Вы знаете, давненько ко мне в руки не попадала настольная видеоигра такого высокого качества, как Armello. Я еще помню, как недавно шпилил в малоизвестный проект Talisman, и он мне даже чем-то понравился. Но если сравнивать обе настолки, то Armello как мулат из рекламы «Old Spice» — на коне! Причем создали этот нишевый шедевр четверо австралийских парней из League of Geeks, так сказать, от гиков для гиков. Это первый проект для ребят, и видно, что выложились они на полную, по крайней мере, продукт получился очень качественный и интересный, без души здесь не обошлось.
А началось все дело еще с Kickstarter, где игровое сообщество не просто дало зеленый свет игре, но и спонсировало 150% от стартовой суммы. И общественность не ошиблась — уже на стадии раннего доступа в Steam количество положительных отзывов к Armello просто зашкаливало. Вот что бывает, когда в «Early Access» сразу попадает хорошо отполированный продукт, а не забагованное и недоработанное нечто, к которому сложно относиться как-то положительно.
В основе Armello лежат типичные элементы настольных игр, такие как игральные кости, карта с квадратиками, точка-финиш, которая означает конец игры, и остальное тоже присутствует. Но все гораздо сложнее, чем могло показаться, такие правила — слишком обыденно. По факту, кубик у нас может быть и не один, и не два, а хоть пять или шесть — все зависит от характеристик персонажа. Карта разбита не по квадратам, а шестиугольникам, прямо как в King's Bounty. А финишную точку охраняет король, убить которого будет ой как не просто. «Это все детали», — скажете вы, и будете правы, однако таких вот мелочей много, и все это выливается в крайне интересный геймплей, в котором решает не только удача, но и другие факторы.
Действие игры разворачивается в фэнтезийном мире, где вместо людей живут фурри из четырех кланов: Волка, Крысы, Кролика и Медведя. И жили все в мире и гармонии, пока король Лев не подхватил какую-то заразу и объявил все кланы вне закона. Вообще, гнильца подтачивала этот мир уже давно, иногда порождая ужасные создания и пытаясь уничтожить все живое как ей и положено, но на этот раз ей в лапы попалась добыча с властью, и последствия не заставили себя ждать. Кланы, естественно, объединятся не стали, решив, что король окончательно упоролся и появился реальный шанс заполучить трон. Так вот, за одну из фракций будем выступать мы, а за остальные три — AI либо живые игроки.
Все кланы представлены в игре двумя персонажами, причем каждый из них обладает своими характеристиками, бонусами и экипировкой. Именно персонаж предопределяет стиль и стратегию вашей игры, путь, который приведет вас к короне. Какого-то имбалансного героя создать не получится, но подобрать что-то под себя, под свои предпочтения можно.
Король-то потихоньку умирает, а именно этот момент означает конец партии. Новый властитель и победитель игры будет выбран по максимальному престижу (в основном зарабатывается победами в драках). С другой стороны, есть и альтернативы — победить короля в честной схватке либо принести в замок четыре камня духа, которые рандомно появляются по всей карте. Если учесть здоровый дух соперничества между игроками, то альтернативные варианты становятся не такими простыми, и могут помочь вашим врагам, если вы облажаетесь.
А чтобы не облажаться, надо развивать своего персонажа, выполняя мини-квесты или просто исследуя мир. Например, можно исследовать какое-нибудь подземелье и найти крутые доспехи (ну или приключения на пятую точку — от этого никто не застрахован), а можно захватить поселение, которое будет выплачивать золотишко каждый ход. Золото — единственный ресурс в игре, и он достаточно важен. Помимо покупки снаряжения и найма спутников, оно поможет вам просто откупиться от бандатов или избежать лишних люлей, предназначенных для всех особо бедных героев по особому указу короля. Однако богатство не так полезно, как улучшаемые характеристики персонажа — атака, дух и магия. Они влияют на урон и возможности игрока в целом, от них и нужно отталкиваться, прежде чем совершать какое-нибудь действие.
Кстати, ну просто нельзя не рассказать об специфичных указах короля. Каждый ход игрок с самым высоким престижем шепчет на ушко королю, какая пакость-указ ждет игроков в этот день. Если вы лидируете по престижу, то вам будет весело, а иначе — не очень. Представьте, мирное утро, игроки начинают свой ход и, бац, король приказал казнить всех, у кого меньше двух золотых… Фрагов он тогда набил немало, и да, было обидно, ведь это не я шепнул этот приказ...
Вот что меня сильно удивило, так это графика. Я, честно говоря, как-то смирился, что в настольных видеоиграх этому компоненту уделяют чуть ли не самое последнее место. А зря, это дает нехилый плюс к атмосферности и позволяет быстрее погрузиться в процесс. В Armello очень сочная и приятная картинка, порой проскакивает излишний блюр и мыло, однако это не значит, что к деталям не было должного внимания. Игра поддерживает DirectX 11 и использует графические эффекты на полную.
Но как бы глаз не радовался, есть тут кое-что, к чему я просто должен придраться. Были моменты, когда камера во время хода оппонентов выхватывала какой-нибудь пейзаж и не показывала то, что реально творится в игре. Баг самой чистой воды и уже после релиза. У меня это не было критичным, но незнание действий врага может сыграть злую шутку.
Про музыкальное сопровождение также великолепно, как и графическая начинка. Пожалуй, это две самые сильные стороны Armello, выполненные на очень профессиональном уровне. Классические мелодии отлично соединились с выбранным сеттингом и помогли подчеркнуть индивидуальность игры. Для создания саундрека даже привлекли пару не самых последних композиторов, и, как это стало популярно, музыка продается также и в отдельном варианте.
Есть все-таки моменты, которые мне не понравились в Armello. Как и в любой настольной игре, без живых противников фан словить трудновато. ИИ не сказать, чтобы глуп, но его тактику можно изучить, и тогда челлендж исчезнет совсем. Попробовал я и мультиплеерный режим. Народ искался не долго и весьма охотно, но все поголовно либо тупили минут по 10-15, раздумывая над своим ходом, либо быстро ливали, не получая никакого штрафа, отчего начинало пригорать. Зато с друзьями мы оттянулись по полной и получили немало удовольствия.
Поругал бы я и локализацию. Текст переведен хорошо, читается он плавно, но много ошибок в словах. В первых пяти диалогах только два были полностью безошибочны, а так проскакивают ошибки в окончаниях, как-будто кто-то очень спешил (сам грешу этим). Не знаю, кто занимался переводом, но премии этих ребят решить следовало бы.
Собственно, вердикт Armello получила еще в самом начале статьи. Это лучшая настольная видеоигра последних лет, которая не получит широкого признания в силу своей узкой направленности, но среди аналогов равных ей практически нет. Я часто ищу что-нибудь новенькое, во что можно было бы сыграть вместе с друзьями, и если у вас бывает такое же, то попробуйте Armello. Спасете себе пару вечеров от безрезультатных поисков.