Обзор фильма «Годзилла: Минус один» — неожиданное открытие

Годзиллы в этом году было много. Знаменитый кайдзю засветилась в очередной серии MonsterVerse «Годзилла и Конг: Новая империя» (Godzilla x Kong: The New Empire), где вместе с гигантской гориллой дала люлей таким же большим врагам. Фильм собрал внушительную кассу и уже привычные средние оценки от критиков. Однако было и еще одно появление, гораздо менее громкое, но от этого не менее запоминающееся. «Годзилла: Минус один» (Godzilla Minus One) — японский проект, который никак не связан с творением Legendary Pictures. Он снят за смешные 15 миллионов и рассказывает совершенно новую историю. При этом на прошедшей премии Оскар именно эта картина удостоилась награды за визуальные эффекты — солидный результат для практически фанатского уровня производства. Мы посмотрели фильм и готовы рассказать вам, почему на это точно стоит потратить два часа времени.

Маленькие люди против большого динозавра

Кажется, уже все давно поняли, что в историях про драки огромных роботов, монстров и других невероятных существ сюжет обычных людей, как правило, шит белыми нитками, а чаще и вовсе вторичен. Это лишь заполняет хронометраж, позволяя создателям немного сэкономить на прорисовке титанов и тонне компьютерной графики. Примерно такие же мысли были у нас после начала «Годзилла: Минус один», когда в кадре появился струсивший летчик-камикадзе (на дворе 1945 год). Молодой пилот Коити сажает свой самолет на удаленной базе, соврав техникам о неисправности. Он в ужасе от войны и перспективы умереть ни за что.

Коити проходит большое развитие. Он в первом кадре и в финале — два разных человека

Сидя на берегу Коити обращает внимание на всплывшую глубоководную рыбу, которой точно не должно быть на поверхности. Незначительная деталь оказывается очень важной, потому что уже через несколько часов на базу нападает она — Годзилла, которая и прогнала мелкую рыбешку из привычной среды обитания. И здесь у зрителя происходит первый разрыв шаблона. Динозавр сильно отличается от знакомого образа. Он лишь чуть больше двухэтажного дома, с длинными руками-лапами и карикатурно большими шипами на спине.

Старший инженер просит Коити расстрелять монстра из пулемета самолета, но парень снова трусит, из-за чего всех на базе, кроме него самого и чудом спасшегося инженера, убивают. Уже на этом этапе приходит понимание, что сюжетная арка людей в фильме гораздо важнее, чем казалось. Неожиданно, «Годзилла: Минус один» — это, в первую очередь, про человеческую драму, а уже потом про динозавра из глубин.

Старший инженер тоже важный персонаж истории, но понимаешь это не сразу

Съедаемый чувством вины, Коити возвращается домой, где пытается скрыть свой позор от знакомых и соседей. Каждую ночь ему снятся кошмары о людях, которых он мог спасти, поэтому война завершается для всего мира, но не для пилота. Спокойная жизнь не складывается, пока Коити внезапно не сталкивается с воровкой, спасшей ребенка-сироту. Приютив у себя парочку, герой вдруг осознает, что ему есть ради чего двигаться дальше.

Здесь стоит сделать небольшую ремарку. Последствия войны и посттравматический синдром продемонстрированы в фильме максимально реалистично и без лишней романтизации. Коити вовсе не герой, не спаситель и не самый приятный человек. Ему сложно сопереживать в привычном смысле, зато его можно понять. Он просто смог выжить, но так и не сумел вернуться с фронта. Подобное случалось со многими. Семьи больше нет, дома и работы тоже. В начале знакомства с воровкой Коити бесцельно сидит или бродит по развалинам родного города.

Когда же цель вновь появляется — все медленно начинает улучшаться. Город восстанавливают, герои превращаются в своеобразную семью, а новая работа по уничтожению глубоководных мин с катера приносит неплохие деньги. Кажется, что Коити начал все с чистого листа, но до его искупления еще очень далеко.

Естественно, Годзилла дает о себе знать. За прошедшие два года ящер вырос, приобретя узнаваемые размеры и внешний вид. Его появление отслеживают по глубоководной рыбе на поверхности, а обычное оружие больше не способно нанести хоть какой-то вред. На этом этапе «Годзилла: Минус один» начинает сильно отличаться от той концепции, которую развивают Legendary Pictures в своей серии. Мы ничего не знаем о появлении титана, полую Землю и прочие нюансы. Ящер не защитник населения, а просто животное, которое внезапно решило расширить территорию. Ни сочувствия, ни разума в японской Годзилле нет — лишь инстинкты высшего хищника.

Бывшая воровка, а потом образцовая жена

Приходит понимание, что для создателей всесильный монстр это скорее не персонаж, а символ. Той самой войны, которая для многих еще не прошла. Когда кайдзю нападает на город, он буквально за секунды разносит на кирпичи все, что успели восстановить после бомбежек. На месте и ядерный взрыв от смертоносного дыхания, который прямым текстом отсылает к творению Оппенгеймера. Люди снова бегут, на улицах хаос. Годзилла в картине — сосредоточение слепой ярости, против которой маленькие человечки просто не в состоянии хоть что-то противопоставить.

Теорию подкрепляет и то, что отставные военные быстро создают комитет по борьбе с динозавром, куда волею судьбы попадает и Коити. Все его члены — выжившие бойцы, которые вдруг неожиданно поняли, что могут вновь воевать, однако, когда дело доходит до реального столкновения с динозавром, многие отказываются, мотивируя это тем, что и так еле спаслись, сражаясь за страну два года назад. Метафора настолько фактурная, что сомнений в идеях создателей практически не остается.

Концовка и финальная битва людей с непобедимой угрозой, где трудности преодолевают лишь сплотившись, — полностью завершает идею, которую вложили в ленту. На месте и жирнющий намек о бессмысленности камикадзе как таковых. Неожиданно, сюжет в фильме про огромного монстра на голову выше и сложнее всего, что сделал Голливуд за целых пять проектов современного MonsterVerse. Браво.

Какая Годзилла интереснее?

Результаты

Визуальное пиршество

Но что же там с Оскаром за эффекты? Награду присудили за конкретный эпизод разрушения города, где Годзилла показывает свой максимальный боевой потенциал. И да, происходящее впечатляет. Стоит держать в голове мысль, что все это стоило 15 миллионов. Для сравнения бюджет «Годзилла и Конг: Новая империя» — 135 миллионов.

Очень много сил потрачено на «естественные» эффекты. Полеты на самолете, морские сражения — всё выглядит натурально и естественно. Сама Годзилла также «как живая». Никакой мультяшности или вырвиглазного хромакея. Конечно, экономия бюджета присутствует. В фильме много разговоров, где практически ничего не происходит, но благодаря крепкому сюжету за ними интересно следить. Все беседы и моменты повседневности немного больше раскрывают героев, их внутренний мир и разные взгляды на внезапно продолжающуюся войну.

По итогу во время титров приходит четкое понимание, что «Годзилла: Минус один» — это не просто фильм про монстра, это высказывание на сложную тему, где герои пытаются найти силы жить вопреки всему. Неожиданно для картины, где в названии есть Годзилла.

Нюансы

Минусы тоже есть. Японский стиль игры отличается от привычного для нас европейского. Кое-где появляются мысли, что персонажи реагируют слишком сдержанно, а в других местах напротив — почти карикатурно.

Важный момент, но смотреть его без смеха трудно

Много героев-функций, которые нужны лишь для продвижения сюжета, а общий хронометраж мог бы быть и короче. Фильм долго разгоняется, поэтому в начале велик риск заскучать, однако повторимся еще раз — это не стандартный попкорновый блокбастер. Если вам нужен аттракцион — про ящера есть другая картина. Здесь же на первом плане именно люди.

***

«Годзилла: Минус один» привлек наше внимание, в первую очередь, Оскаром, но оставил под большим впечатлением совсем по иным причинам. Это хорошая картина, чтобы напомнить про ужасы войны и бессмысленные жертвы за мнимые идеи, манифест и тонкая метафора в обертке битвы с монстром. Новинку стоит посмотреть по множеству причин, и мы с нетерпением ждем продолжения, которое, судя по всему, не за горами.

Уже посмотрели «Годзилла: Минус один»?

Результаты
+5
Комментарии 17