «Крупп», а также военные объекты, расположенные в городе Эссен, включая конструкторские бюро.
После налетов в марте и апреле 1943 года была уничтожена документация на башню и всё вооружение «Мауса», что отодвинуло сроки на 4 месяца. Решающий удар был нанесен в конце июля, когда в ходе 50-минутной бомбардировки было уничтожено 51 заводское здание, а 83 получили серьёзные повреждения
Оценив разрушения, стало ясно — выпуск даже нескольких «Маусов» в год невозможен, поскольку производство корпусов и пушек уничтожено «под ноль». 5 ноября 1943 года серийное производство отменили, а установочную партию для обкатки сократили до 2 машин, которые уже имели готовые корпуса.
Тогда же, в конце ноября, Королевские ВВС высыпали еще несколько тысяч бомб на Берлин, разрушив производственные мощности «Сименс» и «Алкетт». Теперь собирать Pz.Kpfw. Maus было не только не из чего, но и негде.
Первый прототип под названием 205/I был собран до состояния «движущейся коробки» к 23 декабря 1943 года. На него был установлен массогабаритный макет башни, сваренный из стальных листов (т.е. без пушки и других элементов).
На данном этапе авторов детища, включая Фердинанда Порше, интересовали ходовые качества машины — скорость, маневренность, проходимость, удобность управления, качество сцепления с поверхностью.
Испытания успешно завершились — танк был легок в управлении; мог поворачивать во всех режимах; забираться на склоны с углом до 45 градусов; спокойно ехать по любой поверхности и даже уходить в грязь до полуметра; но скорость была невелика — 20 км/ч по асфальтированной дороге и 18 км/ч по грунтовой.
Зато Мышонок мог перевозить не только себя, но и сопоставимый по весу груз. По мере ходовых испытаний находились недостатки, которые оперативно устранялись или дорабатывались.
10 января 1944 года началась сборка второго прототипа, под названием 205/II. Он получил единственную полноценную башню и рабочее вооружение. Ходовые испытания начались уже в июне, а полностью укомплектован супер-танк был в конце июля.
Как и 205/I, второй прототип перемещался без особых проблем, что касается огневых испытаний, то они имели место, но никаких данных нет.
И хотя жизнеспособность «вундерваффе» была доказана, общее состояние дел уже не позволяло рейху отвлекать производственные мощности на такие проекты. Если в начале 1944 года Гудериан ставил перед Гитлером вопрос о целесообразности производства Mäuschen, то в середине года речи о каком-либо серийном производстве не шло — все работы по этой теме были остановлены.
В августе 1944 специалисты покинули сборочные цеха, осталась горстка энтузиастов во главе с Фердинандом Порше, продолжавших мелкие доработки. Проектировалась новая башня — Maus II Turm, на 205/II был установлен дизельный двигатель Daimler-Benz MB.517 на 1200 лошадиных сил, требовавшийся по проекту, пробовали траки разной конструкции.
За несколько дней до 1945 года по приказу СС оба танка были перевезены сначала в Берлин, где простояли в специальном ангаре до марта, а затем второй прототип отправили защищать ставку немецкого Генштаба в Вюнсдорф.
Тут он и закончил свой путь — в момент движения сломался двигатель, танк встал таким образом, что его невозможно было использовать в бою. Экипаж подорвал машину:
Первый прототип супер-танка стоял в ангаре, в 60 км южнее Берлина. Поскольку его нельзя было использовать в бою, он также был подорван экипажем незадолго до капитуляции Германии. Оба «вундерваффе» оказались колоссом на глиняных ногах.
О том, что недалеко от Берлина обнаружен сверхтяжелый танк, в ставке Сталина стало известно 29 июня 1945 года. Из докладной записки маршала бронетанковых войск Федоренко Я.Н.:
По иронии судьбы, снаряженный по последнему слову техники Третьего рейха второй прототип сильно пострадал — внутри практически не осталось работающего оборудования:
В то же время первый прототип практически не был поврежден, у солдат его обнаруживших, сложилось впечатление, что он был просто разукомплектован незадолго до подхода Красной Армии:
Советские инженеры и военные сосредоточились на 205/II, поскольку он представлял наибольший интерес — работы проводились прямо на месте, ведь двигать порушенную громадину не было никакой возможности.
Что касается первого прототипа, то к моменту обнаружения на левом борту его корпуса имелись четыре отметины от попадания крупнокалиберных бронебойных снарядов. Ещё одна отметина была на левом борту массогабаритного макета башни.
Не исключено, что огонь по нему вел второй прототип, с целью оценить мощность своей пушки и шансы танков союзников пробить эту броню. Однако урон не прошел — как и хотел Гитлер, «Маус» был непробиваемой крепостью.
За лето и осень 1945 года оба прототипа были разобраны на агрегаты и отдельные элементы, все это описано и отправлено в Ленинград, в филиал опытного завода №100. Там шло проектирование нового тяжёлого танка и специалистам было интересно посмотреть на двигатели c электротрансмиссией.
Что касается «железа», то, по приказу командования, из корпуса первого прототипа и башни второго был собран один супер-танк. Примечательно, что у них один и тот же серийный номер — 35141, вероятно, их даже изготовили одновременно, но работы над башней заняли слишком много времени и её монтировали на второй прототип.
К 4 мая 1946 года Мышонок был доставлен на полигон в Кубинке, где стоит до сих пор в экспозиции Военно-исторического музея:
В чем был интерес советских строителей танков? В июне 1945 года они представили эскизный проект тяжёлого танка «Объект 257», который обладал увеличенной броневой защитой и 122-мм пушкой БЛ-13 (в представлении реконструкторов World of Tanks):
Авторы полагали, что «Объект 257» станет настоящим скачком вперёд для советского танкостроения и тут выяснилось, что в Германии обнаружен танк, чье орудие вполне пробивало броню нового танка, а советская машина вряд ли могла пробить броню «Мауса».
В срочном порядке инженерам и конструкторам представили новые тактико-технические требования: боевая масса до 60 тонн, экипаж не больше 5 человек и броня, обеспечивающая защиту от 128-мм пушки «Мауса». В дополнение к пушке БЛ-13 потребовали установить еще одно орудие, калибра 130 мм.
Началась еще одна гонка за размерами и мощью, которая ранее породила такие странные машины как КВ-3, КВ-4 и КВ-5. Однако в то победное время на это никто не обратил внимание.
Это сейчас нам легко судить, что советским конструкторам нужно было делать основной боевой танк, дешевый, простой, со средствами связи танк-пехота, поднимать мощь единственного орудия и крепость брони, а такие гиганты, как «Маус» — танкостроение за гранью здравого смысла.
Взяв неправильный курс, инженеры СССР потеряли четыре года. Достаточно быстро под новые требования военных придумали новый супер-танк, ИС-7, чья литая башня толщиной 210 мм не пробивалась в упор даже собственной 130-мм пушкой. Орудие этого 70-тонного гиганта превосходило любые орудия аналогичного калибра в мире (на тот момент).
Параллельно в Челябинске работали над проектом сверхтяжелого танка «Объект 705» — в «максимальной комплектации» у него была 152 мм пушка и масса 100 тонн. Вдобавок, проектировались самоходные установки на базе ИС-4 и ИС-7 с длинноствольными орудиями калибра 152 мм. А единственный достойный конкурент для этих машин стоял на полигоне в Кубинке — никто из союзников этой темой не увлекался.
Только в 1949 году Совет Министров СССР прекратил разработку и производство тяжёлых танков. Вместо них было принято решение разрабатывать танки массой не более 50 тонн, например, ИС-5 (Т-10).
Хорошо, что Мышонок так и не доехал до полей Великой Отечественной — он мог бы уничтожить множество советских танков, оставаясь неуязвимым. Но, благодаря специалистам Wargaming, которые внимательно перенесли его в игру, у каждого есть возможность опробовать это «вундерваффе» в бою, приближенном к реальности.
Некогда «Маус» был первым среди супер-танков, добавленных в игру, однако сейчас у него есть достойные соперники. Эта модель десятого уровня, закрывающая германскую ветку тяжелых танков.
В игре супер-танк представлен точной полноразмерной копией второго прототипа. У него толстое бронирование, самый большой запас прочности в игре и всего пара мест, куда можно нанести большой урон. Однако посредственное орудие и низкая скорость далеко не всегда позволяют расстрелять большой боекомплект.
Огромные габариты прекрасно демаскируют танк, а невозможность быстро сменить позицию делают его уязвимым для САУ. Это же делает его прекрасным защитником базы, либо щитом, прикрывающим союзников во время атаки.