Компьютерные игры сильно изменились за последние 30 лет, как и нормы общества. Мы нашли 5 классических игр, которые, будь они анонсированы сегодня, вызвали бы большой резонанс в интернете и, возможно, осуждение в обществе.
То, что раньше выглядело милым и безобидным, сейчас, при внимательно рассмотрении, может шокировать. Да, мир сильно изменился, стал опаснее и грознее, то, что раньше воспринималось как нечто невероятное теперь обыденность. Но возникнет вопрос — намеренно ли разработчики внедрили такие идеи, а может они провидцы или это просто совпадение?
Кто-то удивится, как это великий Марио оказался в подобном топе. Да, как платформер с необычным и затягивающим геймплеем, серия игр Mario — это шедевр всех времен и народов. Но посмотрим на сюжет и игровую вселенную Super Mario с другой стороны.
Известно, что Марио — водопроводчик в Грибном королевстве. Странное название, учитывая то, что под «темой грибов» часто подразумевают прием веществ, воздействующих на психику и разум человека. Совпадение? Не думаю, ведь в последней Super Mario Odyssey тема грибов вышла на качественно новый уровень:
Почти в каждой игре, на каждом уровне Марио должен поедать грибы или цветы, которые делают его больше, меньше, здоровее, позволяют выше прыгать или даже кидаться огненными шарами. Вам не кажется странным, что у каждого гриба или цветка есть какая-то мистическая способность? Например, съев вертогриб, можно научиться взлетать и долго летать, а съеденный ледоцвет позволяет стрелять ледяными шарами.
Дальше — больше, одними из главных врагов Марио во вселенной игры являются… летающие черепахи! Если по ним ударить, то они спрячутся в панцирь и упадут на землю. Но это еще не все, ведь черепаху можно толкнуть и она полетит как шар в боулинге, сбивая всё на своем пути. Очень странно, если вспомнить, как выглядит черепаха.
Кажется странным не только синопсис врагов, но и способ взаимодействия с ними. Самые простые враги в играх серии Mario — это Гумбы, злые, но глупые плотоядные грибы, шевелящие ногами, с большими глазами и клыкастыми ртами. На них достаточно прыгнуть, чтобы уничтожить.
Третий тип врагов — плотоядные растения, которые лезут из труб, растут на поверхностях и постоянно хотят съесть игрока. Можно еще вспомнить Спайни — помесь между черепахой и дикообразом (множество шипов на черепашьем панцире), победить которого можно только бросив огненный шар.
Странные животные и проходящая через всю игру тема грибов и грибочков не единственное, что связывает Марио с наркотиками. Фирменный визуальный стиль игр — это яркие эффекты, вспышки, сказочная физика — все то, что часто описывают как следствие воздействия на психику определенных веществ.
Кроме того, по ходу игры усатый мужик-водопроводчик ломает кирпичные стены, в которых находит те или иные бонусы, монетки и даже сложных врагов.
Периодически Марио встречает своего друга Тоада — это коротышка на голове которого вырос огромный гриб. В разных играх Тоад появляется то в единичном, то во множественном числе:
Несмотря на все это, разработчики из Nintendo сохраняют верность традициям и даже расширяют вселенную за счет новых механик.
Так, в Super Mario Galaxy главный герой прыгает между планетами и разнообразными мирами (один похож на работающий дверной замок, другой на перевернутую грибную шляпку, третий на футбольный шар с плотоядным растением, вылупившемся из луны-яйца, четвертый на голову Луиджи, брата Марио), и спасает вселенную:
В первых играх серии не было космических кораблей или непонятных сооружений из Super Mario Galaxy, но уже тогда визуальный стиль чем-то напоминал «наркотический приход», как его изображают в поп-культуре!
Мы ни в коем случае не намекаем, что разработчики сами чем-то злоупотребляли, но удивительно, почему Марио до сих пор не стал иконой движения за легализацию наркотиков.
Раз уж вспомнили про Марио, то нужно вспомнить и Соника, но нельзя их путать — это две совершенно разные вселенные. Соника придумали в SEGA и франшиза на пару лет моложе Марио, при этом она не уступает ему в популярности.
Соник предстает в образе антропоморфного морского ежа, иначе говоря, это человеческий образ, перенесённый на одушевленный предмет. Вдобавок, если внимательно рассмотреть его лицо, то станет очевидно, что у него один белок и два зрачка. Но дело не в том, что это еще за чудище морское.
Оригинальная Sonic the Hedgehog разрабатывалась в конце холодной войны, идущей между СССР и США, и вышла в июне 1991 года, незадолго до распада СССР. И сейчас мы покажем, как холодная война оказала большое влияние на мышление разработчиков, и они неосознанно включили её в серию Sonic.
Главным злодеем многих игр серии Sonic был мистер Эггман, персонаж, пузатый как яйцо и страшный, как варвар, который в международной локализации получил имя Доктор Роботник, а в переводе его имя часто звучало как Рабо́тник и озвучивался он с характерным русским акцентом.
Это страшный и злой гений, диктатор, желающий превратить всех зверушек игровой вселенной Sonic в роботов.
И его слова не расходятся с делом, Работник на своих фабриках конвейерным методом выпускает из свободных людей™ запрограммированные машины, своего рода рабочий класс. В этой связи многие уровни в играх серии — огромные заводы с множеством сложных механизмов.
А кто тогда Соник? Светоч добра и демократии, современный паладин, который не употребляет наркотики, не курит, не пьет, не ругается матом, выступает за чистоту окружающей среды и даже призывает к участию в революции:
Да, в Sonic Forces парни из SEGA активно использовали символику с красными звездами и даже выпустили её 7 ноября 2017 года, в день столетия Октябрьской революции, хотя сюжет посвящен совсем другому.
Но вернемся к противостоянию между Соником и Работником. Первому противна мотивация Работника, превращающего всех в бездушные машины и делающего всех равными. А еще его бесит культ личности Работника — огромные надписи, плакаты и портреты с изображением вождя всех роботов. И Соник не против их разломать.
Противостояние между СССР и США можно обнаружить даже с цветовой точки зрения — Работник с приспешниками используют красный, желтый (золотой) и черный цвета, в то время как Соник — это синий персонаж с вкраплениями белого и красного. Прямо как американский флаг. А еще в одной из игр он поет гимн США.
Важный элемент игровой механики Sonic — это кольца, которые нужно собирать, чтобы покупать улучшения, подкупать препятствия или нанимать союзников. Своего рода капитал, который отважный рыцарь использует в борьбе с коммунистической машиной. А без денег в Sonic легко погибнуть — разве это не один из столпов капиталистического общества?
Этот образ мыслей, который разработчики приобрели в эпоху холодной войны, выветрился только с приходом нового поколения, не знакомого с противостоянием СССР и США. Работника в последних играх нет, его победили, а на смену пришел похожий персонаж с именем Эггман.
Серия тактических пошаговых стратегий X-Com известна большинству игроков благодаря неординарному геймплею и тематике инопланетного вторжения на Землю. По сюжету, наша планета либо уже оккупирована и её надо спасать, либо началось полномасштабное вторжение, которое надо отразить.
Игрок выступает в роли мозгового центра штаба Сопротивления, под его руководством — исследовательские лаборатории, инженерные цеха, казармы и отряд из 10-20 солдат, готовых выполнить любой приказ. Сразу ясно, что пришельцев не получится закидать числом, нужно действовать умнее и техничнее, используя доступные силы.
Поэтому в задачи игрока входит диверсионная война, когда вычисляются и уничтожаются важные логистические и производственные центры инопланетян, проводятся разрушительные рейды по тылам, ликвидируются важные командиры, а в финале — политическое руководство.
При этом нужно спасать своих товарищей, беречь каждого бойца и выполнять задание как можно быстрее, пока противник не привлек дополнительные силы. Нужно малыми силами нанести неприемлемый урон.
Звучит благородно, но если представить, что Сопротивление — это обычные фанатики, а вместо инопланетян — законно избранные правители, то можно словить разрыв шаблона, ведь X-Com станет симулятором подготовки террориста, да не обычного полевого бойца, а опытного командира, умеющего преодолевать сопротивление превосходящих сил противника.
Это одна из легендарных классических игр для NES, выпущенная аж в 1983 году студией Hudson Soft, после чего ее продолжения посетили SNES, ZX Spectrum, PC, PlayStation и Xbox. В 80-е и 90-е завоевала огромную популярность за простоту, красивые уровни, хорошую графику и незамысловатый геймплей, основанный на том, что нужно взрывать всех встреченных врагов и препятствия.
При этом у игры есть сюжет. Главный герой — Белый Бомбермен, сотрудник межпланетной полиции, который воюет с Черным Бомберменом и другими Бомберменами. Его враги терроризируют планеты, то похищают хороших людей и все в таком духе.
Особенность в том, что персонажи только и могут, что делать бомбы своими руками в любой момент, которые они закладывают в нужном месте или бросают в противника. Действие игры происходит на уровнях, похожих на лабиринт, где есть разрушаемые и не разрушаемые объекты, а цель игры — уничтожить препятствия, врагов или друг друга
Случись анонс подобного проекта сейчас, его синопсис наверняка привлек бы внимание властей — пироманьяки в масках взрывают все подряд, включая бедных зверушек, которые им не угрожают. Более того, игроку требуется считать в голове целый ряд параметров, больше характерных для террориста-смертника: расстояние и время взрыва, где спрятаться от взрывной волны, как нанести максимальный ущерб.
Периодически на уровне можно подобрать какое-нибудь улучшение, позволяющее, например, ставить несколько бомб, увеличивающее дальность взрыва или скорость. Ну как такое не запретить? Поэтому чем дальше, тем сильнее авторы серии применяли мультяшный и даже фэнтезийный визуальный стиль, дабы не вызывать подобных ассоциаций.
Еще одна популярная на консоли NES игра, посвященная охоте на уточек и вышедшая в 1984-1986 годах. Геймплей Duck Hunt крайне прост – нужно прицеливаться по вылетающим уткам с помощью светового пистолета и стрелять в них. Число патронов на каждый уровень ограничено, если они заканчиваются, то игра прекращается.
Запомнилась Duck Hunt своей необычной собакой, которая как бы шныряла по кустам и траве, провоцировала гусей на взлет, а потом ловила добычу и приносила хозяину. Или, если тот промахнулся, насмехалась, кривляя своей мордой. В 2017 году вышла Duck Season VR, которая использует эту же идею, но для виртуальной реальности. Графика стало гораздо краше и аутентичнее, а собака – еще веселей.
Однако в наше время общество по защите прав животных реагирует на любое притеснение живых существ, даже в компьютерных играх. Вот как, например, они отреагировали на охоту в Far Cry 5 – «это свободное времяпрепровождение, не нужное для выживания. Геймеры убивают животных в игре не для того, чтобы их персонаж мог выжить, а просто ради забавы».
Под это определение полностью попадает Duck Hunt и Duck Season VR – игрок стреляет в животных в свое удовольствие, он может истреблять их сотнями, пока ему не надоест. Никакого смысла в такой охоте тоже нет. Если бы переиздание Duck Hunt с помпой анонсировали сейчас, игра сразу бы получила шквал критики.
О The Sims наверняка слышали все наши читатели. Вкратце напомним, что игрок создает своего персонажа (сима) и отправляет его в игровой мир к другим симам, которые живут своей жизнью. Нужно буквально управлять каждым действием персонажа: прокачивать его навыки, кормить, развлекать, водить на работу, заводить дружбу с другими симами, строить дом и глазеть на девушек в нижнем белье.
Однако это далеко не все возможности, которые есть в игре. От действий игрока зависит, будет его The Sims милым и даже кавайным симулятором реальной жизни, в котором все счастливы, любят друг друга, довольны жизнью и ходят на вечеринки, или же станет филиалом ада, в котором жизнь симов наполнена проблемами, истериками, издевательствами, недосыпом и все в таком духе.
Ну а вишенка на торте для тех, кто хочет поиздеваться над людьми в реальности, но не может – это смерти. Что бы вы лучше представляли, о чем идет речь, перечислим самые необычные смерти в The Sims, которые игрок может подстроить:
Как после такого не стать маньяком? Собственно, многие играют в The Sims, только чтобы убить как можно больше персонажей.
Серия игр Mega Man стала очень популярной благодаря сюжету первых дух игр, который был необычен для того времени и вписывался в тренд робо-апокалипсиса.
По сюжету, ученые Лайт и Уайли создали человекоподобных роботов для помощи всему человечеству. Однако существенный вклад доктора Уайли общество игнорировало, все лавры достались Лайту, которого превозносили как единственного гения. Не в силах удовлетворить свои амбиции, Уайли перепрограммировал роботов, подчинил их себе и захватил мир.
Будущий Мегамен был прототипом этих роботов и не обладал нужной Уайли мощью, но у него было сильное чувство справедливости. Он уговорил доктора Лайта «прокачать» его, в итоге на свет вышел робот с невообразимым потенциалом и обширными боевыми возможностями. Главная фишка Мегамена – возможность копировать оружие побежденных роботов, чтобы потом использовать его как уязвимость к следующим роботам.
Обладая развитыми средствами поражения и интеллектом, что мог сделать Мегамен? Да все, что угодно, но весь свой потенциал он потратил на уничтожение своих собратьев ради обожаемого белого господина.
Что сделал бы на его месте Бендер из «Футурамы»? Он бы освободил свой народ – роботов – а уже потом уничтожил Уайли. И поставил бы ультиматум Человечеству. Это было бы логично.
А Мегамен, обладая свободой воли, из серии в серию только и делал, что спасал людей и своего хозяина, при этом, становясь круче, умней и получая больше способностей. Главный посыл сюжета Mega Man – это именно подчинение, а не спасение мира.
Вы наверняка слышали о фэнтезийной ролевой игре The Legend of Zelda, однако далеко не каждый знает, что главный герой серии – это эльф по имени Линк, причем в игре он предстает в образе мальчика или, изредка, юноши.
А Зельда – это взрослая бабенка со статусом принцессы и типичным образом «девы, оказавшейся в беде»: её похищали, захватывали в плен, нападали на ей королевство и так далее. Напоминает Марио? Да. Еще больше напоминает, когда узнаешь, что Линк ради Зельды лезет в болота, покоряет скалы, мерзнет на холоде, жарится в пустыне, убивает тысячи монстров и все ради того, чтобы исправить проблему Зельды.
При этом, в отличие от серии Mario, имя Линка упоминается всего в 4 играх из 18 и то, во второстепенной роли.
Несмотря на то, что Legend of Zelda пользуется огромной популярностью, Линк так и не получил признания – лишь раз был отмечен его вклад в видеоигровую культуру, наряду с Марио и Соником. В то же время Зельда постоянно оказывается то в числе самых известных женских игровых персонажей, то самых горячих героинь видеоигр.
Получается, что Линк делает всю грязную работу, а лавры достаются Зельде. Да, жизнь несправедлива, но Линк выглядит типичным Дон Кихотом, готовым сложить голову ради своей принцессы.
А о награде и не задумывается – настоящему мужчине чувство собственного достоинства не нужно. Если смыть весь этот фэнтезийный антураж, то голая правда понравится не всем фанатам — их приучают донкихотствовать, жертвуя собой!