За всю историю существования компьютерных игр возможность массового уничтожения людей была уделом немногочисленных стратегий, RPG и экшенов. Мы вспомнили десять игр, в которых игрок был если не властелином мира, то оказывался в ситуации, когда мог принимать судьбоносные решения — устраивать или нет геноцид городов или целых народов.
Текст содержит довольно много спойлеров, однако большинство игр в списке достаточно старые и вряд ли вас эта информация чем-то удивит, читайте спокойно.
Что до покупки Bethesda прав на франшизу, что после, серия игр Fallout славилась всяческим деструктивным поведением, когда игрок мог уничтожать целые города. И дело даже не в пресловутом взрыве атомной бомбы в «Мегатонне» прямо в самом начале Fallout 3.
После прохождения Fallout и Fallout 2 (и спасения мира), многие игроки забавлялись тем, что вырезали всё население немногочисленных городов, включая детей, причем особо циничным способом. Неизвестно, планировали ли разработчики такой исход игры или это просто следствие низких ограничений игрока. Несмотря на спрайтовую графику, убийства изображались смачно и разнообразно.
С дополнением Nuka-World в руках игрока оказывается несколько банд, с помощью которых он может обратить в рабство все Содружество. То самое, которое он с любовью застраивал поселениями и заселял людьми полтора года после выхода игры. Теперь оно превратится в концлагерь, но так даже веселее — можно собирать дань со всех незадачливых фермеров, а несогласных пустить в расход. При всем этом игрок остается главой Института!
Эта игра прямо обыгрывает уничтожение населения Земли в ходе глобального ядерного конфликта. Побеждает тот, кто убьет максимальное число людей с собственными минимальными потерями. Не существует моральных ограничений или запретных стран — желающие могут разбомбить Северную Корею или Израиль просто ради прикола.
Игра разделена на пять уровней Defcon — от 5 до 1, чем ниже, тем больше сил будет втянуто в конфликт. Действие происходит на политической карте нашей планеты. Сначала игрок расставляет системы ПВО и пусковые шахты, радары на своей территории, размещает флот, стратегические подводные лодки и авиацию, задает им маршруты движения.
После этого его задача — определить позиции пусковых шахт и флотов и разбомбить их быстрее, чем те запустят свои ракеты.
В сессии участвуют от двух до шести игроков, которые могут расположиться в Северной или Южной Америке, Европе (включая Восточную), России, Африке и Азии. Прилететь может из любого места на карте, поэтому потери будут в любом случае. Так игра моделирует глобальность конфликта, недаром её лозунг — «Умрут все». Кстати, после обычного матча в DEFCON уместно поиграть в Fallout.
Кровавый шутер Hatred начинается с эффектной заставки, из которой мы узнаем о главном герое — бешенном социопате с манией массовых убийств. Он так ненавидит людей вокруг себя, что начинает «крестовый поход» против человечества в своем родном городке. Главная цель Hatred — убить как можно больше. Игра настолько шокировала аудиторию, что была на несколько дней удалена из Steam Greenlight, но позже вернулась.
Будучи нетолерантным расистом, свихнувшийся фанатик приправляет убийства полицейских и представителей другой расы или цвета кожи циничными комментариями, например, полицию называет «живым щитом». У него нет моральных ограничений — он добивает раненных и упавших ножом, нашпиговывает пулями или разбивает им голову.
Для выполнения своей цели неуравновешенный маньяк использует обширный арсенал: рукопашный бой, холодное оружие, пистолеты, автоматы, пулеметы, взрывчатку и гранаты. Попутно можно расстрелять газовый баллон или автомобиль, чтобы к убийствам добавились еще и разрушения. Hatred стала первой за последние годы игрой в жанре Shoot Them Up, которая настолько кроваво и точно подошла к вопросу геноцида общества потребления.
Развитие серии градостроительных экономических стратегий Anno достигло своего пика в Anno 2070. Игрок полноценно участвует в вопросах войны и мира, управляя одной из двух фракций — Экологами или Магнатами. Поскольку действие игры развивается на островах и лишь немногие пригодны для строительства города, было уместно добавить её в этот список.
Геноцид населения можно проводить несколькими способами. Первый и самый простой — это сильно отравить экологию на соседних островах, так, чтобы достало до острова конкурента. Это легко устроить, если вы играете за Магнатов против Экологов, а если на карте присутствует русский олигарх Вадим Соков, то все острова с нефтью превратятся в пепелище, сильно испортив общую экологию сектора.
Второй вариант — взрыв АЭС, расположенной в городской черте. В игре на атомных станциях постоянно происходят какие-то ЧП и в редких случаях они могут взорваться. Тогда игрок увидит огромный гриб, ударная волна прокатится по острову, снося постройки в среднем радиусе. Население острова быстро сократится, а плохая экология из-за фонящего реактора сократит его еще сильнее.
Третий способ разделаться с населением — добыть немного урана, построить ракетную шахту, соорудить ядерную ракету и запустить её по вражескому острову. Гриб ядерного взрыва будет не таким большим, как при разрушении АЭС, но зато это оружие и у него большой радиус поражения. Для гарантированного стирания нужно 2-3 ракеты.
Несмотря на мультяшную графику и «детский» уровень, SPORE предоставляет целый пласт возможностей для геноцида любых рас и народов. Одна из веток развития своего вида — это агрессивное поедание всех остальных существ, переходящее позже в милитаристский угар.
На этапе «Цивилизация» игроку предстоит обыграть ИИ-игроков и захватить контроль над планетой. Стоит ли говорить, что добиться цели можно с помощью мощной ракеты. Собрав достаточно денег, игрок может запустить по ракете в каждый город враждебного государства и покорить его, мгновенно завершив этап.
На этапе «Космос» все еще веселее. Геноцид отдельных рас, мешающих жить — рутинное мероприятие для прокачанного игрока, обладающего технологий антигравитационной бомбы и флотом из нескольких кораблей. Достаточно одной бомбы и вражеский город перестает существовать. Можно привозить своих колонистов и начинать добычу ресурсов. Едва сдерживая зевоту, игрок, при расширении собственной империи, может применить даже Разрушитель Планет.
А добиться победы в SPORE над угрозой Галактики — киборгами гроксами — можно только полностью истребив их с более чем 1 000 планет. Если использовать обычные методы ведения войны, окончательное решение гроксовского вопроса затянется, остается только геноцид.
Отдельное развлечение в SPORE на этапе «Космос» — это похищение разумных и не очень существ с их родных планет, перевозка в трюме и высаживание (или выбрасывание) на других планетах. Некоторые виды даже могут заполнить пустующие бреши «эволюционных цепочек», однако чаще всего существа гибнут после небольшой борьбы за жизнь.
В Total War: Attila студия Creative Assembly передала игрокам чадящую атмосферу варварской орды, вторгшейся в Европу в Темные века, главная задача которой ёмко описывается фразой «грабь, режь, насилуй, убивай». Моральные барьеры практически сняты, штрафы за жестокость снижены.
Игра примечательна не столько классической для серии механикой цивилизованного общества, как у Римской Империи, сколько новой механикой геймплея за варваров-кочевников. У них нет своих городов и возможности их строить, орда либо кочует на новое место, либо развернута во временное оседлое положение.
Кочевники постоянно должны грабить вражеские города и провинции, а также вставать лагерем, чтобы расплодиться, собрать дань и ресурсы. Можно превращать города и земли в выжженное огнем пепелище, но тогда не с кого будет собирать дань. Разные фракции кочевников — головная боль для традиционных оседлых цивилизаций, когда их развитые провинции разграбляются напавшими с разных сторон варварами.
Механика игры позволяет пройти огненной стеной не только по Европе, но и по Малой Азии и Африке, вырезая целые народы, потому что иначе орда может погибнуть сама, или просто ради прикола. С другой стороны, развитые цивилизации могут накрыть орду на марше, при удачном исходе вырезав её подчистую. В общем, если кто-то мечтает о массовых убийствах с прямым эффектом на геймплей — Attila ждет.
Игры серии Civilization всегда предлагали достаточно развитую механику войны и во многом прославились благодаря багу с воинственным Ганди. Однако в большинстве игр серии война была делом крайним, на которое игроки шли, когда не оставалось выбора.
В Civilization 5 и построенной на её базе Beyond Earth ситуация изменилась. Разработчики серьезно расширили ассортимент войск во всех эпохах, доработали механику игрового процесса, например, без артиллерии очень трудно захватить город. У игроков появился смысл воевать без дураков, накачивать ударные кулаки разными юнитами, строить комбинации ударов.
Однако разработчики не сделали систему сдержек и противовесов в виде штрафов за милитаризм на международной арене и к настроению на локальном уровне. Все это появилось только с аддоном Brave New World.
Цивилизации чистых милитаристов (Ацтеки, Зулусы, Монголы, Японцы и другие) с первых ходов увлекаются строительством военных юнитов и уже под конец Античности начинают первые кровавые войны. В конце игры ситуация не лучше — технически развитые цивилизации имеют столь серьезное преимущество над отстающими, что не могут избежать соблазна просто их захватить из лучших побуждений.
С Beyond Earth ситуация во многом аналогична — еще больше юнитов и гибридов, еще больше различий между расами и поводов к войне. Причем на начальном этапе каждая цивилизация расчищает для себя жизненное пространство и не очень отличается от других, а под конец игры, когда границы цивилизаций соприкасаются, друг на друга могут смотреть разные гуманоиды.
Как итог — резкая милитаризация фракций после середины игры, нескончаемые войны из-за внешних или идеологических различий, перманентная война, как только кто-то начинает претендовать на победу и марши огромных орд на другую сторону карты. В такой ситуации игроку ничего не остается, как вырезать всю враждебную цивилизацию, чтобы не надоедала.
В последних играх серии Galactic Civilizations игрок занимается геноцидом уже в космических масштабах, превосходящих Spore. Он отправляет на войну десятки миллионов своих солдат, чтобы те захватили ту или иную планету, заселенную вражеской цивилизацией, предварительно как следует отутюженную космическим флотом.
Счет жертв в космических и планетарных боях идет на миллиарды, поскольку цивилизации являются обычными ксенофобами, не проявляющими жалости к другим расам. Зачастую бойня идет до последнего оставшегося в живых солдата, но если сильно втянуться в конфликт — другие цивилизации захотят разобрать на части обескровленную долгой войной империю.
Провоцирует игроков покачать мускулами встроенный в игру редактор кораблей, позволяющий создавать свои варианты, зачастую превосходящие стоковые версии и более простые в разработке. Видов кораблей тоже достаточно — от обычных истребителей до фрегатов, крейсеров, дредноутов и даже истребителей планет. Отсутствие больших политических сдержек превратило войну в Galactic Civilizations в обычный способ решения проблем.
Если же вас не сильно прельщают битвы в космосе, то вы можете поучаствовать в настоящем гуру на Земле в Medieval 2: Total War и, особенно, аддоне Kingdoms. В отличие от тактической Attila, где нужно много соображать, эти игры построены по старой-доброй схеме «завалить врага мясом и захватить его города», а происходят в наиболее конфликтные годы человеческой истории:
Неважно, какую сторону вы примите, вам придется много воевать, прорываясь к намеченной цели в многочисленных боях, и резать, резать, резать, потому что иначе местное население быстро поднимет бунт и скинет чужаков. Насаждать порядок и вашу правду придется с холодным сердцем.
А на вершине нашего хит-парада космическая стратегия Stellaris, благодаря отсутствию каких-либо ограничений при создании расы, а также за резню галактических масштабов.
Любая раса в Stellaris обладает рядом признаков, вроде ума, плодовитости, девиантности, скупости и так далее. Также есть множество форм правления — от феодализма до технократии, от либерализма до фашизма, от фанатично верующих до упертых материалистов.
Например, в игре есть все необходимое для построения нацистского тоталитарного государства, славящего единственного вождя и неспособного на компромисс с другими цивилизациями. Специально для таких режимов в игре много взаимоотношений с видами существ, даже если те считают себя разумными. Их можно стерилизовать или выращивать и собирать «жатву» с целью переработать в пищу.
Достаточно часто случается так, что млекопитающие встречают своих соседей — моллюсков или растений. Даже если все будут толерантными пацифистами, конфликт неизбежен. Какой разговор может быть с едой?
С другой стороны, членистоногие варвары вроде «Чужих» могут всю игру провести в жуткой резне с киборгами-ростовщиками просто из-за политических разногласий на будущее галактики.
В Stellaris есть разные способы взаимодействия с малыми расами, переживающими промышленную революцию или готовящимися покорить космос. Их можно превратить в своих рабов, возвысить до своего уровня для эффективного симбиоза или, наоборот, добавить негативных характеристик и подарить звездную систему с малой расой своим противникам.
Суть идеи в том, что бы добавить вредных генетических свойств малой расе, например, создав вечно недовольных, ленивых и бесполезных, но плодовитых существ, чьи орды быстро заполонят планеты враждебной империи. Как уже она будет с ними разбираться — вопрос отдельный.
В Stellaris хорошо развит и чисто военный аспект — все эти миллионы звездных десантников, масштабные битвы космических кораблей разных классов и размеров, а также колоссальные по величине корабли-разрушители, превращающие целые планеты в пыль.
Поводов к войне множество — верующие в единое солнце грибы оскорбятся единственно правильной религией гуманоидов, роботы-коммунисты отправят флоты дружбы, чтобы освободить вассалов-моллюсков, объединенный разум членистоногих попытается прихлопнуть индивидуалистов-рептилоидов и все в таком духе.
1) Захватывать планету и вырезать население постепенно
2) Просто разбомбить всю планету
3) Превратить планету в пояс астероидов вместе со всеми жителями
Где super worldbox? Игра песочница, где есть 4 расы(после обновления добавилось ещё), которые полностью уничтожают поселения другой расы.