Статьи Антиутопия по-корейски: обзор фильма «Сквозь снег»

Антиутопия по-корейски: обзор фильма «Сквозь снег»

gotDvamp
Читать в полной версии

Спустя шесть лет после мировой премьеры в российский прокат вышла научно-фантастическая антиутопия «Сквозь снег» от прославленного южнокорейского режиссера Пон Джун-хо (Bong Joon-ho). Нетривиальная история, звездный актерский состав, отличные спецэффекты — вот лишь краткий список причин купить билеты в ближайший кинотеатр. Разбираемся, почему «новинку» кинопроката стоит посетить всем любителям качественного кино.

Земля. Недалекое будущее. Природный катаклизм уничтожил большую часть населения планеты. Однако жизнь не прекратилась. Незадолго до катастрофы бизнесмен, изобретатель и ученый построил гигантский поезд, на борту которого коротают свой век последние выжившие. Простой народ живет в хвосте состава, питается черт-те чем и строит планы революции, в то время как богачи, сумевшие заплатить за билет деньги, живут с комфортом в передней части локомотива и верят в «вечный двигатель». Социальный конфликт, восстание плебса и…

На первый взгляд может показаться, что титулованный автор «Паразитов» снял обычную голливудскую пустышку, ориентированную на поклонников попкорновых боевиков с примесью антиутопии. Мы все это уже видели в очень средних «Голодных играх» и даже кассовый провал девяностых — лента «Водный мир» — строился на схожем базисе. Есть некое пространство, оно заселено выжившими, но ресурсов катастрофически не хватает — получите старый как сам мир конфликт и расписаться не забудьте.

Первые полчаса «Сквозь снег» будто специально прячется за маской этакого дуболомного кино. Режиссер, почти не вдаваясь в детали, описывает быт местных «рабов», показывает социальное дно колонии, язвы, жестокость. Экспозиция очерчена настолько широкими мазками, что у любителей «твердой» научной фантастики почти наверняка возникнет множество вопросов по части правдоподобности вселенной. Вечный двигатель? А как он работает? Что, черт побери, здесь такое творится? Как может двигаться поезд в фактически новый ледниковый период? Почему здесь снег идет, если температура за бортом способна за семь минут превратить человека в ледышку? Эти и многие другие вопросы почти наверняка возникнут у людей, которые привыкли оценивать фантастические сценарии с точки зрения возможности их воплощения в реальной жизни.

Не внушают доверия и актеры. Играют они прекрасно, вот только играют — мебель. Революционер Кертис в исполнении Криса Эванса (Chris Evans) в своей прямоте и бесхитростности может посоперничать с героями боевиков 90-х. Даже Тилда Суинтон (Tilda Swinton) и та вынуждена отыгрывать в ленте Джун-хо роль фанатички, чья вера в создателя вечного двигателя граничит с фанатизмом. Что в итоге остается? Сюжет про то, как группа людей движется к своей цели, несколько великолепно поставленных батальных сцен, отличная картинка. В общем-то, не самый плохой набор для фильма на вечер. Вот только это верхний слой ленты, за которым скрыто много больше.

И тут вот какое дело. Зритель неподготовленный увидит в работе корейца типичный кинокомикс — чуть мрачнее развеселых соплей от Marvel, но при этом типично боевиковый. Однако человек, чей культурный багаж несколько вышел за пределы школьных уроков литературы, получит нереальное удовольствие от метафор, образов и всего того, что режиссер вложил в свой англоязычный дебют.

«Сквозь снег» открыта для интерпретаций. Буквально каждый элемент фильма пропитан метафорами и символами. Дабы не спойлерить, объясним на примере завязки. Сюжетная линия фильма с перемещением из хвоста поезда в его начало — это типичная, как по нотам исполненная мифологема путешествия героя в царство тьмы: режиссер даже обыгрывает финальную ее часть — ту, которая про смерть и перерождение. Сам поезд и конфликт между элитами и люмпенами — это типичный уроборос: змей, пожирающий собственный хвост. Элита и плебс не могут существовать друг без друга, круг замыкается.

В своей картине Джун-хо едва ли не лучше других раскрывает механику революции, показывает, что бывает, если бунт выходит из-под контроля и кукловоду обрезают нити. А еще режиссер на примере веры пассажиров в вечный двигатель немного, но очень точно говорит о социальной инженерии и о естественном отборе в условиях, когда этот отбор не может нормально функционировать. В свою очередь, структура самого поезда — это без пяти минут иллюстрация пирамиды Маслоу. Правда, не без иронии. Так, на эстетическом уровне вместо людей, стремящихся к состоянию софийности, расположились банальные наркоманы. Бывает-с.

И, вот когда смотришь на «Сквозь снег» именно с этой точки зрения, все недостатки картины кажутся абсолютно надуманными. Даже картонность персонажей воспринимается совершенно иначе — они и должны выполнять роль функции, такова авторская задумка. Финальный монолог героя Эванса в этом смысле ничего кардинально нового в сюжет не вносит — он лишь очерчивает грань заданной ранее функции, частично объясняет, почему именно этот человек стал тем, кем стал, раскрывает его привязанность к старому «лидеру».

Прелесть фильма состоит еще в том, что озвученная выше интерпретация не единственно возможная. Кто-то видит в работе Джун-хо проекцию ковчега Ноя, ну а кто-то — просто очень хороший научно-фантастический боевик, поставленный по французскому графическому роману и который интересно смотреть и еще интереснее пересматривать, каждый раз открывая для себя что-то новое. И действительно: даже если отбросить в сторону весь символизм, то лента корейского режиссера все равно останется очень хорошим фильмом: с отличным ритмом, классной актерской игрой и уместными юморесками.

***

В этом смысле смешно, что до нашего проката фильм добрался спустя ШЕСТЬ ЛЕТ после общемирового релиза. Впрочем, так, наверное, даже лучше. После шумного успеха «Паразитов» есть шанс, что эту отличную работу заметят зрители. Ну и вдвойне иронично вот еще что. Так уж вышло, что «Сквозь снег» идет в одно время с российским блокбастером под названием «Союз спасения». Обе картины рассказывают о революции, вот только одна, корейская, — это кино с большой буквы. В то время как отечественный продукт — это, к сожалению, очередной пример дешевой агитки, снятой для нужд отрасли. Так вот, сходите в кино именно на работу Пон Джун-хо. Она объективно лучше. Пропаганды и без «Союза спасения» в нашей жизни хватает.

Комментарии 2
Оставить комментарий
4 года
Мне кажется кто хотел, уже посмотрели
Ответить
фильм на любителя
Ответить