Ранний доступ, в котором проект находился с февраля, закончился, и теперь мы наконец-то можем оценить Master of Orion образца 2016 года. Удалось ли коллективу NGD Studios сохранить фирменный шарм серии, не растеряв по пути все ее преимущества — вот главная интрига обзора!
Нельзя сказать, что жанр 4X (eXplore, eXpand, eXploit, and eXterminate) сейчас пребывает в каком-то ужасном запустении.
Напротив, Amplitude Studios смогли вдохнуть в жанр новую жизнь, выпустив отличную игру Endless Space, а Paradox Interactive порадовала замечательной, но немного перегруженной Stellaris. И это только те релизы, которые приходят в голову навскидку, в то время как на самом деле их больше.
Но серию Master of Orion нельзя ставить с ними в один ряд, так она имеет по-настоящему культовый статус. Это первопроходец жанра 4X, и потому требования фанатов очень высоки. К тому же нельзя было наверняка сказать, удастся ли проект, ведь за разработку отвечает не самая известная команда NGD Studios, которой новый правообладатель Wargaming доверил судьбу серии.
К счастью, ожидания не были напрасны — новая Master of Orion получилась просто отличной игрой!
Как и много лет назад, в общих чертах игра представляет собой глобальную стратегию.
Она имеет множество самых разных элементов, начиная от менеджмента рабочих ресурсов каждой подконтрольной планеты и заканчивая кропотливым построением сложных дипломатических альянсов и военных блоков.
Перед началом каждой партии необходимо выбрать одну из 10 доступных рас, внешний вид которых наверняка вызовет целую бурю эмоций у тех, кто помнит их еще по старым частям. Да-да, разработчики решили не выдумывать на пустом месте и просто перенесли оригинальные расы, за что им отдельное спасибо, ведь разве можно представить себе Master of Orion без близких сердцу Булрати или Псилонов?
Поначалу возможностей у свежеиспеченного предводителя не так уж и много — в распоряжении имеется только один-единственный мир, являющимся родным для расы. Необходимо как можно быстрее провести экспансию, населив соседние системы. Все как во времена великих географических открытий: кто первый воткнул флаг на новую землю, тому она и принадлежит.
После того, как каждая раса заняла свои позиции, начинается следующий этап игры. Тут уж кто во во что горазд. У каждой расы в игре свои уникальные преимущества и недостатки, а галактика генерируется случайным образом формула победы всегда разная.
Например, воинственные расы начинают агрессивную политику и стараются как можно быстрее собрать более-менее крупный флот и заключить союзы с одними соседями против других. А торговцы, напротив, всю экономику направляют на развитие инфраструктуры производства и налаживают отношения со всеми, кто может дать им пару-тройку лишних кредитов.
Чтобы дать возможность победить и тем, и другим, разработчики реализовали несколько вариантов победы. Поэтому выиграть в Master of Orion можно по-разному: захватить всех, создать единый галактический альянс или вовсе раньше всех изучить супер-технологию.
Нельзя сказать, что игровой процесс имеет принципиальные отличия от конкурентов по жанру. Master of Orion — это хорошее повторение пройденного материала, в то время как абсолютно новых механик дать, к сожалению не может. Это главный минус, из-за которого игре не выходит поставить максимальную оценку.
Пожалуй, единственное принципиальное изменение — это новый режим космических боев, который проходит в реальном времени. Каждым подразделением можно управлять, задавая ему курс и цели для атаки. При этом один и тот же корабль может выполнять различные функции на поле боя в зависимости от предварительно установленных компонентов.
С одной стороны, такая мини-игра внутри 4X-стратегии вносит некоторое разнообразие. С другой стороны, многие любители классики сочтут это нововведение ненужным или даже вреднем, так как они ценят прежде все пошаговую модель геймплея. Разработчики, тем не менее, не собираются навязывать свою точку зрения: все бои можно проводить в автоматическом режиме.
Как и в любой хорошей 4X-стратегии, для успешного продвижения необходимо учитывать множество факторов, постоянно анализировать имеющуюся информацию и грамотно распределять ресурсы. В Master of Orion представлено четыре основных ресурса: кредиты, исследование, продовольствие и производство. Именно их получение — ключ к успеху.
Однако мало собрать много очков каждого типа: их нужно грамотно вложить. Это подчас даже сложнее, так как действовать приходится в соответствии с каждой конкретной ситуацией. То есть «клепать» военные корабли в течение половины партии, а потом разносить ими других игроков, не получится. Вернее, такая тактика вполне применима, но только на низких уровнях сложности или против новичков.
Для того, чтобы победить, нужно отлично понимать возможности своей расы и всегда внимательно принимать решения. В этом плане проект верен постулатам серии Civilization, что, безусловно, является большим комплиментом в адрес NGD Studios.
Сохранилась и фирменная фишка серии, связанная с тем, что в каждой галактике всегда есть особая система — тот самый Орион. Как правило, это очень «вкусная» система с несколькими крупными планетами. Захват Ориона нельзя назвать главной целью игры, однако зачастую ситуация складывается таким образом, что раса, контролирующая его, получает весомое преимущество.
И Endless Space, и Stellaris не могут похвастаться великолепной картинкой. Конечно, это не главное для таких игр, однако разработчики Master of Orion не преминули воспользоваться шансом. Их игра выглядит очень красиво и, что еще важнее, стильно, и это касается как космических просторов с детализированными планетами, так и дизайна кораблей и внешнего вида каждой стороны конфликта.
Отдельно хочется выделить то, как мастерски изображены и анимированы все 10 рас в Master of Orion. По одному только внешнему виду можно многое рассказать о их тактике и манере ведения дел.
Еще на этапе анонса Wargaming гордо заявляли, что в Master of Orion будет отличное озвучивание благодаря работе с известными актерами. Список актеров действительно впечатляет: Марк Хэммил (Mark Hamill), Алан Тьюдик (Alan Tudyk), Майкл Дорн (Michael Dorn), Кэт Крессида (Kat Cressida), Дуайт Шульц (Dwight Schultz), Роберт Инглунд (Robert Englund).
Одно удовольствие слышать эти голоса, знакомые нам по многим фантастическим картинам, чем не скажешь о русской локализации. Нет, безусловно, озвучена игра на великий и могучий довольно неплохо, но голоса русских актеров цепляют куда меньше. К счастью, язык озвучивания можно сменить в главном меню, поэтому довольны будут абсолютно все.
Музыка в игре тоже получилась на славу благодаря тому, что писалась как бы под старину. В звучных оркестровых аранжировках то и дело угадываются мотивы, которые сопровождали классические SciFi-фильмы. Настоящий прыжок в прошлое!
Когда игра только появилась в раннем доступе Steam, вокруг нее было очень много сомнений. Действительно, прошло много лет, и выпустить продолжение, представив старые механики так, чтобы они были интересны новым игрокам, очень и очень сложно. К тому же были опасения насчет студии-разработчика — NGD Studios еще не работала с проектами такого уровня.
Однако все вышло очень здорово: новая игра отлично использует наработки прошлых частей и подает их в удобной для понимания форме. Конечно, обилием новых механик тут и не пахнет, что, конечно, печально, однако воспринимать Master of Orion следует как ремейк, как возвращение старого в новой обертке.
И если вспомнить, что игра стоит всего 500 рублей, то все становится на свои места, большего за такие деньги и требовать как-то стыдно, учитывая чрезвычайно высокий уровень исполнения.