По-настоящему хороших и умных головоломок в последнее время не так много, а поэтому каждый анонс игры в этом жанре вызывает бурный интерес. Так произошло и с головоломкой от первого лица Q.U.B.E. 2, которую разработала студия Toxic Games, выпустившая несколько лет назад оригинал, получивший весьма высокие отзывы от игроков. В нашем обзоре мы постараемся узнать, смогли ли разработчики сделать шаг вперед, либо же Q.U.B.E. 2 просто паразитирует на имени первой игры.
В отличие от оригинальной Q.U.B.E. (сюжет был добавлен только спустя три года), где изначально не было сюжетной линии и какой-либо мотивации двигаться вперед, сиквел имеет внутриигровую историю уже с самого начала. Мы оказываемся в теле девушки по имени Амелия Кросс, которая сама не понимая как, попадает в странное место, окруженное кубами. С героиней по рации связывается другая девушка, которая объясняет Амелии, что произошел какой-то сбой при попытке спасти Землю от пришельцев. Здесь, судя по всему, содержится отсылка к первой части, где основное действие как раз и происходило на корабле пришельцев, полностью состоящем из интерактивных кубов.
Амелию просят подняться на самый верх лабиринта, чтобы ее могли телепортировать и забрать домой. Девушка, не долго думая, решает послушать связавшуюся с ней по рации таинственную помощницу и, следуя ее указаниям, вынуждена решить несколько головоломок, чтобы попасть на открытую площадку для собственного спасения. Героиня пробегает из одной зоны к другой, пока в итоге не натыкается на несколько генераторов, преграждающих путь.
Попутно с девушкой постоянно связывается по рации ее таинственная спутница, которая рассказывает некоторые детали случившегося. Ничего подробного она так и не говорит, а поэтому до определенного момента мы даже не понимаем, кто такая главная героиня и что вообще происходит. Затем в определенный момент в повествовании происходит небольшой сюжетный поворот, призванный дать нам еще большую мотивацию двигаться вперед.
Однако из-за плохого способа разработчиков рассказать внутриигровую историю, сюжет пестрит множеством дыр и непонятных моментов. Даже после всего прохождения, где, кстати, есть выбор концовок, остается чувство, что мы что-то пропустили из-за чего общая картина происходящего, к сожалению, так и не вырисовывается. Учитывая общий смысл игры, сюжет мог бы быть гораздо более глубоким и интересным, но на деле же мы получили безуспешную попытку реализовать философскую идею в повествовании.
Таким образом, сюжет нельзя назвать плохим или глупым, просто он рассказывается с большими переходами. Из-за этого, даже полностью вчитываясь в каждый диалог, всей сути происходящего уловить так и не удается. Однако стоит отдать разработчикам должное, внутриигровая история не является примитивной, просто ее могли бы сделать еще лучше при более тщательном внимании к деталям.
Q.U.B.E. 2 существенно изменилась по сравнению с первой частью в геймплейном плане. Теперь мы можем сами создавать кубы в специально отведенных для этого ячейках. К тому же в игре появились лифты, множество интерактивных объектов для взаимодействия и более сложные головоломки. В некоторых ситуациях для решения головоломки подходит тот самый метод, который отбрасываешь уже в самом начале. К примеру, мы заходим в зону, где видим головоломку. Несколько минут думаем над ее решением, но понимаем, что логически нам ее не осилить. Затем, уже устав искать решение, делаем самый простой с точки зрения логики способ добраться до цели, который в итоге оказывается правильным. В большинстве случаев такой подход к геймплею мог бы стать провальным, но в случае с Q.U.B.E. 2 все работает весьма хорошо.
Сам подход разработчиков к процессу прохождения также очень порадовал. В самом начале на нас не сбрасывают сложные задачки, которые могли бы сразу же отпугнуть от дальнейшего прохождения. Все происходит постепенно. По мере игры нам подкидывают сначала легкие головоломки, потом более сложные и так до самого конца. Вдобавок к этому нам открываются новые механики, благодаря чему игра не успевает надоесть. Несмотря на недосказанный сюжет, геймплейно игра способна вытянуть на себе все недостатки и предстать перед нами в довольно неплохом свете.
Вся суть решения головоломок состоит в следующем. У нас есть специальные перчатки, которые способны взаимодействовать с кубами. Не считая последний тип кубов, желтый, который появляется в игре ближе к концу, мы можем взаимодействовать с тремя объектами: оранжевым, зеленым и синим кубами. Первый выполняет роль пружины и опоры, второй служит как правило ядром, а третий позволяет сделать зону подобием батута для прыжков. Поначалу такая механика кажется очень простой, но по мере прохождения с добавлением новых механик, понимаешь, что все куда сложнее.
Время от времени нам нужно пытаться кинуть куб в объект, иногда мы должны прыгнуть на этом самом кубе, чтобы попасть на платформу, а в некоторых случаях и вовсе поджечь его и ждать, когда загорится дверь. Сравнивая игру с той же Portal, нельзя сказать, что Q.U.B.E. 2 является точной ее копией, хотя в некоторых моментах связь между играми видна невооруженным глазом.
Визуально игра действительно шагнула вперед. Графика в Q.U.B.E. 2 по-прежнему находится на средненьком уровне, но вот дизайн локаций заметно обогатился. Теперь мы можем видеть не просто белые кубы, от которых во второй половине прохождения оригинальной Q.U.B.E. болела голова. Нам показывают более богатые на детали локации, в которых нашлось место и приятному освещению, и растительности, и даже красивым статуям, дополняющим атмосферу неизведанности.
Однако несмотря на существенный скачок разработчиков в визуальном плане, Q.U.B.E. 2 все-таки нельзя назвать красивой во всех смыслах игрой. Она до сих пор выглядит как что-то среднее между мобильным продуктом и игрой для современных консолей и PC. Даже старенькая Portal 2 выглядит в сравнении с Q.U.B.E. 2 более проработано и симпатично.
Что касается звука, который в головоломках должен выполнять роль некоего успокоителя в решении головоломок, он, как и в первой части, оказался довольно средненьким. То есть звуковое сопровождение нельзя назвать ни плохим, ни чем-то крайне выдающимся. Без музыки играть становится скучнее, но и с ней не испытывается чего-то крайне необычного, что, к примеру, есть в той же Portal 2 или The Talos Principle. Учитывая некоторые сюжетные вставки, которые должны привести в шок игрока, музыку могли бы сделать более разнообразной и соответствующей представленным сценам.
Что всегда радовало в Q.U.B.E., так это минимализм. Если в первой части его было чересчур много, то в Q.U.B.E. 2 разработчикам удалось создать баланс и удачно левитировать между насыщенностью и успокаивающей стилистикой. Управление при этом кардинально простое, но в то же время благодаря этой простоте решение каждой головоломки происходит в автоматическом режиме. То есть глаза и пальцы не устают от выполнения одних и тех же задач, что безусловно является огромным плюсом.
Сравнивая Q.U.B.E. 2 с оригиналом, несложно заметить, что игра стала гораздо более умной и лояльной к игроку. Разработчики оказались на правильном пути, когда решили добавить в игру сюжет, пусть и не до конца полноценный. Кроме того, новые механики и существенно переработанная визуальная составляющая также пришлись к месту. Однако чтобы встать на один уровень с Portal или той же The Talos Principle игре не хватило глубины.
Многие вещи в Q.U.B.E. 2 предстают перед нами слишком поверхностными. Даже сюжет, который должен был бы оказать на нас психологическое влияние, в итоге оказывается недосказанным и местами неубедительным. В результате Q.U.B.E. 2 получилась хорошей головоломкой, способной увлечь на несколько часов, но вот до уровня чего-то более выдающегося игра, к сожалению, так и не дотянулась.