Рецензия на фильм «Хардкор» — самый свежий боевик последних лет

Начав свою карьеру режиссера три года назад с короткометражного клипа на песню своей же музыкальной рок-группы, Илья Найшуллер вполне закономерно привлек внимание «больших дяденек» из кино-индустрии. И его дебютный экшен «Хардкор», снятый целиком и полностью от первого лица, едва ли оставит вас равнодушным!

Разумеется, фильмы от первого лица выходили на голубые экраны и раньше. Это как известные картины, такие как «Монстро» Мэтта Ривза (Matt Reeves), «Маньяк» с Элайджей Вудом (Elijax Wood), так и десятки самых разных работ от начинающих творцов.

По правде говоря, подход, связанный с демонстрацией всего происходящего глазами главного героя, новым и революционным не назовешь.

Несмотря на это, «Хардкор» — это вполне себе революция. Впервые вышел полноценный экшен-аттракцион, снятый целиком полностью на камеру GoPro, причем на очень высоком для жанра уровне.

Сюжет фильма «Хардкор»

Генри, главный герой картины, не совсем человек. Он боевой киборг, однако воспоминания о жизни с красавицей по имени Эстель все еще с ним, да и сама она поначалу находится совсем близко, вводя своего незадачливого мужа в курс дела. Дескать, только заменив оторванные конечности и начинив башку электроникой, получилось удержать его хрупкую человеческую жизнь.

Но фильм, подтверждая свою жанровую направленность, не дает толком полюбоваться футуристичным интерьером лаборатории, ведь внезапно откуда-то появляется свора головорезов, которой руководит некий Акан, сыгранный Данилой Козловским.

Он демонстрирует способности телекинеза, а также несколько слоев грима, необходимых для того, чтобы преобразить актера в альбиноса, после чего Генри поспешно ретируется, впопыхах «прошляпив» пассию.

Когда главный герой обнаруживает, что лаборатория находится в небе над Москвой, по телу пробегает приятное тепло, ведь фильм снят, по большей части, нашими соотечественниками, да еще и в столице нашей страны.

Сцена побега из научного комплекса, висящего в стратосфере над Москвой, становится первым аккордом в очень динамичной симфонии смерти, которая длится до самых титров.

Сюжет тут только отрабатывает минимум, не претендуя на большее и подражая старым боевикам из одной обоймы с «Рэмбо» и «Универсальным солдатом»: есть злодей, вынашивающий коварный план захвата мира, и есть главный герой, который на протяжении всего хронометража убивает «плохих парней».

При этом назвать сюжет плохим просто язык не поворачивается. Он простой, но простой по-хорошему. Он не перегружен ненужными деталями, упрощен в угоду динамики, но ни в коем случае не плохой. Начинаясь с короткой зарисовки, он постепенно обрастает фактами, информацией, а также дает необходимый для сопереживания фон, который задает мотивацию всем действующим лицам.

Что необходимо знать о фильме «Хардкор»?

Во-первых, с самого первого трейлера данная картина позиционировалась как быстрый, зубодробительный экшен. Так и вышло: практически все время происходят драки, погони, перестрелки.

Разумеется, так как это не короткий клип, а все-таки полнометражный фильм, то периодически режиссер абсолютно правильно вставил «паузы» — короткие спокойные сцены, во время которых зритель может немного отдохнуть и подготовиться к следующему условному уровню.

Что-то похожее мы видели в безбашенной дилогии «Рейд» Гарета Эванса (Gareth Evans) и ремейке «Судья Дредд», при этом «Хардкор», как и эти фильмы, снят за какие-то смешные деньги по меркам современного голливудского кино — 2 миллиона долларов. И это при наличии камэо Тима Рота (Tim Roth), на минуточку.

Во-вторых, слово «уровень» было использовано в тексте отнюдь не случайно, ведь «Хардкор» во многом эксплуатирует шутерные механики из видеоигр, которые смотрятся вполне на удивление уместно.

Тут и пресловутый вид от первого лица, и бессменный напарник Джимми, которого не будет во время боя с «боссом», и чисто игровая постановка, которая нередко цитирует отдельные сцены из некоторых знаменитых игр.

В-третьих, это, черт возьми, первый фильм на GoPro, и именно этот факт во многом определяет его революционность. То, что сделал Илья Найшуллер вместе со своими коллегами, действительно заслуживает уважения хотя бы потому, что раньше так никто не делал. Вполне возможно, что мы прямо сейчас наблюдаем рождение нового жанра кино-аттракционов от первого лица.

Впрочем, у данного подхода есть и объективные недостатки. Во время съемок использовалась третья модель GoPro, которая выдает далеко не самую лучшую картинку. Она приемлема для того, чтобы снять ролик и выложить на YouTube.

Ее можно использовать в «гаражной» короткометражке, но вот для полноценного блокбастера технических возможностей явно недостаточно. Особенно это заметно в кинотеатре, на здоровенном экране: картинку натурально «мылит».

Есть и еще один минус: очень резкие движения камеры, постоянные подрагивания и прочие мелкие огрехи, которых не избежать при таком подходе к созданию кино, ведь иначе теряется реалистичность. Вылизанная, плавная картинка будет попросту разрушать иллюзию того, что все происходит прямо тобой здесь и сейчас.

Персонажи о обезличенность «Хардкора»

Еще одной характерной чертой ленты Ильи Найшуллера является тот факт, что о главном герое известно крайне мало. Его предыстория даже после финала остается неизвестной, как и природа способностей злодея Акана, и это сделано не просто так или от большой лени.

Более того, Генри за весь фильм не говорит ни слова, ведь его речевой фильтр неисправен (он киборг-убийца, не забыли?). От этого ассоциация с видеоиграми усиливается еще больше, так как практически все из нас помнят такого же «немногословного» Гордона Фримена, который является классическим примером игровой условности.

Режиссер решил специально обезличить «оператора», чтобы максимально сблизить Генри со зрителем. Разумеется, для абсолютно полного погружения не хватает кучи наемников, которые пинают, режут и стреляют, но в целом и без этого «Хардкор» ощущается довольно натурально, хоть данное решение может быть принято в штыки поклонникам классического кино.

Основная роль в фильме принадлежит отнюдь не Генри, ведь позже появляется еще и загадочный ученый Джимми, который зачем-то помогает Генри. Его сыграл отличный актер Шарлто Копли (Sharlto Copley), которого многие знают по главной роли в ленте «Район #9».

Он вносит много разнообразия в происходящее, каждый раз выкидывая какой-нибудь безумный перл. Он находится в кадре чаще всего и восполняет недостаток персонажей, представая перед камерой в самых разных образах.

Отличный дебют молодого режиссера

Даже при том, что «Хардкор»является первым фильмом Ильи Найшуллера, его не хочется воспринимать как студенческую постановку. Это полностью готовый к просмотру боевик, который выгодно отличается от большинства конкурентов необычным подходом и очень высокой степенью погружения.

Разумеется, минусы у фильма есть — слабая картинка, на которой изредка можно заметить дешевенькие эффекты, а также непривычно дерганная камера. Эти недостатки могут быть критическими для некоторых излишне требовательных зрителей, однако они не умаляют то, что это точно выверенный и изобретательный экшен, который освежает свой жанр.

Ну и напоследок, когда будете смотреть фильм, вспомните об этом клипе, ведь именно с него начался «Хардкор»:

+3
Author's Userpic
Автор статей
Неравнодушен к моддингу и настольным играм.
Комментарии 7