Можно смело сказать, что 1996 год — это золотой век в мире шутеров. Именно этот год порадовал нас и Quake, и DOOM, и даже Duke Nukem 3D. Поэтому смелое заявление студии Pixel Titans о том, что их новый проект STRAFE будет воссоздан по лучшим канонам того времени, подкупило многих любителей ностальгии. Когда же проект вышел, стало понятно — планку ожиданий подняли слишком высоко. Даже сейчас спустя более двадцати лет обойти «кваку» и «дум» не так просто, и STRAFE до их уровня дотянуться все-таки не сумел при всех своих достоинствах.
Будет не совсем честно, если говорить о STRAFE как о типичном шутере. По всем признакам это скорее «рогалик», и это определенно игре не на руку. Умрешь — начнешь опять сначала, и повторится все как встарь… Жмешь рестарт и снова пытаешься убить всех врагов. Это добавляет сложности, даже есть своеобразный челлендж, но нужно наслаждаться процессом, то бишь механика должна быть интересной и балансной. Она не должна сама быть причиной сложности.
Взять тех же врагов, которые почти беззвучны. Иногда ты осознаешь, что твою филейную часть просто «нарезает» какой-то супостат, но понимаешь это только по убывающим очкам здоровья и некоторым помутнениям по краю экрана. И здоровье и броня тут самый ценный, «ходовой» товар. Особенно броня, которую видишь лишь в самом начале. Ее можно покупать в специальных автоматах за местную валюту — хлам, но доступных средств едва хватает на здоровье и патроны, а о броне остается только мечтать.
Кстати о патронах, в самом начале мы выбираем себе один из трех стволов: автомат, дробовик или рейлган. Это и будет нашим оружием на всю игру. На уровнях можно находить и другие пушки, но с одной-двумя обоймами. Зато приятно разбивать об голову врага уже не нужный пустой ствол. Также есть и альтернативный режим огня у любого оружия. Он, конечно, мощный, но тратит за раз чуть ли не всю обойму, и быстро отбивает всю охоту его использовать.
Патронов мало, но вот стрелять в STRAFE просто кайф. Тут вам и расчлененка, и море крови, да и враги любят собираться в кучу, чтобы устроить совместное сафари за вашей тушей. Не зря в послеигровом окошке со статистикой ведется учет пролитой игроком кровищи. В целом, сама детализация игры в таких моментах очень радует. Даже несмотря на сам графический стиль, выдержанный в лучших традициях 96-го года, выглядит все стильно и сочно. Это если брать те времена и сам жанр инди, где это в норме вещей. Нынешнее поколение не оценит, а вот «старики» и глазом не поведут.
Вот чего не хватает, так это нормального левел-дизайна. Процедурная генерация это здорово, но лишает какой-то идейности уровни. Я вот сам до сих пор помню несколько отличных арен из DOOM или Quake, но вот в Strafe вообще за за что зацепиться. Слишком попахивает серым однообразием и толпами однотипных врагов без какой-то определенной тактики.
ИИ откровенно слаб, порой даже слишком тупит, застревая в стенах и на лестницах. Враги сбиваются в кучу и вместе мясом давят единой волной. Стрелки иногда даже жахают в спину своим в попытках достать до вас.
При всем этом Strafe ощущается очень драйвовым шутаном с нормальной графикой и правильно подобранным звуковым сопровождением. Разработчики черпали вдохновение в правильном русле и смогли многое реализовать в своем первом проекте. Но этого оказалось недостаточно, чтобы зацепить даже олдовую часть игрового комьюнити. Может не хватило опыта, может не хватило таланта, но на одном стиле выехать не удалось. Отсутствие сюжета и чувства какого-то прогресса быстро приводит в уныние.