Обзор The Elder Scrolls Online — по-настоящему свободная MMORPG

Долгое время проект от ZeniMax Online Studios пребывал в тени более успешных представителей жанра MMORPG. Причин для этого предостаточно. Но сейчас, спустя три года, многое изменилось, причем в лучшую сторону. Настолько, что The Elder Scrolls Online вполне можно считать одной из лучших онлайн-игр.

Краткая история проекта

Еще на этапе анонса The Elder Scrolls Online вызывала целый калейдоскоп эмоций. С одной стороны, это MMO в великолепной вселенной «Древних свитков», разве не об этом долгие годы мечтали фанаты?

С другой стороны, разработкой занимался коллектив ZeniMax Online Studios, а не Bethesda. Компания ZeniMax издает игры, а не делает их, и внутренняя студия вызывала сомнения. Кто мог знать, смогут ли эти люди правильно распорядиться вселенной, у которой целая армия фанатичных поклонников?

К тому же до самого релиза не было понятно, как фирменный свободный подход к геймплею будет реализован в онлайн-игре. Похоже, даже сами разработчики не знали, и потому импровизировали.

Да, именно импровизировали, из-за чего релизная версия игры, ставшая доступной в апреле 2014 года изобиловала багами, проблемами баланса и прочими неудобствами. Чтобы исправить положение, потребовалось множество патчей.

По ходу доработки The Elder Scrolls Online даже сменила финансовую модель: месячная подписка канула в лету, осталась только одноразовая покупка.

Но все это стоило того, ведь сейчас, спустя три года, игра наконец-то стала такой, какой была описана в Древних свитках — интересной, многогранной и по-настоящему свободной!

Сюжет The Elder Scrolls Online

Чтобы ненароком не исказит события, изложенные в последних частях одиночной серии, девелоперы ZeniMax Online Studios для своей игры ретроспективный сеттинг — за 1000 лет до событий The Elder Scrolls 5: Skyrim.

На дворе Вторая Эра, смутное время для Империи и других многочисленных народов Тамриэля. Единая власть Императора еще не установилась, идет кровопролитная война между четырьмя фракциями — Эбонхартским пактом, Альдмерским доминионом, Ковенантом Даггерфолла и, собственно, Империей в границах провинции Сиродил.

Параллельно с этим развивается еще одна сюжетная линия, гораздо более мистическая: даэдрический принц Молаг Бал собирается захватить весь Тамриэль и сделать его частью своего царства в измерении Обливион.

Разумеется, все это отсылает ко второй части серии игр от Bethesda Softworks — Daggerfall. Есть даже некроманты под командованием Маннимарко, который еще не знает, что скоро станет чуть ли не богом, но уже страстно этого желает.

И вот на фоне всего этого безобразия начинается история одного из множества жителей Тамриэля — простого пленника. Все по канону: в начале игры персонаж действительно находится в плену, и только благодаря причуде судьбы обретает свободу.

Основы игрового процесса

The Elder Scrolls Online — это массовая многопользовательская ролевая онлайн-игра (MMORPG), и в целом геймплей построен вокруг базовых принципов этого популярного жанра.

Вся игра держится на нескольких базовых механиках: квестах, зачистке подземелий в кооперативе, боях с игроками из других фракций в двух форматах и, конечно же, крафте во всех его проявлениях. О них можно узнать больше далее по тексту.

В TESO присутствуют многие провинции Тамриэля, но не абсолютно все. Например, побродить по болотам Чернотопья не получится, да и большая часть Саммерсета недоступна. Зато можно прогуляться по улицам Морнхолда и вновь посетить Скайрим.

Но сначала всегда следует создание персонажа. На выбор имеется только три стороны, Империя является общим врагом для них, и потому недоступна. В каждой фракции по три расы со своими особенностями. Объединение строго по сюжетным канонам, и этого здорово.

Но играть за имперцев все же можно, купив коллекционную версию игры. Особых преимуществ, кроме того, что имперцы могут служить в любой из трех фракций, нет.

К слову, расовые бонусы местами довольно забавные и по-хорошему ролевые. Например, норды обожают напитки, и потому они дольше представляют им свои бонусы, так что уроженцы холодных лесов Скайрима практически всегда ходят «подшофе».

Затем идет выбор класса, коих на текущий момент 5: Dragonknight (воин), Sorcerer (маг), Nightblade (разбойник), Templar (паладин) и Warden (хранитель). Последний, правда, доступен только тем, кто приобрел дополнение Morrowind.

Класс определяет 3 линейки навыков, которые будут доступны с самого начала, и, соответственно, роли персонажей в PvE и PvP. Разумеется, можно настроить внешность своего персонажа, но это само собой разумеющееся в MMORPG.

Квесты и одиночный опыт

Первый созданный персонаж обязательно проходит линейку обучающих заданий, в ходе которой игрок может узнать об основных игровых элементах. Уже здесь игра начинает сильно отличаться от конкурентов своим упором на сюжетную составляющую и одиночный опыт, который местами как две капли воды похож на Skyrim!

Это, пожалуй, главная «фишка» The Elder Scrolls Online — эта игра создана так, чтобы в нее вполне комфортно можно было играть в одиночку, как в очередную игру серии TES!

Во-первых, здесь не найти ни одного квеста в стиле «убей 10 волков». Абсолютно все задания рассказывают свою историю. Это может быть что-то простое — поиски пропавших, исследование древних руин, борьба с различными группировками, коих очень много в Тамриэле. А иногда игра предлагает длинные квестовые линейки, прохождение которых займет по несколько часов.

Разумеется, есть и что-то вроде сюжетной кампании — длинной цепочки заданий, рассказывающих о том, как персонаж игрока внес свою лепту в борьбу с Молаг Балом. Она и вовсе выполнена на уровне одиночных игр серии.

Во-вторых, все диалоги озвучены, что тоже является редкостью для MMORPG. А иногда можно даже самому выбрать, как поступить в той или иной ситуации. Отнять предмет силой или украсть его? Пощадить врага или совершить над ним желанную месть? Выбор не только влияет на развитие истории, но также и на награды по завершению.

В-третьих, в The Elder Scrolls Online есть механика скрытности, взлом замком, возможность пошарить практически в каждом ящике и даже режим игры от первого лица (удобен далеко не всегда), как в одиночных TES.

Короче говоря, чтобы угодить ценителям оригинальных игр, разработчики очень сильно постарались. Благодаря этому проект вполне пригоден для соло-игры. Более того, он может затянуть в себя с головой даже тех, кому жанр MMORPG не интересен вовсе.

Бои и ролевая система

В The Elder Scrolls Online действует боевая система типа Non-Target, то есть противника не нужно фиксировать в качестве цели, чтобы попасть по нему. Чтобы нанести урон, нужно ударить так, чтобы он оказался в радиусе действия оружия.

Это значит, что бить нужно в цель, а не просто жать одну кнопку. При стрельбе из лука нужно целиться самостоятельно, иначе стрела пролетит мимо и не нанесет урона.

В связи с этим важную роль имеет позиционирование в бою. Ведь если противник далеко, ударить его не получится. Чтобы не терять ценное время, необходимо своевременно менять позицию.

Многие заклинания и другие способности персонажей действуют по определенной области и имеют определенную задержку перед использованием. При этом противники увидят зону поражения сразу, так что могут ее покинуть, если окажутся расторопными.

Чтобы быстро увернуться от атаки, можно воспользоваться перекатом. Вот только прибегать к этому приему следует только по необходимости, иначе можно потратить всю выносливость. А без нее в TESO туго, потому что она используется многими способностями.

Зато для магов перекат это настоящее спасение, ведь их заклинания тратят ману, а не запас сил.

Повышая уровень, можно поднять один из трех основных параметров — здоровье, выносливость и ману. Но куда важнее правильно вложить очко навыков, так как именно они, навыки, являются главным компонентом ролевой системы.

И тут The Elder Scrolls Online снова преподносит сюрприз, давая полную свободу в развитии персонажа. Игра ни в чем не ограничивает игрока. Есть желание сделать мага с двуручным оружием? Легко! Вор, специализирующийся на убеждении NPC во время прохождения заданий и воровстве под носом у стражников? Запросто! Чистый крафтер без боевых умений? Так тоже можно!

В этом плане проект от ZeniMax Online Studios просто поражает: в эту игру действительно можно играть так, как хочется. Ничего подобного в MMORPG никогда не было. Ради этой свободы и стоит играть в The Elder Scrolls Online.

Крафт в The Elder Scrolls Online

Ну разве может обойтись MMORPG без создания предметов и последующего их сбыта? Разумеется, нет. В игре есть 6 категорий крафта: кузнечное дело, работа по дереву, шитье, кулинария, зачарование и алхимия.

Каждое из этих направлений имеет свой набор ресурсов. И если в отношении кузнечества, плотничества, шитья и кулинарии все более менее стандартно (собираем ресурсы и тратим их на создание предметов), то у зачарования и алхимии есть свои особенности.

Зачарование позволяет создавать магические печати, улучшающие свойства предметов. Это может быть бонус к какой-нибудь характеристике, повышение эффективности способностей или любой другой позитивный эффект. Но чтобы провести зачарование, нужно составить рунную фразу, использовав три руны.

Словарь рун поначалу пуст, поэтому зачарования приходится проводить наугад, постепенно открывая новые свойства. Да и сами руны получить не так уж и просто: обыскивать редкие храмы по всему игровому миру, покупать у торговцев или выбивать с особых противников.

Алхимия устроена похожим образом: у каждого ингредиента есть разные свойства. Комбинация предметов с общим свойством создает зелье, мощность которого определяется основой — специальной жидкостью, которую придется покупать или выбивать.

Гильдии и серьезный бизнес

В The Elder Scrolls Online нашлось место и гильдиям. Это вольные объединения игроков для самых разных целей. Одни гильдии занимаются прохождением сложных подземелий, другие днюют и ночуют в PvP, а третьи, внезапно, занимаются ролеплеем. Разумеется, можно заниматься всем сразу, но и большая часть гильдий не имеет специализации, представляя собой просто уютный чат.

Тут разработчики тоже решили придумать что-то эдакое и реализовали гильдейские торговые площадки. Работают они следующим образом: возле крупных городов есть гильдейские рынки. Тамошние NPC продают товары, выставленные участниками разных гильдий.

Если нужно продать или клиентов что-то очень дорогое, можно воспользоваться глобальным чатом. Переслать предметы с наложенным платежом позволяет почта, которая работает точно также, как в World of Warcraft и многих других MMORPG.

Подземелья (PvE-составляющая)

Для любителей более традиционного подхода в онлайн-играх имеются полноценные PvE и PvP.

Сначала о подземельях. В игре их много, и уже после 20 уровня они становятся довольно сложными. Настолько, что для прохождения придется поумерить пыл со свободной «прокачкой» и все-таки задуматься о более-менее оптимальном развитии в рамках одной из ролей — танка, лекаря и шинковочного комбайна.

Награда за прохождение подземелья — целая куча редких предметов. Правда, довольно часто они не подходят персонажу из-за его узкой специализации, но никто не мешает сложить их в банк и потом забрать, зайдя за другого персонажа.

Увы, но насладиться всеми подземельями, имея только базовое издание Tamriel Unlimited, не получится. Самые последние «данжи» придется приобрести отдельно за специальную премиум-валюту или пройти, оплатив месячную подписку ESO Plus.

Лучше всего брать подписку, так как за месяц вполне реально исходить все подземелья вдоль и поперек сразу несколькими персонажами. Главное, чтобы свободного времени было предостаточно.

Война за Сиродил (PvP-составляющая)

Главной темой игры является борьба за центральную провинцию Тамриэля — Сиродил. В ее центре находится огромный имперский город, окруженный прочными стенами.

Три фракции ведут постоянную борьбу друг с другом за обладание городом, но, подобно рыбе, раку и щуке, постоянно вынуждены бороться друг с другом, из-за чего имперцы в течение долгих лет отсиживаются за стенами и лениво отбиваются от атак.

Отправившись на покорение Башни Белого Золота, игрок попадает на настоящее поле боя: на большой локации сражаются игроки трех фракций, захватывая друг у друга ключевые места. В зависимости от успехов выдаются награды в виде особой валюты, за которую можно купить уникальные предметы.

Но война идет вовсе не ради каких-то безделушек, ведь есть куда более почетный приз — звание Императора. Да-да, в The Elder Scrolls Online можно стать Императором, пусть даже никаких особых преимуществ это не дает. Это просто звание, которым может обладать только один игрок на сервере.

Чтобы получить титул Императора, нужно быть самым лучшим игроком в своей гильдия должна быть на вершине PvP-рейтинга. Достичь его можно только эффективными боями и постоянным онлайном.

Графика и звук

На момент релиза The Elder Scrolls Online выглядела очень здорово. Графика практически не уступала современным AAA-играм и выгодно отличалась от довольно простоватых MMO на рынке.

Сейчас, спустя три года, игра все еще смотрится опрятно, но уже явно не поражает воображение. Уже есть более красивые MMORPG. Впрочем, обладатели не самых мощных компьютеров будут довольны: системные требования у игры остались на уровне всего того же Skyrim.

Одним из немногочисленных минусов игры можно назвать пользовательский интерфейс. Он действительно не самый удобный. Очень много меню, подменю, различных экранов. А еще он жутко мелкий и какой-то неинтуитивный.

Разработчики и сами это понимают, и сейчас занимаются созданием нового GUI, заточенного под геймпады. Он доступен в качестве бета-версии, и пока не очень приспособлен для «клавомыши», но при игре с геймпадом вполне удобен.

Музыка в игре отменная и представляет собой увесистый сборник атмосферный композиций в духе серии. Каждая игровая зона, коих в TESO очень много, имеет уникальное музыкальное сопровождение. Нередко встречаются альтернативные аранжировки композиций из одиночных игр серии The Elder Scrolls. Местами ностальгия просто зашкаливает!

Локализация Шредингера

Когда игра только вышла, многие считали, что главным препятствием на пути многих игроков станет высокая цена. Да, она на релизе могла заставить плакать горючими слезами.

Но куда страшнее оказалось отсутствие русской локализации. Увы, официально ее нет до сих пор, и подвижек в этом направлении никаких.

К счастью, игра поддерживает пользовательские модификации, и уже давно есть очень качественный перевод на русский язык. Его легко найти в любом поисковике, а установка проходит быстро и без сложностей. Иногда встречаются фрагменты на английском, но в порядке исключения.

Кстати, модами можно подправить и интерфейс, если ну совсем невмоготу.

По-настоящему свободная MMORPG

The Elder Scrolls Online сложно назвать типичной онлайн-игрой. Слишком много в ней от TES, слишком многое сделано так, чтобы угодить огромной армии фанатов.

Но, быть может, это и к лучшему, ведь миру меньше всего сейчас нужна очередная безликая MMORPG, которая будет как две капли воды похожа на World of Warcraft и Lineage 2. В этом смысле ZeniMax Online Studios однозначно преуспели: их игра во многом самобытна благодаря очень широкой свободе выбора.

Для написания обзора использовался цифровой ключ, любезно предоставленный компанией «СофтКлаб».

P.S.: И это только начало, ведь для TESO вышло несколько крупных дополнений. Одно из них, Morrowind, стало доступно совсем недавно. Ждите обзор!

+2
Сюжет
8.0
Управление
7.0
Звук и музыка
9.0
Мультиплеер
9.0
Геймплей
8.0
Графика
7.0
8.0 / 10
The Elder Scrolls Online - это самобытная MMORPG в легендарной игровой вселенной. При этом в ней есть и все ключевые механики MMORPG: крафт, гильдии, PvE, PvP и огромный мир для исследования. Здесь всегда есть чем заняться.
Плюсы
— Свобода выбора;
— Огромный мир игр серии TES;
— Очень качественные квесты;
— Хорошая музыка;
— Большое количество контента.
Минусы
— Отсутствие русской локализации;
— Не самый лучший интерфейс.
Комментарии 2