Обзор Forza Motorsport. Все еще не симулятор, но уже и не аркадная гонка
В 2021 году мы были в полном восторге от Forza Horizon 5. Ввиду отсутствия серьезных конкурентов Microsoft с легкостью заняла первенство в жанре аркадных гонок. С серией Motorsport подобный финт уже не провернуть. На поле полуреалистичных рейсингов есть такой мастодонт как Gran Turismo 7, которого сложно даже слегка потеснить плечом. После невнятной Forza Motorsport 7 студия Turn 10 решилась на полноценный перезапуск, чтобы избавиться от всего негатива, который накопился за многолетний период.
Скорее всего, многие из вас ждут ответ на главный вопрос: перезапуск Forza Motorsport уделывает Gran Turismo 7? К сожалению, дать однозначный ответ невозможно, так как у обеих игр есть одинаковое количество плюсов и минусов. Обзор гоночного симулятора от Sony вы можете прочитать, перейдя по этой ссылке. Мы же здесь собрались, чтобы детально рассказать о положительных и негативных сторонах главной гоночной игры текущего года — Forza Motorsport (2023).
Не автосимулятор, не аркадная гонка
Мы можем с уверенностью заявить, что новая Forza Motorsport — лучшая игра в серии и одна из лучших гонок в индустрии. Несмотря на громкое заявление Microsoft о полном перезапуске, это по-прежнему полуаркадный симулятор, в который приятно играть на геймпаде без обязательной покупки дорогущего руля. Игры серии стараются угодить как можно большему количеству геймеров, не принуждая к покупке дополнительной периферии. Чего нельзя сказать о прямом конкуренте в лице Gran Turismo, в которой геймпад сводит детальную проработку физики каждой машины к одному стандарту.
В текущей итерации Motorsport ощущается более автономной от других автомобильных симуляторов. Полный перезапуск позволил разработчикам отойти от заложенных стандартов прошлых частей. Седьмая часть была неплохой, но имела досадные недостатки в управлении, физике и прогрессии через открытие призовых ящиков. Транспорт в новой Motorsport чувствуется совершенно иначе. Физика более реалистичная, а сцепление с трассой — мягкое. Управление более тугое. Без снижения скорости в поворот невозможно попасть. А злоупотребление ручным тормозом приводит к существенному снижению скорости и потере управления. Эти улучшения в геймдизайне положительно сказываются на ощущениях от геймплея в целом.
При этом Forza Motorsport не строит из себя реалистичный симулятор, в которых автомобилям не хватает скорости, динамики и драйва. Автосимы не способны надолго увлечь игрока, если тот далек от автомобильной тематики в реальной жизни. Просто посмотрите записи геймплея Gran Turismo 7 без обработки режима повтора — всё действие выглядит очень медленным и тягучим. При этом каждая гонка предъявляет особые требования, за нарушение которых следует неминуемый провал. Motorsport более простая в освоении и не просит от игра познаний в реальном автоспорте. Эффект скорости от аркадных гонок добавляет геймплею динамики, да и сам процесс не скатывается в лютый хардкор.
Кто-то сейчас подумал: «управление простое — значит, не автосим». Но давайте будем честны: не у всех игроков есть руль за $2000 (примерно 200 000 рублей). В Forza Motorsport удобная раскладка геймпада и приятная отзывчивость. И мы не расхваливаем на пустом месте, это неоспоримый факт: в Forza всегда было отзывчивое управление с аналогового стика. Новая часть не только сохранила эту позитивную фичу, но и приумножила ее за счет обновленной физики транспорта. Рулить машинами проще, чем в автосимах. При этом нет особой аркадности, присущей серии Horizon. Игроки с геймпадом могут без проблем побеждать соперников с рулем. Управляемость транспорта во многом зависит от регулировки настроек и подбора идеального баланса для мягкого вхождения в поворот. Но даже без этой заморочки машины прекрасно передают ощущения привода (задний, передний или полный), веса и подвески, что позволяет игроку раскусить физику тачки до завершения первого круга на трассе.
Forza Motorsport довольно дружелюбна к периферии и прекрасно адаптируется к большому количеству рулей. Конечно, она не даст достоверной физики определенного автомобиля, если вы десяток лет провели за харкорными автосимами. Тут индивидуальность каждой машины выражается общими мазками. Управляя Honda Civic, вы почувствуете передний привод, но при этом получите определенные неточности в соприкосновении колес с трассой. Особенно сильно это ощущается в заездах на бордюры. Важно понимать, что это совершенно новая игра Turn 10. Студии только предстоит накопление опыта в проработке физики каждой индивидуальной машины на новой технологической основе.
Владельцы дорогой рулевой периферии отмечают, что в новой Forza Motorsport чувствуется улучшенная управляемость с сохранением веса автомобиля. Особенно сильно этот эффект ощущается в холмистых местностях. Новая игра Microsoft подойдет игрокам, которые только собираются «вкатиться» в жанр автосимов. Недорогой руль и отсутствие знаний реальной физики определенной машины не станут помехой в получении удовольствия от вождения. И это особый плюс в копилку Motorsport.
Какие серии гоночных игр вам нравятся?
Сомнительная прогрессия
В отличии от Forza Horizon, в Motorsport нет вменяемой одиночной кампании. Весь игровой процесс заключается в открытии новых машин и оттачивании мастерства перед заездами в мультиплеере. С ходу сложно разобраться в тонкостях настройки каждого автомобиля, поэтому вас за ручку проведут через мир автомеханики. Копаться в уровнях подвески, регулировки веса, давлении в покрышках и других мелочах придется много, но без этого шансы на победу минимальны. Сперва игровой процесс будет похож на «день сурка»: настроить индекс производительности, сделать заезд, вернуться в настройки, подкрутить, вернуться на трассу — и так до идеала. Motorsport дает волю экспериментам, на которые нужно очень много времени.
Более спорным решением может стать прокачка каждой отдельной машины. Тюнинг теперь не доступен изначально, как в седьмой части. Хочется улучшить машину? Катайтесь и побеждайте. Мы не может однозначно назвать эту прогрессию плохой. В первую очередь она мотивирует изучать автомобили и ценить их. В той же GT7 нам с ходу выдают целую вереницу тачек, и мы, не долго думая, берем ту, что помощнее. В Motorsport контент выдается порционально. Особая награда за укрощение менее культовых авто. Тем не менее этот аспект отпугнет игроков, которые хотят с самого начала играть на определенных авто и не возиться с прокачкой того, на чем в дальнейшем не будут кататься.
В Motorsport нет валюты, которую можно обменивать на тюнинг. Вы сможете поставить новый двигатель, только когда обкатаете определенное количество времени на нужном автомобиле. Ваш игровой процесс конвертируется в «автомобильные очки». Чем больше заработаете, тем больше обвесов откроете. Во многом данный подход выглядит умышленным затягиванием игрового процесса. Для перфекционистов такая особенность прокачки покажется рутиной, так как на открытие всего контента нужна уйма времени.
При этом, заработав определенное количество очков на тачке, вы все равно будете ограничены в возможностях тюнинга. Разработчики умышленно заблокировали доступные для изменения опции. Каждый элемент прокачки залочен до определенного уровня. И это довольно спорное решение. Вы быстро поймете, что не так с вашим автомобилем, но при этом не сможете это исправить до тех пор, пока не откроете нужный параметр. Какой смысл менять двигатель, когда вы не можете снизить вес всего автомобиля из-за лишней периферии в багажнике и салоне.
Обратная сторона медали заключается в том, что спустя пару часов, проведенных за рулем определенной техники, у вас сформируется понимание, какой именно обвес вам нужен, а какой будет бессмысленным. Эта прогрессия существенно отличает Motorsport от аркадных гонок. Забавно, но схожая система прогрессии встречается в мобильных играх вроде Need for Speed: No Limits. Только там рутину прикрутили к выкачиванию денег при помощи донатных ускорений, а Motorsport требует от вас свободного время — игру ведь отдают по подписке Game Pass. Чем дольше вы прокачиваете машины, тем больше времени проведете за игрой. Хочется открыть все? Оформляйте подписку на несколько месяцев вперед.
Несмотря на скептический настрой по поводу прокачки, важно понимать, что прогрессия Motorsport несравнима с «духотой» баттл-пассов. Как минимум потому, что автомобильные очки даются практически за любое действие в игре. Вы можете пройти карьерный режим и даже не заметить, как накатали максимальные уровни на десятки транспортных средств. А ведь еще есть свободная игра и мультиплеерный режим. Однопользовательский контент выдается через стандартные для жанра тематические заезды и квалификационные матчи. Только за счет них вы откроете большое количество плюшек, с которыми можно идти в мультиплеер без дополнительного гринда.
Если вам не хочется потеть на квалификациях, то в игре есть возможность выбрать конкретное место на стартовой позиции. Эта мелочь существенно влияет на восприятие гонки в целом. В большинстве гонок необходимо с последнего места добраться до первого через череду обгонов и грамотного сокращения дистанции на поворотах. В новой Forza вы можете самостоятельно решить, как именно хотите провести заезд. Провести битву за лидирующее место, не отвлекаясь на остальных конкурентов? Все в ваших руках.
Тематические заезды получились неоднозначными. Не хватает особого драйва и безбашенности, которая встречалась в Horizon. Во многом это зависит от вкуса и предпочтений определенного игрока, а также любви к конкретным маркам автомобилей. Определенным тачкам уделено больше внимания, чем прочим. Конечно, Forza Motorsport будет развиваться дальше, и с грядущими обновлениями мы получим новые мероприятия в одиночной кампании. В любом случае, есть режим свободного заезда, в котором можно настроить гонку под свои предпочтения.
Одиночный режим однозначно получился неплохим. Но весь потенциал Forza Motorsport — в онлайне. В нем прокачка, новая физика и формат гонок раскрываются с правильной стороны. Каждая фича обретает смысл. То, что казалось шероховатостью в одиночной кампании, получает внятное объяснение.
Многопользовательский режим значительно доработали и улучшили в сравнении с предыдущими частями. Здесь вам и плановые гонки, и полноценные мероприятиями с тренировкой и квалификацией, и кастомные заезды. В пользовательском лобби полно инструментов для создания интересных условий, поэтому каждая сессия не похожа на предыдущую. Есть особые гонки, где все машины настраиваются под одно определенное условие. Так что если вы до конца не разобрались в тонкостях тюнинга, то этот режим поможет соревноваться с другими игроками на равных условиях.
Бледная, но не бедная
Интернет наполнился сплетнями, что в новой Forza Motorsport мало контента. Спорное заявление, в котором, правда, есть и доля истины — если сравнивать новинку с прошлыми играми. Всего в Motorsport около 500 автомобилей. Меньше, чем в седьмой части. Да, не 700 штук, но всё равно довольно неплохой показатель разнообразия. Сомневаемся, что большинство игроков будут осознанно обкатывать каждую машину.
Не углубляясь в спор о количественном сокращении контента, хочется лишь добавить: представленные 500 автомобилей действительно разные. Мы не заметили в списке умышленных завышений значений через модификации кузова и цветовые вариации. Для сравнения: конкуренты, выставляющие большое количество тачек в виде достоинства, на самом деле дублируют одни и те же модели, которые с годами получали мелкие изменения во внешнем виде. Тем более, этот транспорт вы получаете быстрее, чем в Gran Turismo 7 с ее «душной» экономикой.
Учитывая, какую колоссальную работу провела Turn 10 со всеми имеющимися машинами, «количественные» претензии должны улетучиваться сами собой. Разработчики заново настроили физику для каждой машины, записали новый звук и осовременили внешний вид. Второй пункт можно выделить в ключевое достоинство новой Forza. Звуковая система нам понравилась сильнее, чем в Gran Turismo 7.
С новыми технологиями Forza Motorsport выглядит очень хорошо. Режим «Производительность RT» держит стабильные 60 FPS, но при этом добавляет глянцевые отражения на автомобили. На ПК картинка в разы лучше, чем на Xbox, если у вас не древнее железо. Большинство негативных отзывов в Steam связаны именно с производительностью. Многие игроки до сих пор надеются получить графику уровня некст-ген на видеокартах 10-ой серии.
Автомобили выглядят неплохо. В динамике они очень хорошо реагируют на освещение и прекрасно интегрируются под общую стилизацию графики. В интернете разгорелся жаркий спор: где машины лучше — в GT7 или Forza? Мы поиграли в обе игры и можем высказать свое мнение. В эксклюзиве Sony транспорт отлично выглядит в фоторежиме. GT7 подгружает высокодетализированные модели, которые поражают своей дотошностью. Непосредственно в самом игровом процессе… тут извините, графика 2010 года. С Motorsport ситуация ровно наоборот. В фоторежиме не хватает деталей, а в геймплее все на высшем уровне. С чем однозначно плохо, так это с видом из салона. Здесь победа за Gran Turismo 7. Низкая детализация кабины в новой Forza существенно бьет по эффекту погружения, если играть с рулём.
В Forza Motorsport всего 20 трасс. Этого количества мало для игры, геймдизайн которой завязан на открытии контента через заезды. Разнообразие можно получить за счет динамической смены суток и погоды. Справедливости ради, разработчики анонсировали новые треки, которые будут постепенно добавляться с обновлениями. Так что контентный голод — временный.
Трассы получились весьма детализированными. Визуальные эффекты работают на полную катушку. Новая система освещения делает картинку очень реалистичной. Особенно эффектно выглядят погодные условия. Гонка во время дождя определенно станет визитной карточкой этой части. Единственное, к чему можно придраться, так это к низкой цветовой контрастности. Без регулировки цветовой гаммы, контраста и палитры, Forza Motorsport выглядит очень бледной, словно поверх графики наложили серый фильтр.
Искусственный интеллект компьютерных водителей странный. Он абсолютно нестабильный и непредсказуемый. Иногда ИИ водит практически идеально, но в неожиданный момент начинает ошибаться, как будто намерено поддается. Довольно часто замечали явную игру в поддавки, когда лидер гонки намеренно снижал скорость, чтобы мы его догнали. При это компьютерные болванчики не стесняются таранить и намеренно сталкивать с трассы. Это, конечно же, приводит к наказаниям и штрафному времени.
Будете играть в новую Forza Motorsport?
***
Перезапуск Forza Motorsport — прекрасная гоночная игра и серьезный шаг для всей серии. Студия Turn 10 не только улучшила графические технологии, но и исправила недостатки, которые преследовали серию Motorsport на протяжении десяти лет. Новая физическая модель приблизила игру к гоночным симуляторам, но недостаточно, чтобы соревноваться с Gran Turismo 7 в открытом противостоянии. Forza по-прежнему ориентирована на массовость, поэтому ей жизненно необходимо оставаться на стыке хардсима и аркады.
Одиночному режиму не хватает интересных заездов и нормального ИИ противников. Многопользовательский режим — один из лучших в гоночных играх. Именно в нем раскрывается весь геймплейный потенциал новой Motorsport.
-
Один из лучших автосимуляторов? В сети появились оценки новой Forza Motorsport
-
Состоялся релиз Forza Motorsport, но в Steam некоторые геймеры уже раскритиковали игру и занизили ее рейтинг
-
RTX 4080 и 16 Гб ОЗУ для «максимальной» графики: раскрыты системные требования Forza Motorsport
-
Microsoft показала эксклюзивный набор Xbox Series S с радиоуправляемым автомобилем из Forza Motorsport
-
В новом трейлере Forza Motorsport показали заезд по легендарному «Нюрбургрингу»