Стратегию «Блицкриг 3» можно назвать настоящим долгостроем — она была анонсирована 9 августа 2013 года и уже два года находится в раннем доступе. Выяснять, что собой представляет новый «Блицкриг», отправился отряд разведчиков VGTimes.Ru.
Трудно оценивать проекты, находящиеся в раннем доступе. Многое может измениться, добавится что-то более интересное сообществу, а что-то менее увлекательное будет удалено. Тем не менее, «Блицкриг 3» выйдет на РС и сейчас мы разберем основную часть возможностей, плюсов и минусов проекта.
Первое, что понимаешь, играя в новый «Блицкриг» — это существенные изменения, на которые пошли разработчики. Третья часть если не полностью, то очень серьезно отличается от того, что было в первых двух. Игровой процесс стал масштабнее, но легче, изменился спектр тактических задач на поле боя и на глобальной карте, некоторые юниты исчезли без замены (пока что), геймплей был переработан в разных мелочах.
«Блицкриг 3» теперь больше пошаговая стратегия, у которой переходы между годами осуществляются через миссии, а не отдельной кнопкой. Всего представлено три «эпохи», каждая из которых предлагает свой набор юнитов, заданий и фронтов действия. Разработчики постарались адаптировать под свой геймплей идею высокого влияния стратегической части, которая в свое время привела к трансформации Total War и Hearts of Iron.
На глобальной карте можно как играть в мультиплеер или одиночное сражение против ИИ, так и выполнять разного рода миссии — исторические за сессию можно пройти один раз, побочные — несколько раз. По сути, в «Блицкриг 3» кампания, одиночная игра и мультиплеер объединены в одном месте, эту концепцию Nival называет онлайн-RTS. Игроку потребуется некоторое время на адаптацию к такому подходу.
Разработчики из Nival также обратили внимание на опыт карточных игр, так что теперь за победы в сражениях игрок получает награды, которые состоят из обычных, редких, уникальных и легендарных юнитов. Чем выше статус, тем более высокую эффективность проявит юнит в бою.
«Блицкриг 3» предлагает пройти три одиночные кампании — первую за СССР, вторую за Союзников и третью за Нацистскую Германию. Оценить качество этих кампаний можно будет только после релиза, но по предварительной версии «Блицкриг 3» мы делаем вывод, что они удались. Масштаб событий большой, действие происходит на самых разных фронтах, миссии отличаются одна от другой. Единственный реальный недостаток — отсутствие интересного сюжета и малое количество брифингов именно перед миссиями в виде заставок или хотя бы роликов на движке.
Что касается геймплея «Блицкрига 3», то здесь еще непочатый край работы. Признаем, фанаты правы, когда говорят, что игра стала слишком простой. Повысится ли сложность и вариативность — узнаем после релиза, а пока что разбираться в «Блицкриге 3» особо не в чем, все понятно уже через 15 минут игры, а у знатоков RTS игровой процесс и вовсе может вызвать зевоту. В предрелизной версии достаточно запомнить пиктограммы юнитов, особенности фракций и типы карт, чтобы играть на хорошем уровне.
Прохождение кампании из-за высокой степени скриптованности даже на высоком уровне сложности очень просто, а если вы проиграете первый раз, то пройдете миссию со второго точно. По сути, каждая миссия в кампании сводится к «зачистке» расположенных в контрольных точках болванчиков и они совершенно не реагируют на происходящую с соседними подразделениями ситуацию. Также в миссиях кампании боты не проявляют вообще никакой смекалки, уныло атакуя хорошо укрепленные позиции в лоб. Нейросетевого Бориса здесь, очевидно, пока еще не подключили.
К недостаткам «Блицкрига 3» можно отнести и пользовательский интерфейс, в котором очень многое держится на всплывающих подсказках, которые не всегда показываются. Не хватает описаний юнитов, маркеров на карте (всё подряд обозначается красным цветом), а также толкового целеуказания — порой просто не понятно, куда двигаться дальше.
Еще один недостаток — весьма высокий темп геймплея, с которым можно управиться только с помощью паузы, а в реальном времени микроменеджмент четырьмя-пятью юнитами затруднителен даже с использованием горячих клавиш. Не хватает и некоторых юнитов — передвижной артиллерии, ремонтников, медиков, зенитчиков.
Радует качество исполнения и стабильность работы — за время тестирования нами не было замечено ни одного вылетала или бага, хотя игре требуется оптимизация, поскольку уровень графики не соответствует потребляемым ресурсам, особенно страдает качество моделей.
Визуальное качество высокое, со скидкой на то, что игру делают на движке Unity. Радует размер уровней и число юнитов — первые дают возможность почувствовать масштаб и атмосферу, а количество юнитов — почувствовать себя диванным командиром. В игре, конечно, не будет полноценных дивизий и армий, как в Total War, но и как есть вполне неплохо.
Одна из главных фишек «Блицкриг 3» — нейросетевой ИИ Борис. Честно говоря, геймплей в версии игры, которую мы тестировали в конце марта, не очень приспособлен для того, чтобы использовать потенциал этой идеи. ИИ просто негде развернуться, поскольку дизайн карт хоть и очень хорош, но все же прямолинеен и не предполагает какого-то особого тактического навыка.
В большинстве игр из-за однотипного геймплея и дизайна карт все решается очень просто — кто первым добежал до стационарного орудия, дзота или миномета, того и тапки. Поэтому Борис действует шаблонно — стремится захватить одну точку, а потом разведывает обстановку и сливается о две точки, которые уже захватил игрок. Если каким-то чудом с захватом точки начнется перетягивание каната, то Борис начнет возить своих юнитов и перехватит инициативу за счет лучшего микро-менеджмента. Игрок просто не в состоянии также эффективно управлять юнитами, как ИИ.
Разница в сложности нейросети, которую можно выбрать при создании партии, не так существенна, как ожидаешь. Борис старается действовать агрессивнее, но если подразделения игрока уже успели окопаться, ИИ не найдет способа проломить оборону. Он может приводить новые и новые юниты, но тут уже сам геймплей не предоставляет возможности для перехвата контрольных точек и Борис тупо убьет свои наступающие отряды об оборону игрока.
Также он часто выбирает бесполезные функции поддержки. Сейчас в игре только одна функция — атака штурмовиком — может принести пользу, так что либо Борис знает о других функциях что-то такое, чего игроки не могут опробовать в полную силу, либо просто не учится.
Сыграв 14 игр против ИИ на разных уровнях сложности и на разных картах, мы не заметили ничего такого, что отличало бы его от начинающего игрока-человека. Для разработчиков это может быть большим успехом, а что можно сказать с точки зрения игрока? Скримиш будет интересным первые десяток-два раундов, но нами не было замечено каких-то особенных действий со стороны нейросетевого ИИ — он не умеет действовать нерационально, но победно.
Очевидно, что разработчики будут еще не раз обновлять его, натаскивая в раундах с самыми умелыми игроками. Кстати о том, что творится в мультиплеере.
Написание этого материала затянулось еще и потому что мультиплеер, который могут оценить покупатели ранней версии игры, почти пуст. Даже в выходные дни сложно найти игрока в лобби. Надеемся, они вернутся в релизную версию игры, а пока что оценим тот скудный опыт, который удалось набить за несколько сыгранных раундов.
В мультиплеере чувствуется, что играешь с настоящим человеком, каждый второй уже досконально знает все карты и уязвимые места. Кроме того, человек может и не выполнять захват точек, а начнет охотиться за армией соперника, не давая ей возможности осуществить какую-то стратегию. На самом деле, занять область респауна противника — отличное решение в «Блицкриг 3», пусть и рискованное.
При этом в мультиплеере приходится куда больше времени тратить на возню около точек, поскольку игроки-люди гораздо эффективнее оперируют своими войсками, стараются атаковать большим числом и предварительно проводят подготовку.
Однако и здесь веселье напирается на игровой процесс, когда перезахват оккупированной врагом точки требует втрое превосходящих сил, на что просто нет достаточного числа юнитов. Возможно, это изменится в релизной версии игры, когда появятся режимы на четырех и шесть игроков.
«Блицкриг 3» имеет все шансы стать отличной RTS с популярным ныне контролем юнитов и только. Классические стратегии в реальном времени со строительством базы и развитием юнитов, похоже, никогда не вернуться, но это еще не значит, что жанр RTS можно хоронить. «Блицкриг 3» — это пример того, что еще не все потеряно. Для получения успеха разработчикам нужно избавиться от перечисленных выше недостатков, а все остальные составляющие у их проекта уже есть.
Да, «Блицкриг 3» — это уже не та игра, в которую вы, скорее всего, играли в своем детстве. Но мир с тех пор сильно изменился и разработчики из Nival отслеживают новшества и стараются их применить по мере возможностей.