Больше пятнадцати лет прошло с того момента, когда компания GSC Game World выпустила первую часть стратегии в режиме реального времени «Казаки». В те седые времена данная игра была очень популярна, а поэтому за ней последовало несколько продолжений. Однако им уже не удалось завоевать такую популярность, как это произошло в случае оригинала.
На выход «Казаки 3» мало кто надеялся, но GSC Game World все-таки собрала волю в кулак и выпустила данный продукт, основанный, как раз, на первой части. В игре есть все то, за что данная серия и получила популярность. Однако не обошлось и без недостатков.
Начать, пожалуй, хотелось бы с самого главного — геймплея. Со времен первой части он не сильно изменился. В одиночном режиме нам предлагают пять кампаний — за Австрию, Англию, Украину, Россию и Францию. Задачи, которые нам необходимо выполнять в режиме на прохождение весьма примитивны — помоги селянам, уничтожь врага, спаси союзника и т.п. Несмотря на это, проходить каждую кампанию очень интересно, так как в ней мы узнаем любопытные исторические подробности о той или иной нации. Нам рассказывают о величайших сражениях времен XVII и XVIII веков, а также истории развития государственности в некоторых странах. Ничего сверхсерьезного и отталкивающего в кампании не наблюдается, напротив, ее, особенно, важно пройти, прежде чем перейти к простым сражениям и мультиплееру.
Помимо кампании, в «Казаки 3» есть режим «Случайная карта». В нем нам предлагают выбрать одну из двенадцати наций, включая Австрию, Францию, Англию, Испанию, Россию, Украину, Польшу, Швецию, Пруссию, Венгрию, Турцию и Алжир. В одном сражении могут одновременно участвовать до семи наций, для каждой из которых можно выбрать определенный уровень сложности — от нормального до невозможного. Искусственный интеллект противника весьма неплох, что делает битвы очень тяжелыми на высоких уровнях сложности.
Сам игровой процесс ничем особым не выделяется на фоне других стратегий — мы создаем юнитов, добываем ресурсы, строим базу и, как только наше войско окрепнет, идем уничтожать врага. Примечательно, что действовать мы можем, как посчитаем нужным. То есть необязательно придерживаться одной и той же стратегии в каждом сражении, можно и нужно экспериментировать, благодаря чему интерес от игры угасает очень медленно.
Не обошла стороной «Казаки 3» и мультиплеерная составляющая — в игре есть сетевой режим, в котором одновременно могут принимать участие до семи игроков. Здесь все аналогично режиму «Случайная карта», только вместо ботов нас ждут битвы с задро… опасными игроками или новичками, решившими, что смогут научиться всем премудростям опытного стратега на ходу. Каких-либо придирок к режимам, по сути, нет, если бы не одно «но» — очень часто игра подлагивает и случаются баги. Из-за этого весь позитив, которым проникаешься уже в самом начале, рассеивается, а вместо него приходит чувство — «блин, ну как так можно».
Подогреть интерес к игре должен внутриигровой редактор, который, по замыслу разработчиков, способен сильно продлить «жизнь» игры. Все это, конечно, правильно, ведь благодаря редактору, гарантированно найдутся люди, которые смогут сделать из «Казаки 3» что-то свое, что наверняка заинтересует свою часть публики. Однако и здесь есть своя ложка дегтя — в настоящее время он не работает, так как задумано.
Если кто-то надеется, что «Казаки 3» по графике может посоревноваться с Total War: Warhammer или даже той же StarCraft 2: Wings of Liberty, то он серьезно заблуждается. Визуально игра не сильно отличается от оригинальной «Казаки», хоть и использует новый 3D-движок. Однако в этом случае ругать разработчиков или говорить преждевременно свое «фе» в сторону данного продукта не стоит.
Художественный стиль, в котором выполнена игра — все так же впечатляет, как и в 2001 году. Есть в «Казаки 3» какая-то своя собственная изюминка, которую ощущаешь, когда создаешь собственную армию и развиваешь базу. Кроме того, в техническом плане, новый движок способен обрабатывать до 10 000 юнитов на карте, что весьма неплохо даже по современным меркам. Но если вспомнить про баги и лаги, встречающиеся в некоторых моментах, во время сражений лучше держать палец на кнопке перезапуска компьютера.
К преимуществам игры, хоть и не столь серьезным, можно отнести физику полета снарядов и влияние окружающей среды на сами сражения. Конечно, выпущенное из пушки ядро не будет автоматически преследовать врага, куда бы он не побежал, но чего-то крайне инновационного в физике игры нет.
Что же мы имеем в итоге? Является ли «Казаки 3» той самой игрой, которую хотели бы видеть в своей библиотеке фанаты первой части? Ответ на этот вопрос — и да, и нет. Да, потому что, игра вызывает положительные впечатления — классический геймплей, сохранивший в себе дух сражений, интересные кампании, проходить которые не просто можно, а нужно, хорошая локализация на русский язык (тексты переведены довольно грамотно и их интересно читать), подымающая боевой дух музыка, а также большой потенциал в плане реиграбельности благодаря встроенному редактору и режиму сетевой игры.
Что касается того, чем игра может расстроить даже преданного поклонника RTS и компании GSC Game World, то в этом ей помогут ее забагованность и не самая лучшая оптимизация. Сейчас «Казаки 3» больше напоминает альфа-версию, нежели полноценный уже вышедший продукт. В ней много чего работает не так как нужно, а некоторые вещи и вовсе не работают, в частности, внутриигровой редактор. Таким образом, мы имеет игру, которая может стать теми самыми «Казаками», ожидаемыми тысячами фанатов, но пока продукт сыроват и требует серьезных доработок со стороны разработчиков.