No Man's Sky пять лет! Из грязи в князи: как разработчики обманули геймеров и стали изгоями, а затем починили игру и восстановили репутацию

Ровно пять лет назад вышла No Man's Sky, один из самых противоречивых проектов в истории геймдева. История разработчиков необычайна: они много обещали перед релизом, с треском провалились на старте, а затем годами доделывали игру. Зато сейчас No Man's Sky — символ того, что даже плохой проект можно изменить к лучшему. В этом материале мы вспомним тернистый путь детища Hello Games от позора к успеху.

18 квинтиллионов обещаний

Анонсированная в 2013 году No Man's Sky казалась проектом мечты. Раньше разработчики из Hello Games занимались простенькими гонками, но теперь замахнулись на концепцию, о которой грезили с юных лет. Необъятный космос, квинтиллионы планет, чарующий дух исследования — ещё и путешествовать можно в компании с друзьями. Оказалось, геймеры мечтают о том же.

Особенно сильно аудитории приглянулся алгоритм Шона Мюррея (Sean Murray), который умел создавать безграничное количество разнообразных звёзд и планет. Говорили, что их полное исследование займёт пять триллионов лет. Идея казалась настолько крутой, что в сети завирусился мем, где разработчика изображали как божество, которое одним щелчком создаёт целые миры.

Мало какую другую игру ждали так же сильно: No Man's Sky пророчили титул The Game of the Year, а предзаказы позволили Hello Games купаться в золоте.

А затем после многочисленных переносов настал день релиза.

В первый день играть в No Man's Sky отправились 212 тысяч геймеров. Ещё никогда им не было так больно.

No Man's Sky курильщика

9 августа игроки оказались на загадочной планете. Их встречала простенькая графика, не самые выдающиеся пейзажи и разбитый корабль. Туториал рассказывал, как правильно собирать ресурсы, исследовать мир, сражаться с хищниками и улучшать летательный аппарат. После ремонта герой садился в кабину и отправлялся навстречу приключениям.

Стоило покинуть орбиту, как No Man's Sky ставила задачу добраться до центра вселенной и… умывала руки. Отныне геймер предоставлен самому себе: пусть ищет приключения, развлекается, как хочет, и много (очень много!) гриндит. Даже в недавнем хите Valheim сюжета больше, чем в проекте Hello Games на старте.

Сам по себе гринд не страшен: в Monster Hunter: World тоже нужно гриндить, но 17 миллионов геймеров это не смущает — главное, чтобы в активностях была фишка.

Почему бы не превратиться в космического шахтёра, если добывать ресурсы придётся на множестве уникальных планет, которые впечатляют биомами, флорой и фауной? Увы, сбыться этой надежде было не суждено. Звёзд и планет много, но вот найти среди них интересную непросто.

Локации были построены по ограниченному количеству шаблонов и отличались, в основном, цветом. Стоило провести в игре десять часов, как геймер замечал из какого конструктора собрана местность и её обитатели. Посетил дюжину планет? Считай, что познал всю галактику.

Самое страшное: вероятность встретить хоть что-нибудь необычное стремилась к нулю. Равнины, горы, водоёмы — всё это заставляло зевать от скуки. К тому же почувствовать себя первопроходцем игра позволяла редко: зачастую у космических объектов уже были имена, а во время исследования встречались следы других гуманойдов.

No Man's Sky напоминала «День сурка»: герой летит на планету, высаживается, сканирует всё новенькое, а затем гриндит ресурсы. В конце концов, он прокачивает корабль и летит на новую локацию. Повторить сто раз.

Разнообразить процесс должен был экшен, но с ним тоже напортачили. Если отстреливать злых животных было скучно, то участвовать в космических баталиях — просто невыносимо. От пиратов было не убежать и не спрятаться: если они вас заметили, готовьтесь к самому унылому сражение в истории.

Корабли летают на фоне безжизненных задников и нехотя постреливают друг в друга. Чтобы лишний раз не тратить время, некоторые игроки просто застывали на месте и позволяли себя победить — благо, за неудачу сильно не наказывали.

Хоть как-то скрасить процесс должен был обещанный мультиплеер. На коробке с диском красовалась надпись о возможности бороздить просторы в компании, а новость о том, что для совместной игры не нужна PlayStation Plus, наделала немало шуму.

Геймеры долгое время не могли встретиться в мире No Man's Sky — многие оправдывали это чересчур огромным миром. Однажды пара исследователей нашла одну и ту же планету, встала на одно место и... не увидела друг друга. Оказалось, что мультиплеера в игре нет, а обещания Шона Мюррея были банальным обманом.

Геймеры были разгневаны пустым миром, унылым геймплеем и откровенным враньём. Все их ожидания не оправдались. Неудивительно, что оценки No Man's Sky в Steam катились в тартарары, а разработчики стали изгоями, которые лишились кредита доверия.

Починить No Man's Sky

Казалось бы, война проиграна, и надежды нет. Многие разработчики в такой ситуации махнули бы на проект рукой и приступили бы к созданию чего-то нового. Однако Шон Мюррей думал иначе: он заявил, что намерен сделать игру такой, как обещал. Творцы закатали рукава и приступили к работе.

В ноябре 2016-го вышло обновление Foundation Update, которое привнесло в игру новые режимы, возможность строить базу, фермерство, точки быстрого перемещения и пару графических улучшений.

В марте 2017 года Hello Games выпустила DLC Pathfinder: в нём добавили транспорт для перемещения по планете, возможность проводить время на базах других игроков (первые зачатки мультиплеера), и фотомод. Выглядеть No Man's Sky тоже стала красивее.

В августе 2017-го вышла обнова Atlas Rises, в которой заметно расширили сюжетную кампанию, прокачали космические бои, добавили новые корабли и много чего ещё.

Многих порадовало, что разработчики не забросили проект, но всего этого было мало.

No Man's Sky: NEXT

Как бы не старалась Hello Games, онлайн после DLC не рос. К июлю 2018-го в No Man's Sky играла всего тысяча геймеров. Всё изменилось, когда творцы выпустили масштабное обновление NEXT.

В игре, наконец, появился полноценный мультиплеер. Теперь исследовать космические просторы можно было в компании до четырёх человек. Геймеры могли общаться, вместе добывать ресурсы и отстреливать хищников — в кооперативе всё становилось веселее.

Появилась возможность терраформировать планеты и строить базы в любом приглянувшемся месте. Можно было построить даже несколько аванпостов, и каждый бы сильно отличался: количество деталей интерьера впечатляло.

В NEXT появился режим от третьего лица и кастомизация персонажа

Игра вообще стала на порядок красивее: авторы улучшили гамму, дальность прорисовки, добавили облака, а процедурная генерация даже научилась создавать приятные планеты. Если раньше No Man's Sky казалась технологически устаревшей игрой, то теперь смотреть на неё было приятно.

В итоге зависать в No Man's Sky стало интересно. Если раньше героя обучали основным механикам и бросали, то теперь ему предлагали множество любопытных заданий. Он мог идти по сюжету, выполнять побочные квесты, строить базы, тусить с друзьями или даже строить могущественный флот, который разделается с пиратами или поможет исследовать местность.

Геймеры оценили столь солидные изменения: онлайн вырос с одной тысячи до 98, а оценки в Steam стремительно улучшились. Многие уважительно кивнули в сторону Шона Мюррея и назвали No Man's Sky примером того, как нужно работать над ошибками.

Что было дальше?

Запихнуть все идеи в NEXT разработчикам не удалось. Позже Hello Games выпустила ряд других дополнений, которые ещё сильнее прокачали игру.

The Abyss улучшила подводный мир, добавив крутых монстров, цепочку квестов, субмарины и запоминающиеся области с сокровищами и затонувшими кораблями. В Visions появились новые биомы, флора и фауна. В Beyond онлайн расширили с четырёх до 32 геймеров, позволив разорять планеты толпой, добавили хаб, возможности готовить и кататься на травоядных. Плюс ко всему игра получила поддержку VR.

Последнее значимое дополнение Prisms вышло 2 июня 2021-го. Из контента в нём появились разве что летающие животные, которые помогут герою взмыть в небо, — в остальном акцент был сделан на визуал. Hello Games улучшила текстуры, освещение, внешность животных, погодные эффекты и много чего ещё. Prisms дала понять, что разработчики не планируют забрасывать игру.

Hello Games можно долго ругать за неудачный старт, но, в конце концов, куда важнее, какой игра стала сейчас. Разработчики не сделали ничего волшебного: они просто много работали — и всё получилось.

***

No Man's Sky — феноменальный проект. Есть ли другие игры, которые фанаты так же сильно возносили до небес, бросали о землю, а затем снова расхваливали? Например, Cyberpunk 2077 до сих пор не починили до конца, а всего лишь привели в «удовлетворительное» состояние. А вот Hello Games удалось отремонтировать игру и вернуть уважением геймеров.

А что о No Man's Sky думаете вы? Пишите в комментариях!

Как вам No Man's Sky?

Результаты
0
Комментарии 27