The Banner Saga 2 — продолжение одной из самых красивых независимых ролевых игр 2014 года Banner Saga. Удивительно, но всю работу выполнили три бывших сотрудника BioWare. Мы намерены разобраться, удалось ли разработчикам повторить успех двухлетней давности и исправить ошибки прошлого, после чего выставить оценку их творчеству. В этом обзоре будут рассмотрены все плюсы и минусы The Banner Saga 2, которые только возможно увидеть человеческим глазом.
Три разработчика — художник Арни Йоргенсен (Arnie Jorgensen), моделлер и геймдизайнер Алекс Томас (Alex Thomas) и программист Джон Уотсон (John Watson) — откололись от BioWare после того, как выполнили свою часть работы в Star Wars: The Old Republic. Не знаем, что их заставило покинуть некогда великую компанию (может, нетрадиционное давление со стороны руководства), и знать не желаем. Разработчики поняли, что им по пути, и решили вместе делать игры.
За деньгами решили обратиться к набиравшему тогда популярность Kickstarter. Был продуман план в виде The Banner Saga. Уже с самого начала было ясно, что нас ждёт что-то совершенно прекрасное. Первые скриншоты демонстрировали благодатные пейзажи, оскароносный композитор Остин Уинтори (Austin Wintory) довольно быстро заявил об участии в проекте. Общественность поверила в проект и пожертвовала 723 886 $ из 100 000 $ требовавшихся, перевыполнив план в семь раз. Дополнительные деньги пошли на создание новых городов, наём оркестра для записи саундтрека и дополнительные целевые платформы.
Строго говоря, The Banner Saga создали не три человека. Были и другие люди, помогавшие в создании игры неполный рабочий день. Но основную часть сделали именно Йоргенсен, Томас и Уотсон.
Первым делом свет увидела The Banner Saga: Factions 26 февраля 2013 года. Разработчики решили, что сюжетная кампания потребует дополнительное время, а условно-бесплатный сетевой проект, демонстрирующий боевую систему во всей красе, можно выпускать уже сейчас. Рассуждать о мультиплеерном ответвлении сейчас не будем, не за этим собрались.
14 января 2014 года мир увидела The Banner Saga. Это тот случай, когда ожидания игроков и прессы полностью оправдали себя. Ролевая игра доставляла ровно то, что обещали её создатели. Мир убедился, что Kickstarter позволяет воплощать мечты. По состоянию на сегодняшний день продажи составляют примерно 550 000 копий только на PC, при этом нельзя забывать, что 12 января 2016 года игру выпустили на Xbox One и PS4, также свет должна увидеть версия для PS Vita.
В ролевой игре удивительным образом сочетались красочная графика, впечатляющие бои, атмосфера, что мир рушится по частям. Игровой процесс представлял собой интересный сплав пошаговой тактики и перемещений каравана по карте мира, во время которого приходилось принимать судьбоносные решения. По схожей схеме работает XCOM, да только часть в реальном времени там несколько иная. Боевая система была крепко и просто сделана, претензий к ней не возникало. Невероятно запоминались события в реальной времени, потому что здесь Stoic Games наголову превосходила BioWare.
Вспомните. Всю дорогу в Dragon Age и Mass Effect нам обещали нелинейный сюжет с неожиданными последствиями принятых решений. На деле мы получали схему с моралью «относись так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Lawful good преуспевал во всех начинаниях, chaotic evil терял всех друзей и наблюдал, как мир горит в огне. Последствия решений были более чем ожиданными за исключением нескольких действительно памятных моментов — сходу вспоминается, что именно такой была суицидальная миссия Mass Effect 2.
Сказанное абсолютно неприменимо к The Banner Saga! Игра доставляла те самые неожиданные последствия решений, которые BioWare сулила все эти годы. Потрясающей нелинейности событий не мешал даже ограниченный сюжет. Был здесь персонаж, который дох, как муха (Эгиль). Взяв по доброте душевной Онефа к себе в караван, вы могли наблюдать, как он убивает всё того же Эгиля и ранит нескольких важных персонажей в следующей главе. Суть в том, что последствия выбора отражались через несколько часов игры, откатиться и переиграть было невалидной опцией. Предпосылки насчёт того, чтобы не брать Онефа в караван, были, как и предпосылки, чтобы его взять — это персонаж уникального типа. В The Banner Saga вообще нет положительно/отрицательно окрашенных решений, выбор порой серее, чем в The Witcher.
К чему я посвятил столько абзацев первой части? Да потому, что вторая сделана, как классическое продолжение. Авторы взяли всё лучшее, что было в The Banner Saga, приукрасили и обработали напильником недостатки. Разумеется, они были.
Я уже упомянул видимую бюджетность проекта. Это выражалось в следующем. Пошаговые битвы и диалоги здесь — абсолютно разнородные элементы, крайне редко влияющие друг на друга. Как бы не были зрелищны пейзажи, можно было утомиться, глядя, как неспешно караван шагает из правой части картинки в левую. В высокобюджетной игре нарисовали бы побольше изображений, у разработчиков The Banner Saga, очевидно, не было излишних средств. Обычно этого не замечаешь, когда проходишь очередную перекачанную деньгами поделку. Но в The Banner Saga радуешься каждой детали и диалогу, поэтому такие моменты бросаются в глаза.
Также первая часть была действительно непростой даже на среднем уровне сложности. И я говорю не только про сами битвы. Приходилось постоянно следить за количеством припасов и уровнем морали каравана. Ну а так как у нас тут по сюжету конец света, еды вечно не хватало, твои люди угрюмо волочили ноги. Приходилось метаться между одним и другим, в итоге нигде не преуспевая. Не поймите меня неправильно, я не считаю проблемой сложность игры. Но мне было интересно, сбалансируют ли разработчики данную ситуацию в The Banner Saga 2.
Игровой процесс на поле боя не преобразился со времён первую части. У вашего воина есть два параметра — броня и здоровье. Чем ниже броня, тем легче нанести урон вашему персонажу. Чем ниже здоровье, тем ближе ваш воин к смерти и (здесь интересно) тем слабее он бьёт. Когда я проходил первую часть, то подивился тому, что никто не реализовал подобную схему до разработчиков. Она действительно прекрасна в своей логичности. Также у каждого класса есть уникальный приём, всё это хорошо сбалансировано, так что на деле мы получаем игровой аналог шахмат.
В мире The Banner Saga существует как минимум три расы: люди, варлы (рогатые великаны-викинги) и драги (механизированные существа). У живых созданий достаточно напряжённые отношения, но им приходится объединиться, когда они понимают, что драги их просто-напросто истребляют. Помните, я писал, что вселенная пропитана духом безысходности, когда твой караван убегает от опасности и терпит голод, моральную боль и слабых героев одновременно. Так вот эти мучения прочно связаны с происходящим в игре.
Первая часть встречала нас словами, что боги умерли. По ходу мы наблюдали за концом света, которым управляла гигантская говорящая змеюка. К сожалению, корни змея не раскрыли в первой части. И во второй тоже. Это несколько разочаровывает. У разработчиков своеобразный подход к сюжету — даже когда ты принимаешь прямое участие в событиях, то не до конца понимаешь уготованную тебе роль. Я не про бытовые вопросы, а действительно важные ситуации, связанные с мифологией драгов и причинами конца света. Если вы ждёте, что вторая часть ответит на все ваши вопросы, то разочаруетесь. Определённые ответы даны будут, но вопросов поднимется ещё больше. Не берусь предполагать, утолит ли третья игра голод, связанный с такой подачей сюжета.
Вторая часть отличается от предыдущей так же, как отличалась Mass Effect 2 от Mass Effect. Это бросается в глаза уже на первой сцене. Чуточку изменился уровень прорисовки в лучшую сторону, за счёт чего всё выглядит реалистичнее. Но главное даже не это, а то, что разработчики начинают рассказывать истории на движке игры, используя его как основу для создания сцен. Этим (отчасти) устраняется недостаток первой части, где битвы шли отдельно, и вручную нарисованные сцены отдельно. При этом отдельно созданные сцены никуда не делись.
В целом разработчики хорошо постарались. Вторая часть старается представить героев тем, кто не играл в первую — в начале есть несколько диалогов, позволяющих сделать вывод о деяниях того или иного персонажа. Тем временем ветераны серии радуются встречам со знакомыми героями. Всё же я бы рекомендовал пройти первую игру перед тем, как начать продолжение, благо они не очень длинные по ролевым меркам — 15-20 часов на вдумчивое прохождение, а так и за 8-10 можно пробежать.
Начало The Banner Saga 2 зависит от того, как вы закончили первую часть. Постараюсь обойтись без спойлеров... мой герой столкнулся с трудностями соответствия предыдущему лидеру каравана. Знакомые персонажи подсказывали, что будет непросто, множество игровых ситуаций развернулось вокруг этого момента.
Что очень приятно — результаты The Banner Saga никуда не делись. У меня перенеслись все уровни героев и имевшиеся предметы. Я почувствовал, что не зря играл в первую часть. В целом количество героев огромно. Мы ведём достаточно большую армию и, сколько бы не брали на битву персонажей, на скамейке запасных их остаётся в два раза больше. Если в первой игре максимальный уровень равнялся пятому, то здесь он возрос до десятого. В связи с чем каждый персонаж может выучить вторую дополнительную способность.
Каждый, кто последовал за вами в первой части, присутствует и, скорее всего, играет определённую роль во второй игре. Порой даже больше, чем в оригинале. Наличие принца Людина в караване поможет вам в конце игры. Братья-близнецы Могун и Хогун будут разлучены — один преследует алчные цели, другой просто хочет проводить больше времени с женой и ребёнком. Не стоит забывать, что бессмертных героев в The Banner Saga нет, поэтому тщательно продумывайте, кого и куда отправить. Герой, желающий выслужиться перед вами и отправиться в тылы драгам, скорее всего, будет убит через несколько десятков минут.
При этом откатиться стало сложнее, чем в предыдущей игре (не говоря уже о работах BioWare). Четыре года назад при неудачном решении вы бы просто загрузились с собственноручно сделанного сохранения. Два года назад вы бы сделали это, будь оно удобным — дело в том, что The Banner Saga самостоятельно создавала сохранения, не позволяя игроку управлять процессом. Сегодня всё не так просто. Во второй части всего один слот сохранения, который она перезаписывает после каждого удобного случая. Скорее всего, вы не сможете откатиться и переиграть избранный момент. Разве что начнёте с начала главы (здесь их восемь), потеряв драгоценное время.
В целом можно утверждать о том, что во второй части не было реализовано радикальных изменений. Движок не изменился, в боевой системе минорные изменения. Появилось больше способов потратить ресурсы — например, возвести баррикады на поле боя за дополнительные припасы, и поставить лучников за ними. Тренировочный лагерь начал играть большую роль — теперь тут можно обучать бойцов, которые не дадут вашим людям умереть во время битвы. Обучение требует припасов, и для вас останется лишь на уровне цифр. На поле сражения тренированных бойцов вы не увидите. Также ваш мастер расскажет об особых комбинациях способностей героев, которым я, честно говоря, раньше не уделял внимания, и потому не могу сказать, присутствовали ли они в первой части.
Карта в игре такая же бесполезная, как и прежде. Она даёт информацию о вселенной игры, но делает это слишком скучным образом. До энциклопедии Анимуса Assassin's Creed ещё работать и работать.
Появились новые виды врагов и союзников. Так называемые симулянты (skulks), которые неожиданно появляются на поле боя, умеют исчезать и призывать друзей. Отлично действуют на нервы (пока вы не прокачаете героев), отвлекая от реально важных целей. В войсках драгов теперь есть создание, кидающее яйца симулянтов, а также какой-то главарь, при уничтожении которого все бегут с поля боя. Наконец, появился очень опасный духоподобный вид соперников. Трое таких практически разобрали мою армию, состоящую из перекачанных варлов. Они больно били вблизи и на расстоянии, наводили порчу, заставляющую сражаться вслепую, а их прах доставлял проблемы даже после смерти. Спасибо цепочке решений, благодаря которой я увидел их всего раз за игру!
У нас появился поэт (играет поддерживающую роль, повышая силу союзников), берсерк (наносит два удара топорами и является крайне непредсказуемым — урон второго топора не отображается перед ударом, он может опуститься на голову союзника), странник (привлекает внимание, повышает силу духа), щитоносец (укрепляет стоящих рядом союзников), топорометатель (пуляет топоры, словно стрелы).
Ну и самое главное. Кентавры. Чтобы вы понимали — десятки рас, которые создала BioWare, были трудом сотен человек. Радость, которую приносит The Banner Saga 2, усиливается за счёт понимания того, что у разработчиков не было много подчинённых и денег (первая часть принесла какие-то деньги, но не сказочные).
Так вот к трём расам добавилась четвёртая! Кентавры крайне интересны в плане изучения, потому что все считали их вымершей расой. Но нет. В какой-то момент в сюжете появляются гибриды коней и людей, которые помнят времена, когда их далёкие родственники воевали с варлами. По версии разработчиков кентавры — это панки, которые набивают татуировки и носят причёски в стиле ирокез.
Конечно, среди кентавров есть свои виды воинов, которые вносят ещё больше разнообразия на поле боя. Чтобы вы понимали, число уникальных шахмат удваивается, если не утраивается по сравнению с первой игрой.
Я уже прозрачно намекал, чем мне пришлось заниматься на протяжении второй части — сплочением каравана вокруг нового лидера. По сюжету нам предстоит добраться до города XXX, который никогда не был захвачен врагами (словно Хельмова падь). Небольшой спойлер: он и не будет захвачен. Но когда вы туда доберётесь, вас ожидает абсолютно неожиданный поворот в духе The Banner Saga, и вы будете шокированы, если поддержите не ту сторону. Я не скажу больше ни слова. Вам нужно увидеть это самостоятельно.
На момент начала игры у нас больше 12 героев в войске. Это очень много, потому как на битву можно взять всего шестерых. Разработчики решают проблему элегантным путём (нет, не убивают половину) — в результате прописанного сюжетного поворота разделяют караван на две части. Большую часть мирных жителей ведёт... тот, кто ведёт, а определённая часть головорезов следует за Больверком. Это тот самый берсерк, о котором я упоминал, рассказывая о новых классах персонажей. Совершенно уникальный герой, который подарит массу новых впечатлений тем, кому всегда нравилось играть за сильных в ближнем бою варлов.
Оба каравана идут своим путём, но их дороги незримо пересекаются. Тут я больше ничего не скажу — вам надо увидеть это самим. По мере прохождения вы повстречаете новые виды героев, которые пополнят ваши войска. Будут и кентавры, с трудом понимающие ваш язык. Сильно на них не рассчитывайте, девушка-кобыла, которая мелькала в трейлерах и скриншотах, не сыграет большую роль в сюжете.
Другое дело — Больверк. Идея подавать сюжет от двух разных караванов, переключая их в нужный момент, не нова и принадлежит первой части — в одной главе мы управляли Руком, Айвером, в другой вели другой караван от лица Хакона, Людина. В общем-то, вам было без разницы, каким караваном рулить, встреченные персонажи относились к Руку и Хакону примерно одинаково — положительно-нейтрально, надеясь, что их примут в караван и уведут подальше от опасности.
Во второй части сюжет подаётся от лица совершенно разных персонажей. К каравану Рука отношение то же, что и в The Banner Saga, люди ждут от вас справедливых решений, но оправдают и неоднозначные поступки. Больверк — предводитель наёмников Воронов, головорез, которого не волнует мораль, главное, чтобы хорошо платили. Все восхищаются его внешним видом — шкура белого медведя на спине, топоры, по слухам, сделанные из своих же рогов — и одновременно боятся.
Больверк не любит задумываться о происходящем, предпочитает брать своё и убегать. Не раз вам придётся хорошенько врезать отдельным личностям из войска, чтобы они почувствовали вашу силу. Когда я, играя за Больверка, предложил свою помощь гибнущей деревне, все посмотрели на меня, как на умалишённого — думали, что просто сбегу.
Такая разница в характерах персонажей становится источником уникальных эмоций. Если, играя за семейство Рука, стараешься делать добрые поступки (и обычно они к тебе возвращаются), то Больверк птица совершенно иного полёта. Однажды я безвозмездно спас людей и разрешил им идти за караваном следом. Ну и что вы думаете? Как только караван попал в метель, они накинулись на наших охранников и стибрили припасы. За Больверка приходится отыгрывать роль отъявленного гада, даже если ты им не являешься. Похожие ощущения дарила The Wolf Among Us.
Важно понимать главную прелесть The Banner Saga 2. Сказать, что ваш караван бредёт из точки А в Б, где происходят важные сюжетные повороты — это крайне поверхностное описание игры. Разработчики делают всё возможное, чтобы сделать путь интересным, постоянно происходят какие-то конфликты, встречи и другие заранее проработанные события (прописаны сами ситуации, а время их возникновения генерируется случайным образом). Также во время пути нужно постоянно заниматься героями (повышать их уровень, надевать всё более и более хорошие цацки) и караваном (следить за количеством припасов и уровнем морали, а также стараться, чтобы отряд не влипал в истории).
The Banner Saga 2 — это совершенно уникальная игра, описание «XCOM с идеями BioWare» не отражает в полной мере того, что вам предстоит пережить. Здесь совершенно прекрасная музыка композитора Остина Уинтори, которая трелью пройдётся по вашим ушам. Изумительные пейзажи заставят вспомнить, что красотой своей игры обязаны не только революционным технологиям рендеринга графики, непомерным системным требованиям и скачущей частоте кадров. В любой момент можно сбежать в стан к двумерным играм, требования которых гораздо демократичнее, а работа художников пройдёт испытание десятилетиями и станет классикой.
Относясь к инди-играм с предупреждениям и пропуская The Banner Saga 2, вы лишаете себя на данный момент главной ролевой игры 2016 года. Тем важнее факт, что она стоит всего 420 рублей в Steam. По нынешним меркам это совершенно смехотворная сумма, ждать распродажи — себе дороже.
У The Banner Saga 2 всего одна проблема — третью часть ждать ещё два года, ежели не предвидится радикальных изменений. А если разработчики решат серьёзно модифицировать движок и представить новые игровые механики, то ожидание продлится ещё дольше.
На данный момент The Banner Saga 2 доступна на Windows и OS X. Игра также была анонсирована для Xbox One и PS4, разработчикам предстоит объявить дату выхода на данных платформах. Ну а дальше остаётся самое важное — разработка The Banner Saga 3. Серия с самого начала была задумана как трилогия, подобно Mass Effect.