Мой первый запуск Dyson Sphere Program казался безобидным развлечением на вечер: распаковал, пощупал механику — и вышел. Вернулся на следующий день и… залип на годы! Сейчас я прошел игру дважды, и, главное открытие — не в том, как слепить сферу Дайсона за минимальное время, а в гипнотическом спокойствии процесса: выверенная логистика, оптимизация цепочек, перераспределение конвейеров на фоне звездного неба. Ради этого я готов терпеть огрехи геймплея.
Dyson Sphere Program — это научно-фантастическая стратегия об автоматизации и колонизации планет. Игрок начинает с одной базы (планеты) и постепенно выстраивает межзвёздную производственную сеть, с целью создать сферу Дайсона — колоссальную конструкцию, собирающую энергию звезды.
В раннем доступе DSP встречала без фанфар: меню — спартанская заготовка, сухие строки интерфейса с плохим шрифтом, и огромная сфера на фоне. «Ещё одна инди-демка», — подумалось мне. Тогда я не знал, сколько сил и времени уйдёт на то, чтобы пройти игру.
Первые 10–15 часов были суровыми: примитивная графика, непонятные иконки, запутанные цепочки производства, робот-бегунок на безжизненной планете, газовый гигант на горизонте. И тысяча вопросов. Где наука? Кто додумался цеплять здания к конвейерам через эти податчики? Вот я собрал ресурсы, произвел какие-то детали — а зачем? Я не удивлен, что интернет до сих пор кипит запросами: «калькулятор производства», «русификатор», «вики». Игра глубокая и многие хотят получить понятные инструкции на русском.
Но в то время гайдов почти не было, так что набивал шишки сам — и эта «боль» стала золотой. Например, я тупо складывал синие кубы в инвентарь меха и запускал исследования вручную, не догадываясь о конвейере для лабораторий. Десять часов в никуда! Когда наконец дошло, испытал не восторг, а злость: «Да как же я сразу не понял?!».
Затем — электрическая агония. Солнечные панели и ветряки спасали недолго: добавишь пару фабрик — и снова blackout. Жечь уголь? Дикая расточительность, как по мне: графит и искусственные алмазы важнее. «Озарение!» — подумал я и обвёл экватор обручем из панелей и генераторов. Стоило уйму ресурсов, выглядело убого, но дефицит устранил... Ещё пяток часов впустую. Впрочем, электростанции от водородных и дейтериевых стержней мне не нравятся до сих пор. Сейчас? Сейчас я бегом мчусь на планету с вулканическим биомом, а основа для сети — куда более мощные электростанции, питающиеся от раскаленной лавы.
Какая механика приносит вам больше всего удовольствия?
Пройти опросМомент, когда мех оторвался от родной планеты, врезался в память: внизу — паутина конвейеров, крошечные искры башен, а впереди — тьма бездонного космоса. Я взмыл просто «посмотреть» — и застыл, уставившись на газовый гигант и лавовый шар вдалеке. И хотя мое сердце затрепетало, это было только начало.
Когда я впервые произвёл варп-ячейку и прыгнул в гиперпространство — вот тогда я остался без слов по-настоящему. Мир вокруг искривился, звёзды потянулись в линии, и вот — бум! Соседняя система! Одна планета с залежами металлов, другая — сплошь покрыта океаном, третья — фантастический розовый рай с изобилием множества редких ресурсов. Я носился по галактике, прыгая от звезды к звезде, задыхаясь от восторга: «это мой космос!».
Так родилась межпланетная логистика. Железо с ледяного мира, где солнце — тусклая точка; водород с газового гиганта под боком; кислота с парниковой планеты. Лэйтгейм в Dyson Sphere Program только кажется сложным. Нет, это вызов твоим навыкам, памяти и мыслительному аппарату. И когда, наконец, улетаешь подальше и наблюдаешь караваны цепочек кораблей, что тянутся через системы, приходит ощущение масштаба и... удовольствия от порядка.
Построить слой сферы — кульминация. Когда я запустил первые каркасные шаттлы и солнечные панели к звезде, я просто смотрел. Возникло ощущение некой кульминации: ты прошёл весь путь, и теперь просто наслаждаешься результатом. Но строительство продолжилось. Прошло еще 6 часов. И еще 12. Да когда же оно закончится?! Я оставлял игру включённой и уходил по своим делам, лишь бы панели дальше стыковались на орбите. И постепенно восторг сменился рутиной: построй, перетащи, добавь руды. Построй, перетащи…
Когда сфера наконец сомкнулась, я испытал странное чувство: да, я победил, но и в чем-то проиграл: «Можно было быстрее». А игра не закончилась. Сфера оказалась не финалом, а просто ещё одной фабрикой — теперь уже на уровне звезды. Так что я сохранил сейв и ушёл. Казалось, делать больше нечего.
Иногда я заглядывал в игру: полетать по космосу, зависнуть на орбите и медитировать, глядя на безошибочную работу конвейеров. Смотреть, как по шинам текут реки из компонентов — завораживало, особенно на большом экране. В один из таких заходов пришло осознание, что DSP преобразилась: после патчей у планет появились атмосферы, добавилось больше моделей, выросло качество текстур поверхностей. Кораблям сделали вспышки от гиперпрыжков, а звездам — гало и другие визуальные красоты. Я втянулся снова.
Во второе прохождение я уже знал, что делать. Быстрый выход в космос, чёткие цепочки, использование чертежей. Я понял главное правило DSP: всё в дефиците, пока не построишь систему, которая этот дефицит обслуживает. Ну и чертежи — в чем-то удачные, в чем-то не очень. Наборы отлично экономят время, а рутину убирают за один клик.
Строя вторую сферу вокруг голубой звезды, я осознал истинный масштаб: тысячи панелей — капля в море. Расширил цепочки, опустошил десяток планет, выкачал ресурсы досуха. Сфера пожирала всё, что я мог ей дать, тестируя мою выдержку, но я упорствовал, чувствуя прилив сил.
Теперь она почти готова — осталась верхняя секция. Смотрю, как панели встают на орбиту, и понимаю: Dyson Sphere Program — не про «финал» (построить сферу Дайсона), а про ритм. Проложил шину, настроил баланс, стабилизировал выход годной продукции — и давай заново, уже с другим компонентом. Для кого-то это скука. Для меня — шахматная комбинация, где каждая перестановка имеет смысл.
Ваш самый эпичный «фейл» в начале игры?
Пройти опрос***
Dyson Sphere Program — не для любителей голливудских сюжетов или адреналиновых баталий (хотя и здесь хватает космических побоищ). Это побег для инженеров, где упорядочивание хаоса в производственные циклы становится медитацией. Идеальное хобби для тех, кто ищет гармонию. А с обновлениями от разработчиков и чертежами от сообщества — это приключение без конца.