Utopia City — игра, созданная и выпущенная в 2005 году российскими разработчиками, неожиданно обрела вторую жизнь. Портал Metacritic назвал шутер «худшей игрой 2024 года» — а дело всё в том, что буквально в ноябре «Утопия Сити» вышла в Steam, оставив в недоумении как западных критиков, так и геймеров.
Но так ли страшна эта древняя российская игра, как ее малюют? Откуда она вообще взялась и почему вдруг вернулась из небытия? Расскажем обо всем по порядку.
Игру в далёком 2005 году выпустила студия Parallax Arts Studio, базировавшаяся в Санкт-Петербурге. Это был дебютный проект разработчиков — и звезд с неба, что называется, не хватал.
Неприглядная даже для тех времен графика, стандартный геймплей самого обыкновенного шутера от первого лица, простой сюжет — игра была скорее пробой пера, попыткой молодых игроделов набраться опыта и заявить о себе.
В каком-то смысле у Parallax Arts Studio это получилось — один из её последующих релизов, «Исход с Земли» (Exodus from the Earth), был выпущен крупнейшим на тот момент российским издателем 1C и представлен на выставке «ИгроМир» в 2007. Однако шагнуть в светлое будущее у студии так и не получилось. В 2008 году Parallax Arts Studio закрылась, а ее проекты, в том числе «Утопия Сити», оказались забыты.
После релиза об игре «Утопия Сити» вспоминали разве что любители ретро и abandonware — этот термин используют, чтобы обозначать игры и программное обеспечение, которые как бы ничейные. Но всё изменилось в ноябре 2024. Игру перевыпустили в Steam.
Казалось бы, зачем? Студии разработчиков уже не существует, не было у игры и какого-то круга, даже узкого, верных фанатов и последователей. Лавров она не собрала и на релизе, а уж 20 лет спустя…
На самом деле, нужно повнимательнее взглянуть на издателя — Strategy First. Эта канадская компания когда-то разрабатывала стратегии, но сейчас, кажется, специализируется на том, что переиздает таких «сирот», как «Утопия Сити». Старые игры, которые остались на задворках истории, позабытые собственными создателями.
Компания собирает по сусекам, а затем продает по дешевке многие такие релизы — у неё даже есть специальный набор под не самым лестным названием «славджанк» (slav jank). «Славджанком» западные геймеры прозвали старые игры от российских и постсоветских разработчиков, которые не отличаются технической выверенностью, но берут своей странной атмосферой. К таким относят, например, ставшую культовой «Мор. Утопия» (Pathologic).
Вот и «Утопия Сити» тоже в каком-то смысле может приобрести статус культовой. Metacritic назвал ее «худшей игрой 2024 года», а учитывая рекордно низкий рейтинг — 23 из 100 — российский шутер вполне может оказаться в числе худших тайтлов в истории.
Игроки мнения о релизе толком пока не составили — в Steam красуется всего два одиноких обзора. Поэтому мы решили сами познакомиться с «Утопия Сити» и выяснить, заслужила ли она ту критику, которая обрушилась от западных журналистов.
Сюжетно «Утопия Сити» переносит нас в далёкое будущее, в 2091 год. Вступительный ролик с озвучкой, напоминающей монотонное зачитывание приговора прокурором, вводит в курс дела: мы в Утопии — идеальном виртуальном городе, который почти все люди планеты стали предпочитать реальности.
Искусственный интеллект Утопии, Мастермайнд, сорвался с цепи и стал контролировать всех жителей и их мысли, превратив в пленников. Главный герой, будем звать его Нео, — последняя надежда человечества. Именно на его крепкие плечи возложили ответственность уничтожить центральный сервер Утопии и положить конец власти Мастермайнда.
Правда, сначала герою нужно научиться бегать, взаимодействовать с предметами и стрелять. Сделать это помогает Дейзи — симпатичная виртуальная помощница, которая за ручку проведет по туториалу и будет выдавать квесты в течение всей игры.
Одна из первых мишеней — несчастный портье, который, завидев пистолет, начинает трястись и закрывать голову руками. Дейзи говорит: убей его, никто даже не заметит, рядом как раз никого нет. Поэтому стрелять в мирных NPC в «Утопия Сити» — хорошо и даже правильно, так они освобождаются из плена Утопии и возвращаются в реальный мир. Главное, чтобы без свидетелей.
Чтобы уничтожить Мастермайнда, герою сначала нужно достать несколько могущественных артефактов непонятного происхождения. Из миссий по добыче этих реликвий на разных локациях игра состоит примерно на 80%. И хотя у квестов есть предопределенный порядок, игрок может выбирать, в какой именно последовательности их выполнять. Нелинейность!
Мы, впрочем, идём по протоптанной дорожке и отправляемся в первую локацию — отель. В этом четырехэтажном здании нужно как-то отыскать одного-единственного человека. Операция по поиску сводится к обшариванию каждого уголка, потому что добыть какие-то подсказки и улики в этой игре не представляется возможным. С NPC поговорить нельзя, их наоборот скорее лучше избегать — они начинают палить в игрока по поводу и без.
Да, в перестрелку в «Утопия Сити» можно попасть самым неожиданным образом. Картина маслом: заходим в подсобное помещение, спокойно осматриваемся, планируя дальше лезть в вентиляцию. Но тут за спиной начинают греметь выстрелы. В недоумении выходим посмотреть, что происходит. А там мирные NPC достали пистолеты и зачем-то отстреливают охрану, охрана сопротивляется, а откуда-то со стороны лифта уже бегут военные в беретах. Все бы ничего, но все стороны этого спонтанного конфликта почему-то считают нас врагом. Доля секунды — и Нео мертв.
Поэтому действовать в игре нужно осторожно. Если вы чем-то не понравитесь симуляции, она будет слать в вашу сторону бесконечные волны враждебных NPC. Спасает только то, что Утопия быстро меняет гнев на милость, если куда-нибудь спрятаться.
Сначала в игре доступно шесть локаций — отель, казино, полиция, клуб, банк и кафе. Позже открывается город. Квесты вроде простые, как две копейки, но понять, что вообще нужно делать, порой проблематично. Можно посетовать, что это мы, современные геймеры, привыкли, что всё подсвечивают маркерами на мини-карте, но в «Утопия Сити» в принципе сложно ориентироваться. В том же казино, например, четыре крыла, которые выглядят абсолютно идентично. Уже через пару минут в этой локации начинает казаться, что ты в каком-то Чистилище.
Сам геймплей однообразный — перестреляй всех, кого можешь, подбери с их трупов восполняющие здоровье диски до того, как это сделают враги, и если выжил, то сделай это всё снова, но в других декорациях. Казалось бы, стандартная схема для шутера, но в «Утопия Сити» геймплей быстро начинает напоминать изощренную пытку. И новые «фишечки» вроде подобранных с NPC пушек и артефактов, которые дают разные бонусы, это впечатление не сглаживают.
К финалу начинаешь ловить себя на мысли, что осточертело уже всё: одинаковые, глупые, но сильные боты, которые могут бесконечно респавниться, пустые локации, не радующая глаз угловатая и блеклая графика, мучительно непродуманные миссии. А еще монотонный голос актрисы озвучки Дейзи, который через пару часов игры начинает восприниматься как скрип пенопласта по стеклу.
Поэтому и последний рывок — битва за центральный сервер, в которой все эти элементы будто выкручены на сто процентов, — оставляет только с одной мыслью: наконец-то всё закончилось. Мастермайнд повержен, Нео спас человечество, а «Утопия Сити» возвращается пылиться на полку. И хочется сказать — там ей, пожалуй, и место.
***
Когда мы брались за этот материал, была надежда, что западные журналисты ошибаются, что «Утопию Сити» они не поняли, а на самом деле это скрытая жемчужина. Но вот позади часы, проведенные в этом «идеальном мире», а игру трудно хоть за что-то похвалить. Разве что за ностальгию — она отдаёт той же странной наивностью, что и всякие книжки про попаданцев из двухтысячных, с мягкими обложками, криво срисованными с голливудских актеров. И если за это кто-то готов отдать в Steam 380 рублей, то, конечно, можно. Но лучше не надо.
Остаётся только спросить разрабов, а нахрена оно было нужно. Если её сейчас кто-то и брал, то с высокой долей вероятности вернут раньше чем наиграют два часа.
Честно говоря, есть большие сомнения в том, что разрабы к этому всему имеют хоть какое-то отношение. Студии не существует с 2008 года, даже интересно, кто и как продал или отдал игру новому издателю, который ее и выставил в Steam. На моей памяти бывали случаи, когда такое проворачивали за спиной оригинальных авторов...
Тогда спросить бы издателя, но вопрос то остаётся прежним) кроме очевидно, попытка срубить бабла ничего не делая(или с минимумом вложений).
Подобное сложно воскрешать, особенно если на релизе было не особо радужно, а через 20лет уже и забыть успеют, а кто помнит, изменили вектор с игр на семью/работу/irl короче.
А из зумеров, вероятно🤷, проекты пробуют малое их кол-во, даже хорошие.
Никто даже не спорит, что эта игра — трижды переваренный кал, и в одно с Утопией время выходил Паркан 2. Суть в том, что соевые игрожуры с Metacritic и других изданий специально игнорируют отличные игры от наших слоняр и превозносят свои. Пример нужен?
Ну вот у нас недавно вышла MiSide, которая рвет все чарты, и все в нее играют. Она будет в топе? Нет, конечно. Лучше игрожуры драгон агу помойную лучшей игрой современности назовут.
Всем понятно, что Space Marine 2 — отличная игра. Ой, что это? 95% разрабов русичи? Игнорим игру, нигде не упоминаем! А то вдруг карточная параша Balatro все лавры потеряет.
По такому же принципу игнорят китайцев с их Вуконгом. Исключение, разве что, составляет сталкач. Но там игрожурики-пиндосы решили не замечать, что в GSC также работают русские, а все катсцены ставил русский продюсер. Короче, в топку Metacritic и прочих клоунов. Лучше свои лучшие игры 2024 года составьте.
Ожидал, что это Метакритик и этим всё сказано, а оказалось нет. Но более чем уверен, среди западных поделок мусора хватает. Т.е как минимум есть чему сопоставить.
MXGP 24 например, в которой также "всё плохо", собственно о которой и узнал из топов худших из худших.