В последние годы отечественный геймдев не так уж и часто радует одиночными играми с упором на сюжет, все больше онлайн-проектами по F2P-модели. Но есть и исключения. Такие, как Ash of Gods: Redemption.
В 2015 году небольшая команда российский разработчиков Aurum Dust начала разрабатывать тактическую пошаговую ролевую игру с элементами визуальной новеллы и ККИ. Этот богатый коктейль получил название Ash of Gods: Redemption («Пепел богов: Искупление») и позже появился в Steam Greenlight, чтобы позднее всплыть на краудфандинговой платформе Kickstarter
Благодаря отличной подаче и хорошей подготовке команды проект получил «зеленый свет» и финансирование, после чего ребята из Aurum Dust продолжили разработку. Весной 2017 года появился сюжетный трейлер игры, и вот тогда все и завертелось: Ash of Gods попала в заголовки СМИ и под пристальные взгляды десятков тысяч геймеров.
Мир игры представляет собой фэнтези на тему европейского средневековья, а также имеет вкрапления китайской, японской и арабской культур. Приближается Жатва — пришествие сил народа умбра. В центре сюжета находится группа беженцев, которая выжить в смутное время. Во главе отряда стоит Торн Бренин, ветеран нескольких войн и признанный авторитет.
Вместе с дочерью по имени Гледа он стал свидетелем появления Жнеца — предвестника Жатвы. Родной город оказался во власти безумия: люди оказались во власти темных сил и принялись уничтожать друг друга, подготавливая почву для грядущего апокалипсиса. Чтобы выжить, Торн собрал всех, кого смог, и покинул вотчину, чтобы отправиться в долгое путешествие по миру Терминум.
В то время как большая часть сюжета крутится вокруг группы Торна Бренина, иногда разработчики переключают повествование на другие сюжетные линии. Так игрок знакомится с древним воителем по имени Хопер Рули. Много веков назад он уже сражался с безумными воинствами Жатвы, но в решающей схватке оказался ранен и не смог добить последних Жнецов.
Все 3 сюжетные линии образуют довольно стройное повествование, которое уделяет внимание и борьбе с Жатвой, и истории мира, и приземленным вещам вроде политики. Для создания истории мира привлечен писатель-фантаст Сергей Малицкий, и благодаря ему в Ash of Gods можно узнать много самой разной информации — правителях, взаимоотношениях разных государств и быте простых людей.
Продолжая разговор о сюжете Ash of Gods: Redemption, просто нельзя не отметить тот факт, что проект очень схож с творчеством студии Stoic, а именно с дилогией The Banner Saga. В первую очередь по манере подачи истории в виде визуальной новеллы. Все диалоги оформлены красочными вставками с изображениями персонажей и окружения.
Игрок может влиять на исход диалогов, выбирая те или иные варианты ответов. Влияют они многое: на лояльность персонажей по отношению к главному герою, на получение предметов и даже могут направить историю по новому пути. Впрочем, большую часть времени варианты ответов в диалогах позволяют побольше узнать о мире и прошлом персонажей.
Разработчики из Aurum Dust отлично понимают, как сделать в игре действительно живые диалоги: все реплики прописаны уместно и в тему, у каждого персонажа свои мотивы и принципы. Угодить всем и сразу практически невозможно, да и возможности загрузиться и переиграть ту или иную сцену попросту нет, поэтому ближе к середине игры отряды двух игроков могут кардинально отличаться по составу.
Сюжет в Ash of Gods хорош сам по себе и наверняка придется по душе любителям мрачного фэнтези. Специально для тех, кто включил игру только ради истории, авторы сделали специальный режим игры с автоматическими боями. Впрочем, при первом прохождении лучше все-таки сражаться своими силами. Благо, это весьма и весьма интересно!
Мир игры суров и опасен, за каждым поворотом скрывается опасность. Это может быть отряд разбойников, сбежавшие с поля боя дезертиры или безумные марионетки Жнецов. Так или иначе, со всеми за редким исключением придется сражаться, управляя боевой группой из 6 человек, в то время как всего в отряде может быть до 14 персон.
Бои в Ash of Gods: Redemption проходят в пошаговом режиме. Сначала обе команды расставляют своих бойцов по краям поля боя, а затем начинают делать ходы по очереди. За один ход персонаж может переместиться на несколько клеток в любом направлении и применить способность. Некоторые способности не тратят ход, а другие требуют времени для перезарядки.
В каком порядке действовать персонажами решает сам игрок. Наиболее удобная тактика — занять оборону возле естественных преград, подпустить противника поближе, а затем атаковать наиболее уязвимого противника всем скопом. Особенно в бою полезны стрелки, потому что ими очень удобно добивать раненых противников, но нужно постоянно прикрывать тылы.
Несмотря на сильное внешнее сходство с The Banner Saga, сражения в Ash of Gods имеют свои особенности. Во-первых, помимо здоровья у каждого персонажа есть энергия. Она нужна для того, чтобы дальше ходить по полю боя, а также для использования некоторых способностей. Если у персонажа нет энергии, то он получает двойные повреждения от вражеских атак.
Самая «мякотка» в том, что во время нападения можно выбрать, куда бить: по здоровью или по энергии. Зачастую выгодно измотать противника, чтобы лишить его мобильности, а затем быстро прикончить его одной-двумя атаками. Но если переоценить свои усилия, то можно оказаться в незавидном положении, когда противник имеет много здоровья, а вот союзные бойцы уже почти мертвы.
Еще одна интересная особенность боевой системы Ash of Gods — это использование особых карточек. Это такие заклинания, которые могут иметь самый разный эффект: исцелять, ранить, давать и отнимать энергию, укреплять защиту и еще много всего. Чем мощнее карточка, тем позже ее можно использовать. По ходу прохождения игрок может найти много новых карт и сформировать свою собственную колоду.
Те, кто прошел основную игру, но все еще жаждет боевой славы, наверняка оценят сетевой режим Ash of Gods: Redemption. Да, тут можно играть по сети. Нет, не кооператив. Это довольно неожиданно, но Aurum Dust реализовали полноценные бои между игроками в своем дебютном проекте, причем сделан он с хорошим заделом на будущее.
Мультиплеер Ash of Gods позволяет собрать собственный отряд и отправиться на арену, чтобы схлестнуться в бою с «живым» противником. Изначально каждому игроку дается небольшая группа бойцов, среди которых есть как «именные» персонажи, так и обычные наемники, которые повторяют многих противников в игре. Помимо них есть также и несколько карт-способностей.
Остальные «ништяки», то есть новых солдат, новые карты и предметы экипировки, можно получить, покупая сундуки со случайным содержимым. Для их покупки понадобятся золотые монеты, которые выдаются за успехи на арене. Кое-что можно получить бесплатно, ежедневно посещая игровой магазин, однако проще всего заработать именно на поле боя.
Бои проходят по тем же правилам, что и в одиночной кампании: командиры расставляют своих бойцов, а затем ходят по очереди. В отличие от сражений с туповатыми «ботами», другие игроки часто заставляют попотеть, да и нередко приходится превозмогать заведомо более сильные отряды. Кстати, разработчики собираются выпускать обновления для мультиплеера, так что все еще впереди!
При беглом взгляде на скриншоты игры от Aurum Dust ее можно запросто спутать с The Banner Saga, и, что характерно, этот факт нельзя отнести к недостаткам игры. Видно, что создатели Ash of Gods не раз обращались к творчеству Stoic. Но никакого плагиата: визуальный стиль хоть и похож на то, что есть в «Саге», однако имеет свой собственный культурный код.
В своих дневниках разработчики не раз рассказывали о том, что вдохновлялись работами Ральфа Бакши, ответственного за классическую мультипликацию в стенах Disney («Властелин колец», 1978), и, внезапно, старыми-добрыми сказками «Союзмультфильма» («Аленький цветочек», 1952). И действительно, нордический гротеск чужд Ash of Gods, вместо него здесь реализм и натуральная композиция.
Еще более удивительный факт о Ash of Gods — это ручная покадровая анимация персонажей, созданная с участием живых актеров. Разработчики снимали живых людей, а затем на основе футажей создавали десятки анимаций. Заставки тоже нарисованы покадрово, что сейчас практически не встречается даже в «больших» мультфильмах с миллиардными бюджетами.
Если же отвлечься от этих специфических подробностей, то остается только похвалить девелоперов Aurum Dust за отлично проделанную работу над графикой. Их проект выглядит по-настоящему профессионально, это реально красивая игра, на которую приятно смотреть. После нее будет очень интересно взглянуть на следующую работу студии.
Сложно поверить, что Ash of Gods — это дебют студии Aurum Dust, так качественно он выполнен. Все, начиная с сюжета и заканчивая мультиплеерным режимом, реализовано на редком для отечественного геймдева уровне. Впрочем, те, кто знаком с творчеством коллектива Stoic, наверняка отметят множество схожих моментов. Действительно, игра похожа на The Banner Saga.
Ash of Gods использует схожие сюжетные мотивы, хоть и подает их под соусом другого сеттинга. Визуальная новелла тоже сделана по уже знакомым лекалам, но в остальном проект Aurum Dust выделяется уникальными решениями. Например, боевая система имеет сразу несколько важных отличий, а наличие мультиплеера и вовсе отметает все сомнения в самобытности игры.