Гайды и руководства Как выбрать игровой монитор — IPS, VA или TN матрица? Нужны ли геймеру изогнутый экран и подсветка? На что влияют частота обновления и время отклика?

Как выбрать игровой монитор — IPS, VA или TN матрица? Нужны ли геймеру изогнутый экран и подсветка? На что влияют частота обновления и время отклика?

GameLiberty
Читать в полной версии

17? 24? 27? Какую диагональ выбрать? С подсветкой или без? А какое должно быть разрешение экрана? Какие бывают матрицы? Выбор современного игрового монитора может стать настоящей головной болью, ведь количество разных характеристик — зашкаливает, а срок службы — не один и не два года. Вместе с нашими партнерами из компании MSI мы расскажем, как выбрать игровой монитор и какие параметры являются основными в этом вопросе.

Диагональ монитора

Ну, начнем с главного — размер. Линейки игровых мониторов в основном представлены в диапазоне от 24 до 32 дюймов. Чем больше, тем лучше. Исключение в данном случае — киберспорт, там размеры должны быть ровно такими, чтобы все происходящее оставалось в поле зрения игрока. Чаще всего это мониторы до 24 дюймов. Для офиса и дома вполне достаточно небольшого стандартного монитора, а для геймеров и профессиональных дизайнеров/художников нужно что-то побольше.

Так, если вы цените в играх прежде всего соревновательность, то вам отлично подойдут 24-дюймовые модели. В линейке компании MSI это прежде всего красавцы серии MAG: Optix MAG241C, Optix MAG241CR и Optix MAG24C с изогнутыми экранами и безрамочными корпусами.

Если же соревновательность для вас — не главное, смело выбирайте монитор от 27 дюймов и наслаждайтесь воистину широким форматом.

Разрешение экрана и его влияние на FPS

Многие думают, что диагональ и разрешение экрана — это примерно одно и то же. Это не так. Теоретически, можно сделать маленький 20-дюймовый монитор с разрешением 4К, но в этом банально нет смысла: пиксели просто смешаются в кучу и высокое разрешение не сможет раскрыть свой потенциал.

Принцип «чем больше, тем лучше» здесь работает плохо, ведь разрешение экрана — это практически единственная характеристика монитора, которая влияет на производительность в играх: когда компьютер «рендерит» картинку, то он должен обработать каждый пиксель монитора. Чем больше разрешение, тем больше пикселей.

В итоге, если у вас слабый ПК, то при переходе с 1920x1080 на 4К количество кадров в секунду может снизиться примерно на 30-40%. Таким образом, для комфортной игры в 4К-разрешении нужна видеокарта не менее GTX 1080 Ti или RTX 2080, а если нужно добиться хорошего фреймрейта в 1440p (разрешение 2560x1440), то можно обойтись карточкой уровня GTX 1070.

Впрочем, переход на 4К имеет и свои преимущества. Во-первых, все больше современных видеокарт создаются с упором на высокие разрешения, а значит падение производительности с годами будет ощущаться все меньше. Также за счет большего разрешения можно отказаться от программного сглаживания, но только если диагональ монитора находится в пределах 24-27 дюймов.

Многие производители это понимают. Модели 24 и 27 дюймов (разрешение Full HD) отлично подойдут к средним компьютерам.

У компании MSI помимо Full HD есть и QHD-решения — для диагонали больше 24 дюймов это идеально, так как картинка получается четкой, шрифты отлично читаются, но при этом нагрузка на видеокарту не такая сильная, как у 4K-мониторов.

Частота обновления — зачем нужны 144 Гц?

Как и в случае с диагональю, эта характеристика в свое время надолго застряла на показателе 60-75 Гц. Долгие годы положение, при котором монитор обновлял изображение 60 раз в секунду, всех устраивало, ведь этого было достаточно для гейминга в 60 fps.

Но ситуация изменилась. На рынке начали появляться мониторы с повышенной «герцовкой», выдающие больше кадров в секунду без эффекта «разрыва экрана» (Screen Tearing). Возвращаясь к линейкам мониторов MPG и MAG, можно отметить, что MSI тоже отлично считала тренд и выпустила много моделей с 144 Гц.

Это значит, что картинка у таких мониторов потенциально более плавная. Стоит ли говорить, что это хорошее подспорье для гейминга? Особенно в быстрых, динамичных играх, где важны даже доли секунды. Опять же, не стоит думать, что можно купить крутой монитор с высокой частотой обновления и этого достаточно, чтобы получить желаемые 60 fps в играх. Обеспечить этот показатель должна работа других комплектующих — видеокарты, процессора и так далее. 144 Гц не помогут, если компьютер выдает 40-50 кадров, высокая частота важна только в том случае, если у вас есть достаточно мощный компьютер.

Матрица — залог качественного изображения

В то время как разрешение, диагональ и частота являются по большей части техническими характеристиками, технология изготовления матрицы — это штука более фундаментальная. Она определяет качество картинки, цветопередачу, углы обзора и так далее. Это главный компонент устройства, его «начинка». Поэтому на нее тоже стоит обратить внимание при покупке нового монитора.

Существуют разные типы матриц. Наиболее распространены матрицы четырех типов:

  • TN — самые «быстрые» матрицы, но с углами обзора и цветопередачей у них не очень хорошо;
  • IPS — лидируют по качеству картинки, но только бешено дорогие модели могут сравниться по скорости с TN;
  • PLS — по характеристикам близка к IPS;
  • VA — имеют отличную скорость и весьма достойную цветопередачу, на уровне IPS в той же ценовой категории. Кроме того, у VA матриц как правило вдвое, а то и втрое выше показатель статической контрастности, а также более равномерная подсветка.

К слову, последние повсеместно используются в современных игровых мониторах, в том числе и в сериях MPG и MAG от MSI, на примере которых мы разбираем тему этого материала. VA-матрицы пользуются спросом благодаря отличной контрастности, хорошей цветопередаче и большим углам обзора. По факту это лучшее, что можно приобрести для гейминга.

Изогнутый экран — да или нет?

Теперь, когда мы разобрали основные технические показатели, стоит поговорить о конструкционных особенностях. Например, стоит ли присмотреться к изогнутым экранам? Многие компании уже порядка пяти лет продают такие мониторы в магазинах.

Почему это становится популярным? Есть сразу две причины. Во-первых, изогнутый экран придает картинке некоторый объем. Это происходит за счет того, что изображение как бы окружает человека и создает эффект глубины.

Особенно здорово это выглядит в играх с камерой от первого лица, ведь в реальности то, что мы видим, тоже находится вокруг нас, а не на ровном «полотне». На ролике ниже вы можете посмотреть на один из них в действии:

Во-вторых, изогнутая конструкция экрана позволяет реализовать еще больший угол обзора при сборке мультимониторных конфигураций. Поставив три монитора вместе, можно получить панораму 180-градусным полем обзора практически без разрывов. Конечно, обычные плоские экраны тоже можно расположить «тройкой», но в таком случае они располагаются под углом, что нарушает восприятие игры.

Несмотря на то, что рядовые геймеры все еще редко используют сразу несколько мониторов, изогнутый экран — это крутая фишка, которая положительно сказывается на погружении в игру. Поэтому наш ответ — «да». И если все-таки захотите попробовать связку из трех мониторов, то ищите безрамочные.

В качестве примера — мультимониторная конфигурация 27-дюймовых MSI Optix-MAG271CR с частотой обновления 144 Гц. Помимо всего прочего эта модель может похвастаться использованием технологий Anti-Flicker и Less Blue Light, которые отлично справляются с мерцанием экрана и снижают интенсивность синего света.

Умная подсветка

Наличие подсветки и специальных программ для ее настройки — это вещь вполне обыденная. Большинство геймерских мышей и клавиатур уже давно выпускаются со встроенными светодиодами, а вот мониторов с ними до сих пор не очень много. Зачем она нужна? Ну, например, подсветка может сигнализировать об уровне здоровья персонажа или количестве боеприпасов.

Многие девайсы уже давно выпускаются с программируемой подсветкой, и это круто именно для любителей поиграть. У MSI пока два монитора с подсветкой — Optix MPG27CQ и Optix MPG27C. Каждый имеет по пять светодиодов, которые можно настраивать с помощью «софта», идущего в комплекте с самим монитором — технология SteelSeries GameSense позволяет выводить игровую информацию при запуске поддерживаемых тайтлов.

Время отклика и другие важные детали

Во многом выбор игрового монитора базируется на тех основных показателях, которые мы рассмотрели выше. Но на самом деле есть много других тонкостей, которые тоже стоит взять во внимание, если хочется получить максимум возможностей. Например, на время отклика монитора — минимальный период в миллисекундах, за который пиксель меняет свою яркость. Чем меньше время отклика, тем меньше видимых искажений изображения. Современный стандарт составляет 1 мс.

Еще один параметр — это цветовой охват. Например, у Optix MPG27CQ он составляет NTSC 100% (sRGB 115%), что считается «топовым» показателем. Также популярностью пользуется технология адаптивной синхронизации. Вертикальная синхронизация происходит на стороне компьютера, он подгоняет фреймрейт к частоте подключенного экрана.

Адаптивная синхронизация работает на стороне монитора и подгоняет «герцовку» под тот фреймрейт, которые выдает компьютер.

Помимо уже рассмотренных выше показателей, стоит обратить внимание на использование в мониторах технологий, позволяющих подавлять мерцание экрана (Anti-Flicker) и снижать интенсивность синего цвета (Less Blue Light). Это уменьшает усталость глаз при длительной игре, а геймеры, как известно, любят засиживаться за любимыми тайтлами по 6-8 часов.

Итак, теперь вы знаете, как выбрать игровой монитор на примере линеек MPG и MAG от MSI. Какую из них выбрать? Если бюджет позволяет, лучше взять MPG, это выбор из разряда «все включено»: модели Optix MPG27CQ и Optix MPG27C буквально напичканы технологиями. Если нужно что-то подешевле, то следует взглянуть на мониторы MAG. По техническим характеристикам они ничуть не хуже, но имеют не такой широкий набор возможностей вроде продвинутой подсветки.

Обо всех акциях и скидках на мониторы и другую технику MSI можно узнать по ссылке.

Комментарии 28
Оставить комментарий
5 лет
У меня моник Optix MPG27CQ, честно сказать подсветка есть только для КС. в остальных случаях просто мигает для красоты!
Так же вы про минусы не написали! ОН БОЛЬШОЙ, и это подставка в ширину в 30 см. Пришлось покупать стойку.
Ответить
5 лет
Подставка там для стабильности, кажется. Вообще это странно: покупать большой монитор, а потом считать за минус то, что он большой.
Ответить
5 лет
а кто говорил про минус большого монитора? был минус про подставку! если сравнить с другими, то там меньше.
Ответить
5 лет
Алексей, если вдруг будем писать обзор монитора — обязательно расскажем о минусах. А это формат гайда
Ответить
5 лет
для геймера сгодится клава за 200р, мышка за 200р и моник за тысяч 5. И не надо выдумывать всякую чушь.
Ответить
5 лет
Так и копейка вполне себе машина. Дело в удобствах. Подстроиться можно под всё, но если плевать на качество цветопередачи и возникающие шлейфы, то и на графику в играх тогда должно быть фиолетово .
Ответить
5 лет
Да вся статья написана чисто в качестве рекламы линейки Мсиаевских моников...
Ответить
одна только реклама MSI!! :( .Сколько чемоданов завезли,признавайтесь!!!
Ответить
5 лет
Как же аккуратно обошли ту тему, которая наиболее остра стоит при выборе мониторов: подвиды матриц. У каждой из указанных матриц есть несколько подвидов и именно из-за этого нельзя сказать какая будет лучше. VA, в теории, лучше всех передаёт цвета, но в зависимости от типа VA матрицы. IPS хороша с углами обзоров... но некоторые прям не лучше чем у VA.
Из-за этого невозможно эту статью считать полным экскурсом как выбрать монитор, благо в отличие от Телевизоров, где нормальные производители используют 1-2 модели каждой из матриц, у мониторов разброс может быть вовсе до 5 видов на один моник. Не, если судить сразу по дорогим моделям, то ясен красен не сдешевят, но и не все метят на дорогих производителей.
Ответить
5 лет
>VA
>Большие углы обзора

Класс прекол. Они хуже чем у IPS. И именно из-за этого изогнутые мониторы стоят с VA. Там угол обзора каждого края экрана минимизируется и цвета меньше всего изменяются.

Да и вообще странно говорить про 4к монитор не упоминая, что многие части интерфейса по прежнему не адаптированы под него и даже если вы укажете размер иконок и текста на компьютере, некоторые программы будут удачно это игнорировать и давать слишком мелкий текст. Это прям ПРОБЛЕМА, а держать рабочий стол в 1080р и использовать 4к лишь для игр тоже затея плохая т.к. 1080р на 4к мониторе смотрится замылено. Тоже странно, что не указали.
Ответить
5 лет
Итого не упомянули 3 критических нюанса:
1 — 1080р на 4к монике выглядит хуже, чем на 1080р монике
2 — Не все программы поддерживают 4к и будут давать мелкий текст/интерфейс на этом разрешении
3 — Не упомянули подвиды матриц, а ведь некоторые TN выглядят лучше определённых подвидов конкурентов. И на рынке моников они сплошь и рядом

Я понимаю если это заказной материал. Тип не указывать что может быть плохо у моников заказчика, вся пежня... но имхо, это единственное что оправдывает не упоминания подобных нюансов, каждый из которых способен вызвать сомнение в своей же покупке.
Ответить
5 лет
1. Зачем сидеть в 1080p на 4K-мониторе? Это какой-то изврат.

2. Статья написана о выборе монитора исключительно под гейминг, где проблемы с масштабированием нет. Впрочем, в Windows 10 уже давно есть функция масштабирования. Лично я сижу на 125%, очень удобно.

3. Ключевое слово — "некоторые". Мы не хотели раздувать материал до непомерных разделов, задача статьи — дать читателю базовое представление о характеристиках, чтобы при выборе нового монитора он лучше ориентировался.
Ответить
5 лет
1 — не все программы, фильмы и игры могут быть запущены в 4к и если человек НЕ знает об этом факте, он может думать, что у него брак или плохой моник.

2 — В названии статьи ни слова не говорится, что статья про гейминг. "Игровой монитор" не только для игр. А Масштабирование работает не везде. У меня, к примеру, VPC по прежнему выдаёт мелкий шрифт. Я понимаю как это исправить, мне оно не надо, но разве покупатель не должен знать, что такое может быть?

3 — Итого он может не понять, почему у его VA панели картинка такая-же, как у друга с TN? Ну правда, палитесь же, что даже не пробовали читать. Там дело одной строки. Просто сказать что лютая китайщина, что оптимал, а что решает какую-то проблему матрицы или приумножает её достоинства. Например VA матрица имеет плохие углы обзора. Почти такие-же, как у не дорогих IPS или дорогих TN. Но их дорогая вариация чуть лечит эту проблему. Это не важно???
Ответить
5 лет
Я когда старый фильм, у которого максимум что можно найти — это 1080, включаю на своем новом 4к телевизоре, тоже квадраты во весь экран. Это телевизор плохой? =)))) Естественно там все растянулось. Премию за это еще дают.

1 и 2 пункт очень странные. Проблема тут просто в том, что не весь прогресс еще догнал потребности 4К тв и моников. И тут правда вам решать или вы покупаете себе 1080 (мой старый телек 1080 никто даже за рубль не купит сейчас на авито)) или шагаете вперед в надежде, что прогресс всего остального поторопится. А в играх он вроде быстрее, чем в телевидении, если мы говорим об ААА.

В матрицы не стали углубляться, здесь вы правы
Ответить
5 лет
Если 1080р настоящие, а не растянутые программно, то квадратов во весь экран у дорогого тв не будут) Если программно, то норма. Так или иначе "плохой 4к телевизор" судят не по апскейлу. Он всегда был и будет важным дополнением)

Так если прогресс не так быстро идёт, почему об этом нет в статье? Это так-же влияет на то, стоит брать 4к или нет и коль уж человек НЕ разбирается в мониторах (а следовательно и о ТВ знает мало), то велика вероятность, что его познания достаточно малы, чтобы вспомнить как давно и много говорят о 4к и решить, что да, время пришло.

1 и 2 пункт озвучивают костыли, о которых покупатель 4к монитора может не знать и посчитать их браком. Следовательно запоносить монитор рекламируемого вами производителя. Элементарное упоминание решения проблемы (а его надо реально знать и гуглить, а не тупо найти в менюшке) уже решают вопрос.

Да и опять же, ну возьмёт человек 4к монитор для новых игр. На вырост ли, есть ли у него техника, не важно. Откуда ему знать, что 1080р разрешение на 4к монике ощутимо мыльнее, чем на 1080р монике? А ведь сериалы почти не имеют 4к разрешений. Я молчу про просмотр ютуба и 720р. Человек, покупающий 4к монитор, ОБЯЗАН знать о его возможных проблемах. Иначе вы тупо "впарили". Разве нет?
Ответить
5 лет
О чем мы говорим вообще? Хотите — топите за 1080, но смело вам скажу, что мой 1080 отслужил свои 10 лет и был отнесет в подвал, где ему и место, но мы вроде не заставляем никого брать 4К, это вам решать =)
Ответить
5 лет
Просто тема "как выбрать монитор" и упоминающая разные разрешения не даёт информации, говорящей почему 4к моник НЕ стоит брать. Коль уж статья про помощь с выбором, то не вижу причин не проинформировать людей о подводных камнях в той же степени, как сделали с углами обзора. Не ну а что, на них тоже можно было бы забить. Всеж сидят прямо перед моником. Такой же мелкий подводный камень, как чуть более замыленное изображение не на 2-4к роликах/играх. А, нет, погодите. Их видно даже сидя прямо.

Я просто топлю за то, что подобные статьи нужны, полезны и важны. Но если делаются больше для людей, нежели денег, нужно информировать о всех плюсах и минусах. Или не информировать о минусах вовсе. Не ну а что, углы обзора вещь такая, что мало кому она реально нужна. Даже у TN приемлимые углы для игры вдвоем с одного моника.
Ответить
5 лет
У нас если честно не стояло никакой задачи "не информировать" об этом Просто вы обратили на это внимание. На чем вам и спасибо.

Но повторюсь, мое личное мнение, что сейчас если и брать — то только 4К, это не шапка на 1 сезон, а долгосрочное вложение на 5-8-10 лет

И вообще статья про "игровые"! мониторы. С расчетом на то, что человек играет в крутые новые игры, которые сейчас все смотрят в сторону 4К
Ответить
5 лет
А ещё не берите 27 дюймов и 1980x1280 разрешение. Или берите — придётся сидеть в полутора метрах, но хоть близорукость не заработаете)
Иначе квадраты прыгают в лицо
Ответить
5 лет
Скажу как человек, который по скидке взял очень добротный монитор с данными параметрами... согласен. Пиксели не прям "РЕЖУТ", но виды отчётливей в статике на простых и усложнённых мелких объектах. В играх почти не заметно, как и в кино (если не пережато). А вот в браузере, в работе с фото и мелкими деталями — да.

Даже учитывая, что я боооолее чем доволен покупкой (50% скидки, камон), но в его розничную цену были и 27 при 2к (но хуже цветопередаче) и бомбезный 24 дюйма 1080р с отличными цветами, поворотным экраном, регулировкой высоты, бОльшей яркостью и держалкой для наушников =3 Вот правда, 27 дюймов и 1080р сейчас тупо не самая выгодная покупка имея достаточно хороших альтернатив... если лезть за 10к чтобы себя уважать не паршивой цветопередачей и матрицей.

Но если повезёт с ценой как мне, не так страшен чёрт. Сижу в полуметре от экрана, играется отлично. Буквально иконки мне переодически напоминают о легком перегибе диагонали относительно разрешения.
Ответить
5 лет
Спасибо, интересная и полезная статья
Ответить
5 лет
Лол, за всю статью ни слова про G-Sync или FreeSync. А ведь до ввода стандарта HDMI 2.1 с variable framerate это довольно полезные штуки.
Ответить
5 лет
Кароч
Берем кошелек
Считаем деньги
Идем в магаз и берем на какой денег хватит
PROFIT XD
Ответить
5 лет
Описано все предельно ясно и понятным языком. Спасибо за статью, надумаю брать монитор, буду знать что почитать перед выбором)
Ответить
5 лет
ну да скрытая реклама MSI))) без рекламы считай этой новости не было бы)
Ответить
5 лет
По-моему, частота обновления (герц) и фреймрейт (фпс) — разные вещи
Ответить
5 лет
— Полезная статья.
— О Мониторах до 144 герц., ребят берите сразу GTX 1070 для игр, для стримов, или если позволяет GTX 1080
— RTX для Shadow of the Tomb Raider *
Ответить
5 лет
Год назад собирал себе новый компьютер. И монитор тоже покупал. Так вот, найти 144Гц монитор БЕЗ изогнутого экрана с VA матрицей и "средней" ценовой категории было нереально. Их просто не было. Увы, пришлось брать изогнутый, а так бы взял плоский.
Ответить