Без сомнения, главным эксклюзивом для Xbox One на старте продаж новой консоли являлась Forza Motorsport 5. Однако получилось ли у Turn 10 удержать марку качества на рынке гоночных симуляторов и что же представляет собой Forza Motorsport 5 на самом деле? Давайте попробуем разобраться.
Знаете, после стольких часов в игре я могу сказать только одно. Forza Motorsport 5 — это красивая ига с потрясающими моделями, но посредственная гонка, которой не хватает драйва, адреналина и скорости.
Основная проблема игры заключается в физике поведения машин на дороге. Автомобили скользят везде — на входе в поворот, на скоростных участках дороги и создается ощущение, что разработчики не знакомы с законами физики. У машин такая инерция, как будто вы управляете переполненной продуктами тележкой в супермаркете и пытаетесь остановиться перед крутым поворотом.
В результате игровой процесс вращается вокруг хрупкого равновесия между автомобилями, летящими на огромной скорости и практически полным отсутствием контроля над ними. Компьютерные помощники не всегда могут смягчить трудности управления болидом, так что если вам не нравится идея бороться с автомобилем, управление которого постоянно балансирует на краю пропасти, то Forza 5 — игра не для вас.
И хотя игра выглядит внешне классно, вы попросту не сможете получить удовольствие от вождения, поскольку вес машины все время будет перемещаться от одного колеса к другому.
Имея благую цель — как-то помочь игроку освоиться с неукротимым нравом Forza 5, разработчики повесили информаторы на каждый участок дороги. Так, например, вы можете увидеть поощрение «хороший поворот» или «идеальный поворот», если сможете достаточно мягко вписаться в поворот, предварительно остановив машину в нужный момент, и выйти из него по правильной кривой. Однако с таким управлением все это теряет смысл.
Любителям же социальных функций понравится то, что в Xbox Live интегрирована вся игровая статистика, так что система будет автоматически информировать вас о ближайших конкурентах по результатам каждого круга и перейдет к следующему сопернику, как только вы улучшите свое время.
Чтобы сделать гонки еще более захватывающими, Turn 10 внедрила в игру «дриватаров» — подобие искусственного интеллекта для каждого игрока, которое храниться в недрах Xbox Live. «Дриватары» полностью моделируют поведение реальных людей, и это звучит очень здорово, хотя на практике они не работают.
С самого анонса Forza 5, разработчики то и дело рекламировали систему «дриватаров». По их уверениям, игра запоминает ваши привычки на трассе, методы прохождения скоростных участков и поворотов, а также то, как вы взаимодействуете с другими игроками. Вся эта информация сохраняется в облаке и ваш «дриватар» может автоматически присоединиться к другим игрокам, пока вас нет. Это позволит вам заработать немного денег, пока вы спите, ведь ваш «дриватар» будет гонять на трассе. Утверждалось, что чем больше вы играете, тем точнее система передает ваши привычки.
На самом деле, эти смоделированные на компьютеры водители хорошо управляют в некоторых местах и даже могут нагнать лидера, однако еще чаще они тормозят в совершенно неожиданных местах и без видимой причины катаются по бездорожью, вместо того, чтобы выехать на трассу.
Проблема с этими «облачными людьми», как мне кажется, в том, что они получились очень сырыми. Как мне сказали друзья, мой персональный «дриватар» — это воплощение зла, которое агрессивно ведет себя на трассе и таранит всех подряд. На самом же деле я стараюсь ездить аккуратно с некоторой капелькой вежливости и не использую другие автомобили для торможения.
С другой стороны это делает игру довольно забавной. «Дриватаров» как будто штормит. Сначала они управляют машиной очень аккуратно, а затем впадают в бешенство и начинают творить безумства на дороге. Может быть, именно в этом и был замысел разработчиков, которые таким образом попытались улучшить монотонный игровой процесс.
Как и в других играх подобного жанра, в Forza 5 вам предстоит зарабатывать деньги за победы в гонках и на вырученные кредиты открывать новые машины. Turn 10 сразу после анонса игры сообщила о микроплатежах, которые не должны были затронуть игровой процесс.
Но как вы думаете, можно ли в Forza Motorsport 5 действительно прожить без микроплатежей? Ну, если вы хотите потихоньку продвигаться по карьере гонщика, проходя одни и те же заезды по несколько раз, то так и будет. Если же вы хотите быстро получить доступ к самым лучшим автомобилям, то придется потратить реальные деньги.
Для примера можно сказать, что желание обладать Ferrari F40 потребует от вас провести в игре около шести часов, не отвлекаясь на другие покупки. А ведь она существенно дешевле, чем Ferrari F50 и другие машины топ-класса.
Разработчики собирались добиться от фанатов чувства гордости, если они владеют тем или иным автомобилем. Да, если вы не вкладываете деньги в игру, то непрерывное задротство будет единственным поводом для гордости. Но эту «интересную» идею убивают микроплатежи, когда вам за 60 $ предлагают купить лучшие авто за деньги. Если вы собираетесь получить такие машины, то можете смело утроить стоимость игры.
Еще один странный момент заключается в том, что покупка каждого нового автомобиля буквально разоряет ваш кошелек, а вот затраты на ремонт машин после гонок не велики. В игре очень достойно проработаны столкновения между машинами, так что если вы любите тормозить, тараня на поворотах впереди идущих гонщиков, то потеряете трансмиссию или КПП при первом же ударе.
Чтобы ваши неизбежные экскурсии по асфальту стали достоянием общественности, предусмотрена функция просмотра гонки. Удивительно, но вы все еще не можете выбрать именно тот участок гонки, который хотите посмотреть и приходиться смотреть повтор с самого начала. Но самое смешное в том, что эта функция разблокируется за внутриигровые кредиты. В этом и есть суть Forza 5 — недоработанный функционал за плату.
Разработчики реализовали целый ряд того, что ожидали увидеть фанаты. Однако они вырезали и очень много классных примочек. Так, например, в Forza Motorsport 5 нет гонок ночью или при плохих погодных условиях.
Также отсутствуют крайне популярные гоночные треки. Нет, например, Suzuka Circuit, Nurburgring и Hockenheim. И недостаток трасс является еще одной большой проблемой игры. Даже без учета всего остального можно почувствовать искреннюю потребность в дополнительных гоночных треках. И сильнее всего эта потребность проявляется многопользовательской игре.
Некоторые другие трассы, такие как Nordschleife, были существенно переработаны, но появятся только через DLC. В среде фанатов уже возникло вполне обоснованное мнение, что из новой Forza, фактически, оторвали важные куски, за которые придется платить отдельно.
Многое из вышеперечисленного можно простить. Дело в том, что Forza Motorsport 5 выглядит просто невероятно. Она работает в честном разрешении 1080р при 60 кадрах в секунду и все это оказывает свое магическое влияние на игрока. После гонок на консолях текущего поколения возникает ощущение, что происходящее на экране в Forza 5 является реальным.
И все же важно отметить, что некоторые графические эффекты являются чересчур красочными. Когда лучи солнца, например, заполняют машину, то они на несколько секунд слепят вас. Игра не знает, что люди обычно носят солнцезащитные очки, дабы избежать такого светового удара. Некоторые графические эффекты и вовсе оказываются подделкой, стоит только рассмотреть их. Не то, чтобы все это имело большое значение, но все-таки красивая игра должна быть красива во всем.
Еще одним большим плюсом Forza 5 является то, что Microsoft потратилась на действительно классный саундтрек. Во времена, когда другие издатели пускают на музыку пару-тройку лишних долларов, саундтрек игры сплошь состоит из оркестровой музыки! Также разработчики потрудилась сделать качественное звучание у каждого автомобиля.
Forza Motorsport 5 не гонка. Не совсем. Это скорее аркада, которая завернута в оболочку из красивейших треков и великолепно проработанных машин. Однако заезды в ней не столь захватывающи, как у Forza 4, не говоря уже о GRID или F1 2013. Так что если вы не покупаете игры за одну только графику, вам следует поискать те гонки, которые намного энергичнее и динамичнее.