Обзор Imperator: Rome — конкурент Total War с механикой Europa Universalis 4
Imperator: Rome — новое творение компании Paradox, хорошо известной фанатам стратегий. На этот раз игрок отправляется в эпоху становления Древнего Рима и постарается завоевать весь известный на тот момент мир. И даже больше. Насколько это будет интересно и стоит ли погружаться в любимую для многих эпоху — читайте в обзоре!
Всего понемножку
Если вы играли в последние игры от Paradox (Hearts of Iron 4, Europa Universalis 4, Stellaris), то наверняка знаете, насколько хорошо студия отточила концепцию глобальных стратегий в реальном времени.
Imperator: Rome — не исключение. Несмотря на схожий с Total War сеттинг, игры очень разные. От вас требуется в равной степени уделять внимание развитию своего государства, политике, дипломатии, торговле, строительству улучшений и войне.
В отличие от Rome: Total War или Rome 2, детище Paradox не требует участвовать в бесконечных сражениях на случайно генерирующихся картах, напрягать мозг с балансом армии, расстановкой юнитов и отдачей им приказов. Здесь этого контента нет вообще.
Война — лишь один из элементов геймплея, который сводится к движению солдатика на карте:
Исход боя рассчитывается по совокупности силы и морального духа, причем моральный двух нередко определяет, одержите вы победу в бою или нет:
Боевая система вполне очевидна — достаточно набрать побольше пехоты, немного кавалерии, лучников и какой-нибудь экзотики, определить боевой порядок и тактику, чтобы получить машину, проходящую сквозь вражеские провинции как нож сквозь масло. Главное, чтобы мораль не падала.
Но, если вы ожидали от Imperator: Rome повторения серии Total War, только в новой оболочке, то можете закрывать обзор — вам игра точно не понравится. Даже по ее весу (около 1,5 гигабайт) можно понять, что это классическая глобальная стратегия от Paradox.
И, напротив, игра увлечет тех, кто устал от бесконечных сражений и хочет гораздо больше времени уделить дипломатическому поглощению и всестороннему развитию. Так, как это было в Europa Universalis 4 или даже в Stellaris.
Захватить их всех!
Действие Imperator: Rome начинается в 450 году до нашей эры и продолжается до 27 года нашей эры, то есть охватывает период Римской республики. У игрока есть примерно 500 лет на то, чтобы захватить военным путем или подчинить себе дипломатическим путем земель и провинций больше, чем у его оппонентов. Цель ясна, методы тоже. Что может пойти не так?
Игровой мир Imperator: Rome очень и очень большой, причем разработчики сделали его с сохранением пропорций. Например, территория современной Турции по площади в три раза больше Италии, а государства Азии — настоящие гиганты:
Игрок может выбрать любую фракцию, однако есть предустановленный набор из шести: Рим, Египет, Карфаген, Македония, Селевкиды, Фригия. Для них разработчики придумали ворох событий и происшествий. Играть за другие фракции может быть не так увлекательно, хотя большинство игровых механик одинаковы для всех.
Потрясает, насколько тщательно разработчики поработали над игровой картой. С одной стороны, встречаются даже небольшие озера и реки, горы и хребты имеют реальные размеры, а острова в эгейском море поясняют структуру греческих полисов. С другой стороны, имеются некоторые неточности, характерные для представлений о мире в то далекое время.
Вдобавок, все действия в игре рассчитываются исходя из дистанции до цели. Отправив посла или легион за тридевять земель, придется ожидать недели или даже месяцы, пока они достигнут места назначения. И вам еще повезет, если они не опоздают!
Взглянув на масштаб карты, становится ясно, что захватить этот огромный, просто колоссальный мир, целиком не получится. Поэтому игроку дают одну глобальную задачу. У Рима, например, освободить Италию от конкурентов, а позже — разрушить Карфаген.
У Селевкидов и Македонян — удержать свою территорию и захватить те государства, что образовались после смерти Александра Великого.
Поскольку крупных государств в те далекие времена было немного, большую часть провинций игрового мира занимают небольшие народы и даже племена (всего их около четырехсот), которые любят образовывать союзы и воевать, собираясь группой.
Начав новую игру посреди таких племен, придется довольно долго планировать, кого лучше поглотить, с какой стороны может последовать удар, а с кем выгоднее заключить союз или принять в свой.
Комплексный взгляд на эпоху
В отличие от большинства варгеймов, концентрировавшихся на юнитах и осадах, Imperator: Rome предлагает одновременно держать в голове множество параметров.
Одних только базовых ресурсов шесть: деньги, население, а также военные, гражданские, дипломатические и религиозные очки влияния.
В основе игровой механики — население (людские ресурсы), которое разделено на четыре класса: рабы, племена, свободные жители и граждане.
Каждый класс дает свои бонусы: за рабов казна получает налоги, племена дают немного людей в армию и немного налогов, свободные жители пополняют армию, а граждане генерируют очки исследований и улучшают объем торговли.
Чем больше у вас людей в государстве, тем больше денег, ресурсов (которые можно продать) и очков влияния они производят, тем проще пополнять армию и набирать новую пехоту/корабли.
Панель технологий предлагает купить за гражданские очки те или иные нововведения в четырех категориях: армия, общество, дипломатия и религия. Технологии влияют на все аспекты игры, так что ими явно не стоит пренебрегать.
Поскольку в вашем государстве множество элитных семей, они образуют группы по интересам и заседают в Сенате (у римлян). Борьба за власть между ними идет постоянно и вам придется в ней участвовать, чтобы извлечь те или иные преимущества. Так, военная фракция даст бонусы вашей армии, а гражданская — к налогам, времени и скорости строительства.
Частенько между NPC возникают конфликты, которые придется либо гасить, либо обострять и еще неизвестно, к чему это приведет в дальнейшем. Еще может потребоваться принять трудное решение или пойти на сделку с каким-нибудь амбициозным выскочкой.
Правительство — один из важнейших компонентов геймплея, который определяет, как будет работать ваше государство. Видимо поэтому назначить сюда можно только профессионала из отрасли и выбор, как правило, велик:
Дипломатия представлена широким спектром предложений и действий, с каждым государством можно не только враждовать, но и дружить. Механику объявления войны можно назвать стандартом для 2019 года — разбрасываем притязания, захватываем, с мирным договором получаем то, что хотели. А вот союзы и поглощения небольших государств гораздо сложнее.
Дело в том, что каждая захваченная провинция повышает ваш рейтинг агрессии (для других государств) и тирании (во внутренних делах). А это, в свою очередь, снижает ваше влияние в мире и на соседей становится все сложнее воздействовать.
Придется подождать несколько лет, пока уровень милитаризма снизится, чтобы продвигать свою повестку:
Чтобы жизнь не казалась медом, игрок обязан удовлетворять потребности населения, устраивать религиозные празднества и следить за стабильностью. Нежелательных персонажей из элитных семей, баламутов или тупиц прущих во власть, можно опорочить, бросить в тюрьму или даже казнить:
Скучно и однообразно
К числу основных проблем Imperator: Rome мы относим количество провинций и регионов, которые присутствуют на карте. Их невероятно много. Каждая имеет свою ситуацию в экономике, культуру, религию и добываемые ресурсы. Когда у вас 40 или даже 90 регионов под контролем, не составит труда настроить их и наладить взаимодействие.
Но это уровень «всего лишь» региональной державы! Чтобы достичь статуса крупной державы, придется занять 100 регионов, великой державы — 500 регионов. Да, они входят в провинции, над которыми стоят губернаторы, и им можно задать ту или иную политику, но управлять с каждым следующим годом всё сложнее и сложнее.
Чтобы получать информацию о состоянии государства разработчики предлагают множество карт-слоев (политическую, торговли, культуры и так далее), а также макропланировщик (с его помощью легко и быстро отдать приказ на строительство, набор войск или обращение в свою культуру/религию). Но когда число регионов превышает 300, этого также начинает не хватать и возникает вопрос — а зачем оно все нужно?
Как только вы разберетесь в игровой механике Imperator: Rome и, вероятно, начнете следующую партию уже без характерных для новичка ошибок, игра рискует быстро надоесть.
В ней всё сводится к однообразным действиям — собери крепкое ядро, прокачай экономику, увеличь армию, захвати соседа, обрати его в свою культуру и веру, прокачай экономику этого региона и двигайся дальше.
Прокачка регионов — откровенно скучное мероприятие, ведь тут всего две активности. Первая связана с классами населения. Их можно повышать и понижать, и это придется вручную регулировать, ради баланса между казной, пополнением армии и исследованиями.
Что касается строительства зданий, то их аж четыре (!) и это, скорее, модификаторы. Например, рынок повышает привлекательность торговых путей, в то время как амбар повышает довольство среди рабов. Все, больше ничего нет. Такое ощущение, что это просто «костыль» и в будущем нас ожидает модель прокачки провинций в духе Stellaris.
Нарекания вызывает и пользовательский интерфейс — он очень неудобен и плохо информативен, приходится несколько раз переключаться в поисках нужного меню или сводки. Дело даже не в размере шрифта, а в расположении блоков и засилии текстовых элементов вместо графиков и диаграмм.
У Paradox обширный опыт и создается ощущение, что они просто стремились не сделать интерфейс Imperator: Rome похожим на свои другие игры, где подобные ошибки уже давно устранены.
Когда масштаб во вред
Проведя больше 10 часов в Imperator: Rome, игра оставила смешанные чувства. С одной стороны, нам понравилась глубина подхода к управлению государствами Античности и то количество игровых возможностей, которые придумали разработчики.
Первое время все хочется опробовать и найти ответ на каждый вопрос. Восторг вызывает живая политическая система, прекрасная дипломатия и появляющиеся случайные события. Однако стоит оседлать логику игры, и она теряет свой блеск, на первый план выходит монотонность действий.
Уже на средней стадии прохождения игру душит её масштабность. Даже в космической Stellaris, где мы рулили целой галактикой, можно было дойти до точки идеального баланса и забыть. Здесь же все время нужно возвращаться к одним и тем же вопросам — вы не управляете государством, как единым целым, вы управляете регионами, которых может быть 300 или 500!
Да, у игры смешные системные требования и неплохая графика, в ней вполне можно провести несколько вечеров, разбираясь в нюансах, но она не производит впечатления законченного продукта. Говоря откровенное, многое стоит переделать или хотя бы доработать.
-
Читы (коды) для Victoria 3
-
Геймер создал в Imperator: Rome карту Средиземья из «Властелина колец»
-
Анонсирована глобальная стратегия Imperator: Rome. Опубликован первый трейлер
-
В Steam проходят бесплатные выходные сразу в двух играх. У них высокие оценки
-
Чит-коды (консольные команды) для Imperator: Rome