Кто бы мог подумать, что управление домом и шпионаж за его жильцами может вызвать столько эмоций. Нет, правда, что может быть интересного в постоянном слежении за людьми, писании характеристик и рапортов, ремонте квартир и т.п. Оказывается, интересного в этом может быть очень много, ровно столько же, сколько и драматического.
Приключенческая двухмерная игра под названием Beholder от студии Warm Lamp Games рассказывает именно об управляющем домом. Вся история начинается с того, как обычный ничем непримечательный мужчина вместе со своей семьей переезжает на новое место жительства — общежитие, в котором живет множество хороших и не очень хороших людей. Нам сразу поясняют, что произойдет если мы плохо будем справляться с обязанностями — в лучшем случае нас ждет штраф, а в худшем — выселение куда-то далеко и надолго.
Как только мы приезжаем на новую квартиру, то видим, как группа подвластных людей насильно увозят предыдущего управляющего домом, который «неудовлетворительно» справлялся с обязанностями. Нам, как бы сразу намекают, что вселенная, в которой происходит основное действие, является чем-то вроде более извращенных «сталинских времен» или сюжета романа «1984» Джорджа Оруэлла (George Orwell). В мире игры обычные граждане не имеют права на тайны — правительство должно знать все о каждом человеке — чем он занимается в свободное время, с кем живет, во сколько возвращается домой и все в таком духе. По сути, игровая вселенная — это антиутопия, в которой жить захотелось бы разве что людям, которым плевать на себя и своих близких.
Так уж вышло, что мы, а именно наш персонаж, оказывается не в самом худшем положении. Задача героя — следить за жителями дома, и если кто-то из граждан делает или даже просто замышляет совершить что-то противозаконное, он должен сразу сообщить об этом в соответствующий орган, выслав рапорт. Однако все не так уж и плохо в этом мире, как может показаться на первый взгляд. Многие люди, несмотря на отсутствие свободы, очень добрые, и могут прийти на помощь в самый нужный момент. С каждым персонажем у нас может завязаться диалог с несколькими вариантами ответов и вопросов. Диалоги в Beholder прописаны достаточно интересно, а поэтому скука во время общения с NPC обходит нас стороной по мере прохождения.
В плане механики Beholder многим может напомнить This War of Mine и Fallout Shelter, за исключением лишь того, что управлять мы будем не группой персонажей, а одним единственным героем. Помимо «стукачества», в наши задачи также входит ремонт квартир, помощь жителям в решении их собственных проблем, и, конечно же, способность быть хорошем отцом и мужем. Иногда персонажи могут попросить найти им пару или достать какую-нибудь вещь, а иногда совершить что-то противозаконное. Стоит помнить, что у каждого действия есть свои последствия, а поэтому даже наше молчание может сыграть против нас. Большинство предметов для слежки за жителями дома приобретаются во внутриигровом магазине, но некоторые вещи, в частности те, которые нужны персонажам, приобретаются у местного барыги. Система торговли в Beholder вполне стандартная — продаем за дешево, покупаем за дорого.
Важным игровым моментом в Beholder является то, что выполнять поставленные нам задачи мы должны в срок, то есть за определенное количество времени. В игре есть интерактивные часы, которые тикают вне зависимости от того, стоим мы на одном месте и ничего не делаем, либо же бегаем по дому и разговариваем с местными жителями. Кроме того, игра полна случайных событий — то нам в любой момент может позвонить наш куратор из министерства, то какой-нибудь друг нарисуется, умоляющий нас ему помочь. В общем скучно в Beholder бывает редко, разве что после полного прохождения, хотя и в этом случае игре есть чем удивить, конкретно, своей реиграбельностью. Продукт имеет несколько концовок — плохую и не очень плохую. Многое зависит не только от нашей успеваемости, но и от принятых по мере прохождения решений. Иногда полезнее будет «настучать» на какого-нибудь хорошего человека, чем помочь ему. В таких вот случаях и нужно выбирать, что важнее — совесть или свобода.
Драматизма Beholder также придает общая стилистика. Игра как бы намекает нам, что в этом мире нет места краскам — жизнь имеет только два цвета — белый и черный. Хотя не стоит понимать данные слова буквально — графически продукт имеет много цветов, но художественный стиль заставляет забыть об их существовании. Удерживает драматическую атмосферу и вполне неплохая музыка, которая довольно хорошо сливается со всем, что происходит в этом антиутопическом мире настоящего тоталитаризма.
Несмотря на всю свою простоту, Beholder очень сильная в драматическом плане игра. Она позволяет взглянуть на то, каково это жить без права на настоящую жизнь. Подобные продукты просто обязаны играть на наших эмоциях, и Beholder, делает это безупречно.