Первые впечатления от Manor Lords. Что будет, если смешать идеи Banished и Mount & Blade 2: Bannerlord в одной игре

Manor Lords — это средневековая градостроительная стратегия от разработчика-одиночки, которая весьма неожиданно стала самой желанной игрой в Steam в 2024 году, обогнав более крупные и известные проекты. В конце апреля она вышла в раннем доступе и всего за сутки продалась миллионным тиражом. Мы не смогли пройти мимо Manor Lords и самостоятельно оценили весь имеющийся на текущий момент контент. Это ни в коем случае не итоговое мнение. Вернемся к игре, когда Slavic Magic официально закончит разработку. И сдается нам, случится это нескоро.

Деревенские механики

Чем больше мы играли в Manor Lords, тем больше осознавали, что перед нами доказательство рабочей концепции, чем сколько-нибудь играбельной беты. Дело в том, что разработчик-одиночка Грег Стычень (Greg Styczeń) замахнулся на некстген-реализацию идей Banished и Farthest Frontier, а вдобавок захотел поместить в амбициозный градостроительный симулятор полноценную тактическую стратегию в духе Stronghold и Mount & Blade 2: Bannerlord. Потенциал у такой шикарной идеи определенно есть, но в текущем состоянии игру можно назвать лишь «черновым наброском». На воплощение всех фич Грегу явно понадобится несколько лет и десяток наемных сотрудников.

Несмотря на статус «чернового наброска», в Manor Lords есть чем заняться. Вы можете свободно собрать уникальную и неповторимую деревню и заставить местных жителей пахать на фермах день и ночь. Главное — не споткнуться в самом начале и не растратить стартовый капитал на бесполезное улучшение или украшение рыночной площади. Внятного обучения в игре нет, а от количества мелких механик и кнопок очень быстро начинает пухнуть голова. При этом Manor Lords не сюсюкается с новичками, сурово наказывая за малейшие ошибки.

Экран создания лорда. Вы можете выбрать свой собственный герб

Успешное начало в планировании поселения зависит от места, куда вас забросит «Великий рандом». От количества подземных вод и плодородности земельных участков для выращивания сельскохозяйственных культур зависит начальная сложность в развитии поселения. В остальном же основы строительства не отличаются от других экономических стратегий. Ставим домики местных жителей, рядом амбар, чтобы укрыть провизию от непогоды, а возле лесных угодий — лагерь дровосеков.

Разобравшись с базовыми функциями постройки домов и расположением посевных угодий, откроется простор для более глубокой и сложной стези — местной экономики. Дело в том, что вы по сценарию лорд, и вашими первостепенными задачами являются накопление ресурсов и рост населения. А вы что думали — отгрохаете за два часа поселок и пойдете захватывать чужие земли? Ведение грамотного бизнеса по средневековым правилам — основа раннего доступа Manor Lords. С появлением первой фактории откроется доступ к торговле с другими регионами.

А вот с пополнением местных жителей все довольно просто. Строим мануфактуру, обеспечиваем горожан всем необходимым, и новые семьи не заставят себя долго ждать. Основная трудность заключается в обеспечении жителей провиантом и топливом. Еду необходимо заготавливать впрок, так как зимой урожай не собрать. Благо у вас будут охотники, которые обеспечат горожан мясом и шкурами. Есть еще собиратели ягод, которые раскроют свой потенциал после строительства травяного сада.

А вот дрова в Manor Lords всегда нарасхват. Они служат топливом для печей, ресурсом для строительства и ключевым элементом ремесла. Главное — не переусердствовать с активной вырубкой лесов, иначе можно остаться не только без жизненно важного актива, но и без диких животных, которым банально негде будет размножаться. От игрока требуется следить за всеми имеющимися ресурсами, чтобы не помешать развитию поселения в самый неподходящий момент.

Разобравшись с базовыми потребностями, лорд должен обеспечить горожан удобствами, такими как одежда, доступ к спиртному или колодцу. Повышая уровень благополучия жителей, игрок сможет улучшать дома семей и получать ремесленные пристройки. Горожане займутся полезным делом, не выходя из дома: смогут выращивать овощи, разводить животных, а также обеспечивать себя и соседей всем необходимым. Постепенно жители начнут оживлять районы. Появятся таверны и кузни, а ваша казна со временем начнет тяжелеть.

Улучшая поселение, вам будут выдаваться очки опыта, за которые можно открывать полезные перки на «колесе развития». Так вы получите доступ к удобрениям, тяжелому плугу для разблокировки волов, пасеке и пчеловодству, а также к доспехам и ресурсам, которые можно пополнять без уплаты налогов. Большинство перков, к слову, недоступны из-за раннего доступа, но даже имеющихся хватает для первого знакомства с системой прокачки.

«Колесо развития» вашего поселения

Как только вы освоите основные принципы местного градостроительства, Manor Lords начнет загонять вас в петлю, из которой невозможно выбраться. Вам нужны новые жители, а чтобы их получить, необходимо удовлетворять потребности ныне живущих горожан. С ростом уровня поселения хотелки народа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. На благоустройство каждой семьи уходит очень много свободного времени, а возня с восстановлением природных ресурсов для их дальнейшей переработки начинает утомлять уже на третьем подходе.

Большая часть контента находится в разработке

Еще в Manor Lords есть система строительства поместья — сырая в текущем состоянии. Вы можете строить стены и башни, но все, что находится внутри них, автоматически становится двором вашей усадьбы. Проще говоря: теряете возможность строить что-то еще на территории поместья. Таким образом, вы не сможете оградить свой поселок неприступной стеной. На самом деле мы бы порекомендовали вообще не трогать режим строительства, чтобы не сломать основной функционал. Уж слишком он забагованный.

Скриншот карты мира

Игровая карта в раннем доступе только одна. Она большая и поделена на несколько регионов. Рандомно выдается один, а остальные можно приобрести за очки влияния. Последние зарабатываются за повышение уровня поселения, принятие законов, улучшение церквей и поместья, а также в битвах с бандитами. Да, мы не затронули еще один важный геймплейный аспект Manor Lords, который отличает ее от других градостроительных стратегий. И о нем поговорим отдельно.

А вам нравятся градостроительные симуляторы?

Результаты

Боевые элементы

Manor Lords пытается быть не только градостроительным симулятором, но и полноценной боевой стратегией. Конечно, ее реализация сильно хромает из-за недоделанности почти каждой механики, но сражения в игре наличествуют.

Первые стычки с бандитами могут случиться на раннем этапе знакомства с игрой. Мы ведь помним о безжалостном отношении Manor Lords к пользователю!? Не успев даже толком разобраться с основными принципами деревенской экономики, на ваше поселение могут отправить отряд варваров, которые безжалостно сожгут все нажитое непосильным трудом. Конечно же, ресурсов на создание полноценного отряда ополчения не выдадут, поэтому вы будете вынуждены страдать от парочки «заскочивших на огонек» бандитов.

Вот так развлекаются местные бандиты. Мы советуем как можно скорее разжиться небольшим отрядом ополченцев

Однако, когда удастся разжиться своей первой армией, вам откроется упрощенная версия Total War с отрядами по 20-40 человек. Разнообразием юнитов Manor Lords не блещет. В версии из раннего доступа замечены копейщики, лучники, мечники и ополчение с древковым оружием. Каждого солдата вы обязаны оснастить индивидуальным оружием, щитом и доспехами. Дозволено создать их самостоятельно в ремесленных лавках или закупиться на фактории. А построив усадьбу, сможете нанимать элитные отряды с лучшим снаряжением.

Основная боевая система очень простая. На панели управления есть несколько базовых команд, при помощи которых и приходится управлять отрядами: от банального «идти в атаку» до «бегите, пока живы». Тошнотворного микроменеджмента из режима строительства в битвах нет. Нет и особо сложных ситуаций, где потребуются стратегические маневры и длительное планирование. Вражеских лордов в игру еще не добавили, а те армии, что они якобы посылают на ваше поселение, смехотворны. Случайные же бандиты перестанут быть угрозой, когда под окнами стоят два полка с самыми заостренными топорами.

Спустя несколько часов после освоения азов строительства и парочки сражений, игра перестанет казаться сложной. У нее просто закончится весь имеющийся контент. А в планах, судя по количеству всплывающих окон и недоделанных менюшек, у Грега еще очень много механик.

Очевидно, что вышеописанный геймплей Manor Lords — это лишь скелет, на который постепенно будут накручивать контент. Мы довольно много времени провели в игре не потому, что в ней уйма занятий, а из-за того, что у проекта нет внятного обучения. Начав прохождение заново с уже имеющимися знаниями, через несколько часов закончили градостроительные приготовления и приступили к завоеванию всей карты.

Одна из самых красивых стратегий

Все, что касается звукового дизайна и визуального воплощения, на твердую пятерку! Manor Lords разработана на Unreal Engine 4 и задействует всю графическую мощь движка. В игре очень красивая природа. Погодные эффекты поражают детализацией. После ливней остаются лужи и образуется грязь. Зимой все покрывается сверкающим инеем. Легкая дымка создает эффект ожившей картины, которая не скатывается в унылый реализм.

Каждая графическая составляющая проработана и детализирована до мельчайших деталей. Вы можете перейти в особый режим, позволяющий бегать персонажем по собственному городу. Игра пока не учитывает выбранный заранее аватар, да и коллизии объектам еще не добавили, но это не мешает наслаждаться собственным творением от лица рядового жителя. Поражают анимации, которые разработчик вручную воссоздал для каждого действия: «Смуте» такая детализация и дотошность в проработке окружения не снилась. И это, на минуточку, создано автором-одиночкой.

Режим изучения от третьего лица

Звуковое оформление ничуть не хуже. Каждый элемент интерфейса приятно звучит и откликается при нажатии. Музыка неплохая и не напрягает однообразием. Поселок ощущается живым: разработчик не пользовался стандартными библиотеками озвучки толпы, а проделал работу сам.

Багов в Manor Lords много. Но они не портят общее впечатление, так как перед нами очень ранняя версия. Конечно, случаются неприятные вещи вроде глюка с улучшением «лагерем поселенцев» до «лагеря работников», где семьи трудяг становятся бездомными, нерабочей системы постройки поместья, глючного ИИ противников и местами проблемной системы сохранений. Но, как уже сказали, разработка продолжается, поэтому пока рано ругать игру за технические огрехи.

Будете играть в Manor Lords?

Результаты

***

Manor Lords — это отличная «концепция» амбициозного градостроительного симулятора, которая может поразвлечь строительством уютного поселка. К сожалению, то, что вышло сейчас, сложно назвать стандартной игрой из раннего доступа. Даже Baldur's Gate 3, лишенная 70% сюжетного контента, в 2020 году давала комплексное представление о грядущем финальном продукте. А вот Manor Lords определенно далека от этого.

Мы определенно будем следить за развитием игры. В версии из раннего доступа чувствуется потенциал, смеем предположить, что человек, который годами вел в одиночку разработку такого монструозного проекта, не станет забрасывать его.

+4
Комментарии 14