Хотите построить большую базу в симуляторе мэра на далекой планете Planetbase? В данном материале речь пойдет об основных проблемах игрового процесса, с которыми сталкиваются игроки, а также способах их решения.
Как мы отметили в нашем обзоре, Planetbase получилась достаточно сложной. Добавьте к этому тот факт, что Planetbase страдает от ряда неочевидных проблем с балансом игрового процесса, вызванных концепцией проекта и реализацией в программном коде. Результат — не каждый может построить базу или же развить ее до нужного уровня.
Авторы Planetbase во время обучения, да и во время игры, не учли, что игрока необходимо наставлять. Поэтому нередки ситуации, когда он отвлекается на что-то и тратит ресурсы или же неправильно строит базу. Вот основные правила, невыполнение которых приведет к тому, что вы станете покойником:
Эти правила должны помочь вам в начале игры, но как быть потом? Перейдем к ответам на самые часто распространенные вопросы.
Выбор места для строительства базы является одним из основных в вопросе стратегии. Если ваше место не очень удачное (маленькое, очень много гор, препятствий), то лучше начать новую игру. Идеальной можно считать высадку в таком месте, где недалеко одна гора или горный хребет (можно добывать ресурсы), а вся остальная площадь игровой карты — это достаточно большая равнина, которую можно спокойно застраивать 20-30 куполами.
Игровая механика Planetbase такова, что не нужно строить кучу зданий, напротив, нужно соблюдать баланс между зданиями и количеством колонистов, причем вторых должно быть много, чтобы вы расширялись. После выхода на самообеспечение, старайтесь строить максимальные по объему купола, поскольку перестройка базы процесс невозможный из-за отсутствия возможности улучшать здания не разрушая их.
Учитывайте, что боты и колонисты в Planetbase не могут перемещаться внутри «закрытой» другими постройками области, так что если вы сначала построите квадрат с 8 куполами, а затем захотите построить что-то в центре, то задать эту область сможете, а вот построить ее — нет, поскольку проход к ней будет полностью заблокирован. Аналогично, старайтесь не закрывать воздушный шлюз (airdock) — выход из базы.
Некоторые здания, например, лаборатория или центр безопасности, желательно делать конечными, поскольку они расширяются за счет стен, к которым вы можете прикрепить станок или стол наблюдения, то есть, построив из них 4 рукава, вы сократите место под застройку на 50 %. При этом, в ряде случаев, это будет допустимо.
Ряд других зданий, таких как спальни, невозможно расширить — помните об этом, когда будете строить базу в Planetbase.
Много электричества не бывает, поэтому старайтесь строить больше турбин для генерации электричества из энергии ветра и солнечных батарей. При этом на каждый генератор должно приходиться два максимальных конденсатора электричества, поскольку ночью, в случае отсутствия ветра, можно будет исчерпать все запасы.
В идеале, ваша база в Planetbase днем или при среднем ветре должна потреблять столько электричества, сколько производит, а ночью, при отсутствии света и ветра, у вас должно быть достаточно электричества для поддержания базы в работоспособном виде до следующего периода генерации.
Строить генераторы электричества и его конденсаторы лучше в ущельях гор или в районах, мало подходящих для застройки базы. Не переживайте, если подходящий район далеко от базы — обслуживание достаточно редкий процесс, заниматься которым, вдобавок, может и работ, но все-таки, не переусердствуйте, имея базу в одном углу карты, а генераторы и конденсаторы в другом ее углу.
Тем не менее, порой в Planetbase, в виду игровой механики или из-за багов, будут ситуации, когда генерация электричества невозможна.
Очень частый вопрос, тем более что нехватка электричества является одной из основных причин, вызывающих смерть базы в Planetbase. Решение, которое мы предлагаем, относится только к тем планетам, которые имеют атмосферу, поскольку восстановить энергию ночью можно, только если у вас есть ветряки.
Сама же проблема возникает из-за слишком длительного затишья, когда запасенной в «пауэрбанках» энергии хватает на день-полтора, но к концу следующей ночи она заканчивается. Итак, как только вы видите, что электричество в «банках» скоро закончится, делайте сохранение и выходите из игры.
Снова загрузите сохранение и посмотрите, появился ли поток ветра, достаточный для вращения турбин. Если вас что-то не устроит, снова перезайдите. Поток ветра должен будет быстро выйти на необходимый уровень. Достаточно просто, чтобы пользоваться этим при возникновении такого рода проблем.
Еще одна ваша задача в Planetbase — сделать так, чтобы работа людей была оптимальной. В это понятие входит и расстояние, которое они проходят от места добычи ресурсов, до их переработки, от столовой до текущего места работы (шахта или станок), от места складирования ресурсов до площадки космопорта.
Поэтому не разрастайтесь в ширину больше, чем следует. Planetbase не поддерживает принцип разделения территории по районам, то есть NPC могут перемещаться по базе хаотичным образом, заходить в разные места и осматривать разные территории, учитывайте это, когда будете строить новые купола и старайтесь сделать так, чтобы они перемещались как можно меньше.
Для реализации этого принципа, планируйте прямые, короткие маршруты до каждой из важных построек и ставьте больше шлюзов-выходов из базы.
Особенность игровой механики Planetbase в том, что производственные строения лучше размещать около воздушного шлюза (airlock), а жилые строения — дальше от входа в структуру и около гор и других препятствий, мешающих ее продолжению в данном направлении.
Еще одна особенность игровой механики в том, что колонисты могут пройти большое расстояние от места работы до места отдыха, то есть, если у вас будет три спальни в разных углах базы, NPC могут двигаться между ними, тратя время впустую. Будет лучше размещать спальни, столовые, бары и тренажерные залы в одном районе или конгломерате, ближе к центру всей базы.
Что касается баров и тренажерных залов, то их достаточно по 1 на 150 колонистов. Спальни должны быть загружены почти на 100 %, чтобы люди работали все время, посменно. В противном случае они будут работать днем, а спать и отдыхать ночью, что заметно замедлит ваше развитие и сломает игровую механику.
Также не стоит строить «персональные кровати», поскольку они занимают много места и закрепляются за колонистом, что нерационально.
Эта проблема может возникнуть, когда вы достаточно разовьете базу и у вас будет много построек, так что добраться из одного конца базы в другой будет достаточно трудно и долго.
Если вы еще увлечетесь торговлей, то постоянно продавая излишние ресурсы, ваши колонисты могут начать уставать из-за длительных перемещений к покупателю и за товаром. Чтобы не лишать себя сделок и дать им отдохнуть, объявите на базе желтый уровень угрозы и дайте людям время отоспаться и поесть, после чего снова разрешите им выходить из базы.
Таким способом можно решить проблему излишней усталости или недоедания, возникающих из-за других причин, особенно это касается недоедания. Проблема игровой механики Planetbase в том, что необходимость поесть у колонистов является одним из низших приоритетов и они вполне могут загонять себя до смерти, выполняя ваши поручения.
Наверное, большие склады для хранения товаров строил каждый игрок Planetbase. Однако на самом деле от них будет больше вреда, чем пользы и причина тут очень проста. Колонисты тратят время на то, чтобы отнести составные части в склад, на то, чтобы забрать их и превратить в продукт или чтобы забрать любой предмет оттуда на продажу.
Как вы понимаете, на все это уходит время и силы, поэтому строить склады не стоит. Если же ваша колония перевалит за 250 человек и у вас будет большой избыток, то придется вместе со складом построить много роботов-разносчиков (еще около 25-30, то есть увеличить их число 50), чтобы не отвлекать людей на перемещение.
До этого момента лучше вовремя сбрасывать ненужные ресурсы, а хранить их прямо там, где они производятся.
Еще одна ошибка, которую вы можете совершить — построить два или несколько складов в разных участках базы. Из-за особенностей программного кода, NPC могут начать перетаскивать продукты из одного склада в другой, этим может заниматься до половины наличного персонала, так что если вы и решились построить склад, то он может быть только один.
Как мы уже отмечали выше, необходимо выстраивать посменные циклы работы, поскольку крайне важно занять каждую шахту, ферму или станок работником.
Отличие шахты от фермы или станка в том, что в шахте может работать несколько человек или роботов, в то время как ферма или станок управляется всего одним. Это означает, что вам, во-первых, не нужно много шахт — на первых парах хватит одной-двух (четырех), главное чтобы люди в них работали круглосуточно. Во-вторых, аналогичный принцип должен быть и с фермами, и со станками.
Помните, что все эти производства потребляют электричество вне зависимости от того, работают они или нет, так что чем плотнее их получится загрузить — тем лучше.
На наш взгляд, перестраивать базу в Planetbase не стоит, это можно сделать всего лишь однажды — когда надо будет заменить первоначальные маленькие строения на большие. Мы советуем вам сначала отзеркалить большие жилые структуры и подключить их, затем отключить от электричества маленькие жилые структуры и удалить их, затем аналогичную операцию произвести с производственными куполами и структурами.
Не рекомендуем убирать первый воздушный шлюз (вход в базу), так как практика показала, что на него завязано много внешних структур — пусть лучше у вас будет два выхода, чем один, а также первый генератор кислорода (просто перестройте его на больший).
Если коротко — просто, но занятно. Каждый генератор кислорода вырабатывает его для 20 или 30 человек, вот только учитывайте, что расчет ведется для количества человек, попадающих в зону действия генератора.
То есть, в районе столовых и спален, генераторов должно быть больше. Поскольку туда будет сбегаться много людей (до 50-60), плюс некоторое количество потребляют шлюзы, а также люди в других строениях.
В идеале, у вас в одном кластере должно быть два генератора кислорода на 30 человек, размещенные между столовой и спальнями, а остальные выходы могут использоваться как угодно. Аналогично, два кластера могут находится зеркально друг от друга.
Почему шесть построек, две столовых, два генератора кислорода и две спальным мы назвали одним кластером? Во-первых, так люди будут отдыхать и есть практически в одном месте, во-вторых, кислорода будет хватать всем, в третьих, на другие структуры вам потребуется еще один генератор кислорода (когда база вырастет и в сопряженных с кластером куполах тоже будут люди).
Расшифруем смысл последнего абзаца, а именно зачем нужно ставить две столовых, а не одну. Производством еды занимаются специальные автоматы, и будет лучше, если они будут стоять в одной столовой сразу все, а во второй столовой все будет заставлено столами и стульями. Свободное место отдайте под фонтаны, ТВ и растения.
Конечно, можно обойтись и без этого, однако в Planetbase еда может переноситься на длительные расстояния и даже лежать под открытым небом, так что ваши люди могут взять ее из автомата, который стоит недалеко от ферм и фабрик, отнести ее в столовую и там поесть. Это будет быстрее, чем таскать еду из дальнего производственного купола до столовой и топать обратно на работу.
Что до состава еды, то она не обязательно должна содержать мясо или разные продукты, хватит и одного-двух типов, однако будет лучше, если еда окажется разнообразной и с мясом. Количество еды напрямую зависит от количества автоматов, способных ее произвести, так что если вам не хватает еды, нужно построить больше автоматов и убедиться, что все они загружены продуктами.
Получить эти достижения можно только на первой, красной планете. Вы также должны быть достаточно опытны, чтобы правильно строить здания, а также корректно распределять ресурсы на развитие колонии.
Одним из основных принципов является раннее строительство космопорта, а для получения второго достижения — придется построить их три, причем не отвлекайтесь на большой космопорт, подойдет и маленький.
Второй важный принцип — стройте ветряки и солнечные панели, а также конденсаторы энергии. Энергия, наряду с кислородом, очень важны для экспансивного развития базы. Добычу ресурсов и поддержку зданий оставьте на вторую очередь.
Чаще сохраняйтесь, поскольку все равно велик шанс упустить что-то и провалиться. Если что-то пойдет не так (не хватит энергии, ударит метеорит, начнется буря и т.д.) — перезагрузитесь и подготовьтесь к этому моменту. Учитывайте, что метеориты падают в случайных местах и далеко не факт, что он ударит по вашей базе снова в том же месте.
Это такие же колонисты, как и ваши, только они пострадали в результате различных происшествий и теперь им нужна еда, кров, лечение от радиации. Принимать их довольно рискованно — они вполне способны сломать работу вашей базы. Особенно это касается больных — обязательно постройте две большие палаты и заполните их полностью кроватями.
Для приема посетителей у вас должно быть много еды и лекарств, достаточно воды и спальных кроватей, а также врачей. Как только прибудут посетители, следите за работой станции вдвое сильнее — они не будут работать, но могут помешать иным образом.
Учитывайте, что большая посадочная площадка также потребляет много энергии и с ней, порой, можно не связываться вовсе. Также потребуется два входных шлюза, поскольку корабль может привезти 10, а то и 20 посетителей, половина из которых потребует незамедлительной медицинской помощи, а шлюзы в игре являются бутылочным горлышком.
Награда будет пропорциональна тому количеству людей, которых вам удалось спасти.
Ответ на этот вопрос прост — в панели иконок в левом верхнем углу экрана обратите внимание на вторую иконку, стоящую сразу за иконкой постройки зданий, эдакий гаечный ключ вместе с молнией. Нажав по ней и потыкав по новым иконкам, вы обнаружите различные меню и подменю со всей необходимой информацией.
Трудно сказать сразу, но в самом начале игры это 30-30-20-20-0, чуть позже потребуется больше инженеров, сделайте 30-30-25-10-0, затем поставьте 25-25-25-15-10, поскольку потребуется охрана.
В дальнейшем, по достижении 200-250 колонистов и, что важно, наличия стабильности©, вы можете построить роботов, так что количество рабочих и инженеров можно уменьшить до 20 %, а вот охрану увеличить сразу до 20 %.
Старайтесь размещать охранные центры недалеко от воздушных шлюзов и космопортов — так охрана быстрее среагирует на вторжение врагов.
Для этого нужно использовать кнопки «X» и «N», копируя нужные здания. Проблема возникает на слабых РС, когда игра считает, что ваш компьютер не сможет выдать нужное количество FPS.
Спасибо за внимание!
Вопросы по Planetbase вы можете задать в нашем FAQ или напрямую автору статьи посредством ЛС.