Обзор и сравнение шлемов виртуальной реальности. Битва титанов — HTC Vive vs. Oculus Rift vs. PlayStation VR

Представляем вашему вниманию обзор и сравнение всех шлемов виртуальной реальности. Уже сейчас с полной уверенностью можно говорить, что виртуальная реальность — это тренд на долгие годы вперёд. Мы переживём с вами не одно поколение шлемов, производители которых будут стараться всё умелее вплести их в нашу жизнь. В данной статье мы рассмотрим плюсы и минусы Oculus Rift, HTC Vive, PlayStation VR, а также изучим менее известные конкурирующие предложения: OSVR, StarVR, Samsung Gear VR, Google Cardboard, Carl Zeiss Cinemizer, Zeiss VR One, Vrvana Totem, GameFace VR, Altergaze, Durovis Dive, IonVR, Fibrum, VR Shinecon, Avegant Glyph, Visus VR, FOVE VR, Archos VR Glasses, Sulon Cortex. Вы узнаете, что готовят Nvidia и Apple. Вашему вниманию обзор и сравнение шлемов виртуальной реальности! Какой шлем выбрать? Решать вам! Ну а мы расскажем все, что вам нужно знать о VR!

Что вы найдёте в статье: технические характеристики (производителя, дату выхода, системные требования, цену, поддерживаемые игры), немного лирики по поводу самых важных устройств, а также их плюсы и минусы шлемов виртуальной реальности; узнаете, какой шлем купить.

Чего не стоит искать в статье: подробностей Microsoft Hololens. Это очки иной степи — дополненной реальности, которая в теории предлагает гораздо большие возможности с использованием голограмм. Прямо сейчас Microsoft Hololens находится на той стадии разработки, на какой находился Oculus Rift несколько лет назад, ещё рано говорить о перспективах устройства, на которое захочет потратиться не каждый разработчик (3 000 $). По тем же причинам не ищите здесь Google Glass, castAR, Sony SmartEyeglass, Epson Moverio BT-200, Vuzix M100 Smart Glasses, Meta 1, Recon Jet, Optivent Ora-1, GlassUp, Laster SeeThru, Icis, Atheer One, K-Glass, [подставьте сюда название любых AR-очков].

Также я не буду подробно рассматривать каждую игру из стартовой линейки шлемов. Во-первых, статья не ставит перед собой таких целей. Во-вторых, это довольно-таки простые проекты, вся суть которых выражается в демонстрации основных возможностей VR-устройств. В-третьих, данные игры станут для вас сюрпризом при покупке шлема.

Вы должны знать, что виртуальная реальность — явление не новое. Первой попыткой обуздать её стал Virtual Boy от Nintendo. Компания производила его с 1995 по 1996 год, но устройство провалилось в продажах. Чтобы спасти ситуацию, цену снизили до 10 $ — только так удалось реализовать 770 000 копий. Nintendo молча прекратила поддержку шлема, никаких объявлений об остановке производства сделано не было. Причина провала шлема-консоли заключалась в недостаточно мощном для революционной идеи железе, из-за чего у людей при использовании устройства возникала тошнота.

Это я вас так немного попугал в начале статьи. С тех пор прошло больше 20 лет, компьютерные технологии прыгнули на две-три головы ввысь. Многие устройства — от Valve, Oculus VR, Sony — находятся в разработке уже не первый год, Oculus Rift так и вовсе делают с 2012. Его производители провели несколько итераций, изучая реакцию аудитории на каждую из них. В прекрасное время живём.

Обзор шлемов виртуальной реальности

Oculus Rift

Причастные компании: Oculus VR (разработка), Facebook (финансирование), id Software (Джон Кармак интересовался шлемом и в итоге перешёл в Oculus VR).

Характеристики Oculus Rift: OLED-дисплей шириной 6 дюймов с разрешением 1080x1200 на каждый глаз (2160x1200 комбинированно), поле зрения 100-110 градусов, частота обновления 90 Гц, вес 470 г, акселерометр, гироскоп, магнитометр, отслеживающий сенсор.

Минимальные системные требования Oculus Rift: Nvidia GeForce GTX 970 / AMD Radeon R9 290, Intel i5-4590 / AMD FX 8350, 8 ГБ DDR 3, Windows 7 SP1, HDMI 1.3, два порта USB 3.0.

Дата релиза Oculus Rift: 29 марта 2016 года.

Цена Oculus Rift: 700 € (от 53 360 рублей до ∞), в комплекте Xbox One геймпад. Прототип на «Яндекс.Маркет» оценивают в 60 000 рублей.

Стартовая линейка игр для Oculus Rift: ADR1FT, Airmech Command, Adventure Time: Magic Man's Head Games, Albino Lullaby, Audio Arena, BlazeRush, Chronos, COLOSEE, Crystal Rift, Darknet, Dreadhalls, Dead Secret, Defense Grid 2, Elite Dangerous, Esper 2, Euclidean, EVE: Gunkack, EVE: Valkyrie, Farlands, FIRMA, Fly to Kuma, Henry, Herobound: Spirit Champion, Into the Dead, Invasion, Jaunt VR, Keep Talking and Nobody Explodes, Lost, Lucky's Tale, Oculus 360 Photos, Oculus Dreamdeck, Oculus Video, Omega Agent, Pinball FX2 VR, Project CARS, Proton Pulse Plus, Radial-G: Racing Revolved, Rooms, Shufflepuck Cantina Deluxe, Smashing the Battle, Subnautica, The Body VR, The Garnd Canyon VR Experience, The Rose and I, The Vanishing of Ethan Carter, Time Machine VR, Vektron Revenge, VR Karts, VR Tennis Online, Windlands.

Игры в разработке: 4089: Ghost Within, 5089: The Action RPG, AaaaaAAaaaAAAaaAAAAaAAAAA!!! for the Awesome, ADR1FT, Adventure Time: Magic Man's Head Games, AirMech: Command, Albino Lullaby, All Fall Down, ARM Planetary Prospectors Asteroid Resource Mining, Audio Arena, Back to Dinosaur Island Part 2, BlazeRush, Caffeine, CAT Interstellar, Chronos, Cineveo, Crashed Lander, Crystal Rift, Damaged Core, Darknet, DCS World, Dead & Buried, Dead Secret, Defense Grid 2 Enhanced VR Edition, Descent: Underground, Dragon Front, Dreadhalls, Dreamflight VR, Dungeon Crawlers HD, Dungeon Hero, Eagle Flight, Edge of Nowhere, Esper 2, Euclidean, Euro Truck Simulator 2, EVE Gunjack, EVE Valkyrie, Fly to Kuma, Geocore, Gon' E-Choo!, Hawken, Heaven Island — VR MMO, Herobound SC, I Expect You to Die, InCell VR, Infinity Runner, InMind VR, Job Simulator, Kairo, Louie Cooks, Lucky's Tale, Lunar Flight, Metro Warp, Microsoft Flight Simulator X, Mind: Path to Thalamus Enhanced Edition, Monstrum, Nebulous, NoLimits 2 Roller Coaster Simulation, Omega Agent, Pinball FX2 VR, Probably Archery, Project CARS, Race Driver Grid, Racer, Radial G, Radial-G : Racing Revolved, RaidersSphere4th, Reflections, rFactor, Riptide GP2, Rock Band VR, Rooms, Shufflepuck Cantina Deluxe, Shufflepuck Cantina Deluxe VR, Smashing the Battle, Snow, Solraven, Space Engine, Spermination, Strike Suit Zero, Subnautica, Surgeon Simulator 2013, Tea Party Simulator 2015, The Climb, The Facility, The Gallery, The Grand Canyon VR Experience, The Town of Light, Time Machine VR, Vector 36, Vektron, Venetica, Vertiginous Golf, VR Sports, VR Tennis Online, VROOM: Aerie, VROOM: Galleon, Windlands, World of Diving, X3.

Список совместимых игр посредством драйверов vorpX: Alan Wake, Aliens — Colonial Marines, Alien Isolation, Alice Madness Returns, American McGee’s Alice, Amnesia, Amnesia — A Machine for Pigs, Antichamber, ArmA 2, ArmA 3, Assassin's Creed, Assassin's Creed 2, Batman Arkham Asylum, Batman Arkham City, Batman Arkham Origins, Battlefield 3, Battlefield 4, Battlefield: Hardline, Bioshock, Bioshock 2, Bioshock Infinite, Black Mesa Source, Borderlands, Borderlands 2, Borderlands: The Pre-Sequel, Brothers — A Tale of Two Sons, Call of Duty: Advanced Warfare, Call of Duty: Black Ops, Call of Duty: Black Ops 2, Call of Duty: Black Ops 3, Call of Duty: Ghosts, Call of Duty: Modern Warfare 3, Chivalry — Medieval Warefare, Clive Barkers Jericho, Counter-Strike: Global Offensive, Crysis, Crysis 2, Crysis 3, Dark Messiah of Might & Magic, Dark Souls, Dark Souls II, Darksiders, Darksiders II, Dead Island, Dead Space, Dead Space 2, Dead Space 3, Deadfall Adventures, Dear Esther, Deus Ex — Human Revolution, Diablo III, Dirt 2, Dirt 3, Dishonored, Dragon Age: Origins, Dragon Age II, Dragon Age: Inquisition, Drakensang: River of Time, Duke Nukem Forever, Elder Scrolls: Morrowind (с модификацией на DX9-режим), Elder Scrolls: Oblivion, Elder Scrolls: Skyrim, Elder Scrolls Online, Evolve, Formula 1 2011, Formula 1 2012, Formula 1 2013, Formula 1 2014, Fable Anniversary, Fallout 3, Fallout 4, Fallout New Vegas, Far Cry, Far Cry 3, Far Cry 3 — Blood Dragon, Far Cry 4, F.E.A.R, F.E.A.R 2, F.E.A.R 3, Flight Simulator X, Gothic 3, GRID, Grand Theft Auto IV, Grand Theft Auto V, Half Life 2, Halo, Heavy Metal FAKK 2, Hard Reset Gone Home, I Am Alive, L.A. Noire, Left 4 Dead 2, Legend of Grimrock, Legend of Grimrock II, Lego: Lord of the Rings, Life Is Strange, Mafia 2, Mount and Blade: Warband, Mass Effect, Mass Effect 2, Mass Effect 3, Max Payne 3, Metro 2033, Metro 2033 Redux, Metro Last Light, Metro Last Light Redux, Miasmata, Might & Magic: Heroes VI, Mirrors Edge, Mortal Combat X, Myst 5, NaissenceE, Need for Speed Most Wanted (2005), Need for Speed Shift 2, Need for Speed: Rivals, Operation Flashpoint: Dragon Rising, Operation Flashpoint: Red River, Outlast, Payday 2, Planetside 2, Portal, Portal 2, Q.U.B.E., Quake (GLQuake), Quake II, Quake III, Race Driver GRID, Retrovirus, Return to Castle Wolfenstein (2001), rFactor, rFactor 2, Resident Evil/Biohazard 4, Resident Evil/Biohazard Revelations, Resident Evil/Biohazard Revelations 2, Risen, Risen 2: Dark Waters, Risen 3: Titan Lords, Serious Sam 3: BFE, Shadow Warrior (2013), Slender, Space Engineers, Splinter Cell 3, Splinter Cell Blacklist, S.T.A.L.K.E.R.: Call of Pripyat, S.T.A.L.K.E.R.: Clear Sky, S.T.A.L.K.E.R.: Lost Alpha, Star Trek (2012), Star Trek Voyager — Elite Force, Star Wars — Jedi Knight II — Jedi Outcast, Star Wars — Knights of the Old Republic, Starship Troopers, State of Decay, System Shock 2 (с модификацией на DX9-режим), Take On Helicopters, The Ball, The Darkness II, The Long Dark, The Old City: Leviathan, The Stanley Parable, The Talos Principle, The Vanishing of Ethan Carter, The Witcher 3, Thief (2014), Tomb Raider (2013), Tomb Raider Underworld, Tomb Raider Anniversay, Trine, Trine 2, Vampire: Redemption, Venetica, The Witcher, The Witcher 2, Woolfe — The Redhood Diaries, World of Warcraft, X3, XCOM: Enemy Unknown/Within.

Первый актуальный шлем в нашей рубрике. Тем самым мы отдаём дань уважения его разработчикам, которым пришлось пройти самый тернистый путь, выслушать обвинения, что они ничего не понимают в технологиях, нанять Джона Кармака (John Carmack) и начать делать очень круто.

Oculus Rift — во всех смыслах первопроходец. Создатели подмечают, что несколько лет назад пригласили представителей самых различных компаний посмотреть на ранние прототипы шлема. Ничего удивительного в том, что они начали фонтанировать идеями и продвигать свои наработки.

Устройство прошло длинный путь. Сначала у создателей был 91 миллион $, два из которых собрали на Kickstarter. Потом их купил Facebook за два миллиарда $ — в технологию инвестировали просто прорву денег. Oculus Rift пережил несколько итераций. DK1 был пробой пера в конце марта 2013 года, уже в июле разработчики начали искать способы внедрить поддержку 1080p и новой системы отслеживания движений головы. Всё это реализовали в DK2, который начали поставлять в июле 2014 года. Сентябрьский прототип Crescent Bay порадовал ещё более высоким разрешением, уменьшенным весом, встроенными наушниками. Все упомянутые улучшения были реализованы в пользовательской модели шлема, которую начали рассылать с 28 марта этого года.

Разработчики Oculus Rift — главные инноваторы виртуальной реальности. Как правило, именно они первыми решаются реализовать что-то новое (но из любого правила есть исключения, о чём вы узнаете далее). Valve и Sony смотрели на результаты и вносили необходимые корректировки в свои устройства.

В комплекте с Oculus Rift идёт Xbox One геймпад (спасибо Microsoft за это), который можно подключить к PC. Именно с ним вы будете проходить первые игры.

Также во второй половине этого года начнут продавать Oculus Touch — контроллеры, на которых есть джойстик, кнопки и пара триггеров. Они созданы для представления ваших рук в виртуальной реальности. Дело в том, что это контроллеры движений — все перемещения Oculus Touch в пространстве передаются в игру. Также контроллеры умеют считывать движения пальцев, распознавать жесты.

Почему вы хотите купить этот шлем: Oculus Rift на данный момент самый популярный шлем виртуальной реальности, им интересуются абсолютно все разработчики. Купив такой, вы точно не прогадаете с выбором.

Почему вы не хотите купить этот шлем: цена, требования к комплектующим компьютера. По сути Oculus Rift и есть виртуальная реальность, если требования разработчиков вас не устраивают, возможно, стоит подыскать себе другое развлечение. Более дешёвые аналоги могут быть некачественно сделаны и сыграть злую шутку с вашими глазами. А здоровье важнее всего.

Дата появления новой итерации шлема: по мнению Oculus VR, новые модели должны выходить раз в два-три года. Компания уже трудится над наследником Oculus Rift.

HTC Vive

Причастные компании: HTC (аппаратная часть), Valve (программное обеспечение, внедрение поддержки шлема в свои игры, инструменты Steam).

Характеристики HTC Vive: OLED-дисплей шириной 6 дюймов с разрешением 1080x1200 на каждый глаз (2160x1200 комбинированно), поле зрения 110 градусов, частота обновления 90 Гц, вес 555 г, акселерометр, гироскоп, магнитометр, отслеживающий лазерный сенсор Lighthouse.

Минимальные системные требования HTC Vive: Nvidia GeForce GTX 970 / AMD Radeon R9 290, Intel i5-4590 / AMD FX 8350, 4 ГБ DDR 3, Windows 7 SP1, HDMI 1.4 или DisplayPort 1.2, один порт USB 2.0.

Дата релиза HTC Vive: 5 апреля 2016 года.

Цена HTC Vive: 900 € (от 68 700 рублей до ∞), в комплекте два контроллера. Перекупщики продают шлем в России за 110 000 рублей.

Список совместимых игр: 5089: The Action RPG, A Chair in a Room: Greenwater, A Legend of Luca, Albino Lullaby, Anarchy Arcade, Aperture Science Robot Repair (Portal Demo), Arizona Sunshine, Budget Cuts, BUTTS: The VR Experience, Caretaker Sacrifice, Celestrion, Cloudlands: VR Minigolf, Crystal Rift, Detached, Dota 2 Secret Shop Demo, Fantastic Contraption, Fate Tectonics, Felt Tip Circus, Final Approach, Giant Cop: Justice Above All, Golf Masters, Heaven Island, Holodance, Hover Junkers, Jeeboman, Job Simulator, JUMP, Kumoon: VR Expansion Kit 01, Light Repair Team #4, Marble Mountain, Maximum VR, Mind: Path to Thalamus Enhanced Edition, Modbox, MotorSport Revolution Demo, Narcosis, Ninja Trainer Demo, Orc Assault, Portal VR Demo, Proton Pulse Demo, Ruckus Ridge VR Party, Sisters, Skyworld, Sluggy's Fruit Emporium, Space Pirate Trainer, TheBlu, The Brookhaven Experiment, The Gallery — Episode 1: Call of the Starseed, The Grand Canyon VR Experience, The Wake, Thunderbird: The Legend Begins, Tilt Brush, Time Machine Demo, Time Machine VR, Vector 36, VRMark Preview, Water Bears VR, Windlands, в перспективе все игры Valve.

Первые прототипы HTC Vive демонстрировались ещё в 2014 году, но название и основные подробности мы узнали только в марте 2015 года. Разработкой шлема занимается HTC, пользуясь технологиями Valve. Тайваньская корпорация восхищается американской компанией, отмечает её серендипность. На самом деле, не так-то просто сказать, кто больше отвечает за разработку устройства — HTC или Valve. Сотрудники тесно взаимодействуют друг с другом, меняясь ролями.

Готовьтесь приветствовать безоговорочного лидера среди шлемов виртуальной реальности. HTC и Valve творят магию. В Vive им удалось исправить критическую проблему Oculus Rift — возможность возникновения болезненных ощущений. В шлеме Valve вас точно не затошнит.

Пара контроллеров движений включена в комплект, таким образом вы сразу сможете опробовать инновационный способ управления играми, разработчикам которых не нужно будет учитывать костыль в виде геймпада.

Разработчики создали систему позиционирования Lighthouse, которая призвана приблизить будущее. Эта система сканеров, сканирующих ваши перемещения. Благодаря тому, что сканирование производится за счёт лазеров, проблемы, связанные с рассеянием света, исключены. В результате мы получаем мощный датчик, который способен отследить перемещение тела даже на 1 мм. Lighthouse — главная причина, почему HTC Vive такой перспективный (и дорогой). Система просчитывает траекторию ваших движений и способна предупредить о возможных препятствиях на пути.

Пользователи Steam почувствуют себя как дома. В сервисе уже вовсю действует тег SteamVR, призванный выделить игры с поддержкой HTC Vive. Строго говоря, в ходе дальнейшего прочтения статьи вы увидите один-единственный шлем, который ещё лучше HTC Vive. Проблема в том, что он ещё не вышел, а решение Valve здесь и надолго.

Почему вы хотите купить этот шлем: HTC Vive — самый совершенный и доработанный шлем на рынке, в котором можно свободно ходить по квартире. На данный момент это наилучшее предложение, и другого мнения на этот счёт быть не может. Если вы можете позволить себе потратить больше 100 000 рублей на технологию будущего, то другие шлемы для вас лишь детские игрушки. Бонус: HTC Vive требует один старый USB-порт и в два раза меньше ОЗУ по сравнению с Oculus Rift.

Почему вы не хотите купить этот шлем: цена. Как всем известно, за качество нужно платить. Но, к счастью, есть более дешёвые Oculus Rift и PS VR. Также вам понадобится много свободного места в квартире, если вы хотите свободно разгуливать по ней в шлеме.

Дата появления новой итерации шлема: Valve Time. Как бы нам не обещали второе поколение Vive, на деле оно выйдет гораздо позже. А третье может и вообще не выйти...

PlayStation VR (Project Morpheus)

Причастные компании: Sony Interactive Entertainment.

Характеристики: OLED-дисплей с диагональю 5,7 дюймов с разрешением 960x1080 на каждый глаз (1920x1080 комбинированно), поле зрения 100 градусов, частота обновления 90-120 Гц, вес 611 г. без кабеля, акселерометр, гироскоп, магнитометр, отслеживание с помощью PS Camera.

Системные требования: PS4, PS Camera, PS Move 2 шт.

Дата релиза: октябрь 2016 года.

Цена: 350 € (от 26 680 рублей до ∞), PS Camera и Move докупать отдельно. Но Sony сделает комплект, куда положит всё необходимое. Российский отдел корпорации обещает, что цена шлема не будет превышать стоимость PS4 с 1 ТБ памяти (в среднем 33 000 рублей).

Список совместимых игр: 100ft Robot Golf, Ace Combat 7, Adrift, Albino Lullaby, Allison Road, Apollo 11 VR Experience, Aquarion Evol, Ark: Survival Evolved, Atom Universe, Bad Bird, Battlezone, Chernobyl VR Project, Classroom Aquatic, Crystal Rift, Cult County, Cyber Danganronpa, Dead or Alive Xtreme 3, Dead Secret, Distance, Dreams, Eagle Flight, Earthlight, Eclipse, EVE: Valkyrie, Fated, Final Fantasy 14 (demo), Futuridium VR, The Gallery: Six Elements, GNOG, Godling, Golem, Gran Turismo Sport, Harmonix Music VR, Headmaster, Hyper Void, Job Simulator, Joysound VR, Jurassic Encounter, Kitchen, Loading Human, Megaton Rainfall, Mind: Path to Thalamus, Mortal Blitz VR, Omega Agent, Paranormal Activity VR, Pollen, Project Cars, Psychonauts in the Rhombus of Ruin, QUBE, Rez Infinite, RIGS, Robinson: The Journey, Rush of Blood, Snow, Star Wars Battlefront VR Experience, Summer Lesson, SuperHyperCube, Tekken 7, The Assembly, The Deep, The Getaway: London Heist, The Hum: Abductions, The Mars 2030 Experience, The Modern Zombie Taxi Co., The Occasional Encounter, The Playroom, Thumper, Thunderbird, Trackmania Turbo, Unearthing Mars, Until Dawn: Rush of Blood, Vector 36, VEV: Viva Ex Vivo, Visage, VizionEck, War Thunder, Wayward Sky, White Day, World of Diving, World War Toons, Xing: The Land Beyond.

Строго говоря, это не первый шлем от Sony. Компания проявила интерес к рынку ещё в 1997, когда выпустила Glasstron. По сути это был портативный монитор с разрешением 720p, вопрос о том, имеет ли он отношение к виртуальной реальности, является достаточно спорным. Шлем подключался к PC и Mac, также люди играли с ним в Dreamcast и смотрели фильмы с DVD-плееров. Glasstron умеренно продавался, на сегодняшний день его производство прекращено.

Первый шаг навстречу виртуальной реальности Sony сделала вместе с релизом сенсорного контроллера PS Move для PS3 в 2009 году. Но тогда никто не спешил выкатывать шлем. Томительное ожидание тянулось до 2014 года, когда корпорация представила устройство с кодовым названием Project Morpheus на мартовской выставке — только для PS4.

Sony старательно вплела PS VR (официальное название стало известно в сентябре 2015) в концепцию гостиной. Шлем станет отличным дополнением для каждого владельца PS4, окунет его в удивительный новый мир. Покупатель шлема не будет одиноко сидеть перед телевизором — одна картинка будет генерироваться у него перед глазами, другая на телевизоре. Реализован специальный кинотеатр, позволяющий смотреть фильмы так, как никогда прежде (можно вместе со Snoop Dogg).

Это один из самых доступных шлемов — цена составляет всего 400 $. Известно, что люди в очках могут комфортно пользоваться шлемом. При этом PS VR намерен на равных конкурировать с более крутыми предложениями. Нам почему-то кажется, что всё получится — никто же не скажет покупателям, что генерируемая PS VR картинка хуже, чем на том же Oculus Rift. Sony уже диктует разработчикам условия, чтобы все игры для шлема шли в кристальных 60 fps, а лучше в 90 fps. Компания не имеет ничего против того, чтобы PS VR работал на PC.

Одновременно с приближением начала продаж шлема (октябрь) растёт число слухов касательно новой модели PS4. Утверждается, что Sony готовит консоль с улучшенным железом, которая сравняется с PC и позволит комфортно играть в 4K.

Эти слухи полная чушь. Вам нужен не просто хороший компьютер, чтобы комфортно играть в 4K, вам нужен один из лучших на рынке. Эти комплектующие просто не получится установить в корпус консоли без значительного увеличения её цены и размеров.

Что куда более вероятно, PS4K предназначена для работы в связке с PS VR. У консоли хорошее железо, но нужно немного его улучшить, чтобы добиться хоть каких-то результатов на поле виртуальной реальности. Скорее всего, именно эти вопросы и решают сейчас инженеры Sony.

Sony сделала всё, что от неё зависело, чтобы снизить ценник PS VR. В итоге мы имеем 400 $. Вот что нужно понимать — скорее всего, вам придётся докупать PS4K, стоимость которой, по слухам, колеблется около 400 $. Для виртуальной реальности так же понадобятся PS Camera и PS Move, которые в комплект со шлемом за эту цену не входят. Готовьте ещё 100 $. Сложите все числа, и вам откроется истинная цена PS VR. Все равно дешевле, чем собирать компьютер для VR.

Почему вы хотите купить этот шлем: PS VR — универсальное предложение для поклонника продукции Sony. По сути у вас нет выбора, так как другие шлемы работают только с PC. Не то чтобы это было плохо. Sony сделала всё возможное, чтобы добиться низкой цены. PS VR — это лучший шлем в плане соотношения цены/качества. Бонус: устройство может работать с частотой обновления 120 Гц — Oculus Rift и HTC Vive могут предложить только 90 Гц.

Почему вы не хотите купить этот шлем: низкая цена означает не очень высокое качество картинки. Ситуацию частично исправляет дополнительный вычислительный блок для шлема. И всё же разрешение PS VR ниже, чем у Oculus Rift. Учитывайте этот факт.

Дата появления новой итерации шлема: по идее издателю не нужно задумываться на этот счёт до выхода PS5. Но посмотрим, решится ли Sony на выпуск PS4K, от этого многое зависит.

PlayStation VR vs. Oculus Rift vs. HTC Vive

OSVR

Причастные компании: Razer (основная работа), Sensics (программное обеспечение и дизайн ключевых компонентов шлема).

Характеристики: Full HD дисплей 5,5 дюймов с разрешением 1080x1920, 90 Гц, поле обзора 100 градусов, 60 fps, окулярный минидисплей, двухлинзовая оптика, сенсорный хаб (акселерометр + гироскоп + компас).

Системные требования: у OSVR нет чётко сформулированных системных требований. Разработчики предпочитают обходиться заявлением, что шлему хватит и среднего в плане мощности компьютера.

Дата релиза: октябрь 2015 года.

Цена: 350 € (от 26 680 рублей до ∞), у перекупщиков цены начинаются с 44 000 рублей.

Список совместимых игр: Half-Life 2, Team Fortress 2, Elite: Dangerous, Live for Spee, Pollen, 3rd Planet, Skyworld, World of Diving, VirtualRealPorn, Hellicott City, Mythgreen VR, Supreme Craft Lite VR, TVRD — Tower VR Defence, M.A.R.S. Extraction, PongVR, Urban Forces: Multiplayer FPS, Ready Driver One.

Razer представила шлем в январе 2015 года. Устройство назвали OSVR, что означает Open Source Virtual Reality (устройство виртуальной реальности с открытым программным обеспечением).

Открытое программное обеспечение — главное, на что ставит Razer. Вы можете хоть сейчас начинать создавать игры для шлема, вот прямо берите и делайте (только шлем не забудьте купить). На выбор представлены движки Unity 3D Engine, Unreal Engine 4 и HeroEngine (фундамент для MMO-игр по типу Star Wars: The Old Republic). На них можно соорудить что-нибудь эдакое для Windows, Linux и Android.

Особое внимание уделяется возможности настройки шлема. Вы вольны поставить те линзы, которые нравятся вам. OSVR — это модульное устройство, отдельные датчики (система объёмного звука, дополнительные USB-порты) вынесены на поясной модуль.

Почему вы хотите купить этот шлем: OSVR олицетворяет всё, за что любят открытое программное обеспечение. Вы вольны делать с ним всё, что захотите, не опасаясь судебных исков и лицензионных отчислений. Это крайне модифицируемое устройство, которое сохранит отличный вид в умелых руках даже спустя десять лет.

Почему вы не хотите купить этот шлем: вы не хотите ничего решать, предпочитаете закрытые продукты.

Дата появления новой итерации шлема: Razer регулярно выпускает новые версии шлема и обновляет программную часть, снижая нагрузку на комплектующие PC. На данный момент актуальна версия OSVR за номером 1.4, где появилась поддержка CryEngine и была использована лучшая рассеивающая плёнка. При этом шлем можно смело покупать уже сейчас — если вы захотите обновиться через несколько лет, достаточно будет докупить новые компоненты.

StarVR (InfinitEye)

Причастные компании: Starbreeze Studios, бывшие разработчики InfinitEye.

Характеристики: WQHD LCD-дисплеи 5,5 дюймов с разрешением 2560 x 1440 на каждый глаз (5120 x 1440 комбинированно), 90 Гц, поле зрения 210 градусов по-горизонтали и 130 градусов по-вертикали, акселерометр, гироскоп, магнитометр.

Системные требования: неизвестно, но, судя по разрешению, они огромные.

Дата релиза: не объявлена.

Цена: не объявлена.

Список совместимых игр: The Walking Dead VR, John Wick: The Video Game, потенциально любая игра из каталога Starbreeze Studios, среди которых Riddick, Syndicate, Payday, Brothers.

История устройства тянется с 2013 года, когда французская студия InfinitEye VR SAS начала работать над одноимённым шлемом. Их работа не получила особой огласки в интернете, разработчики самостоятельно пиарили своё творение на форумах, сейчас уже достаточно непросто найти подробности. У авторов уже тогда были амбиции, но в 2013 году виртуальная реальность ещё не пользовалась такой популярностью, Oculus Rift только набирал обороты. Поэтому InfinitEye не получил должного внимания и был заново представлен через два года — компанией Starbreeze, которая купила французскую студию и сделала её своим подразделением.

Встречайте шлем, который ещё круче, чем HTC Vive, что, казалось бы, невозможно. Star VR генерирует картинку в QHD-разрешении на каждый глаз. Таким впечатляющим разрешением не может похвастаться ни один шлем.

Данное изображение наглядно демонстрирует, какое поле зрение будет охвачено, если вы сначала наденете PS VR с углом обзора 100 x 100 градусов, а затем водрузите на голову StarVR с 210 x 130 градусов. Разница налицо.

HTC Vive обладает впечатляющей ценой. StarVR превосходит его по техническим характеристикам и, значит, потребует ещё более мощный компьютер. На данный момент создатели шлема не объявили его цену и системные требования, но, как бы они не старались, им не удастся оказаться ниже Oculus Rift и HTC Vive. А вот выше — вполне.

Почему вы хотите купить этот шлем: на данный момент StarVR предлагает самое большое разрешение и угол обзора в сравнении со всеми шлемами виртуальной реальности. Забудьте про HTC Vive, даже он не начинён таким количеством технологий.

Почему вы не хотите купить этот шлем: такая технология будет дорого стоить и потребует компьютер с самым лучшим железом.

Samsung Gear VR

Причастные компании: Samsung, Oculus.

Характеристики: поле зрения 96 градусов, вес 379 г, акселерометр, гироскоп, датчик приближения.

Системные требования: Samsung Galaxy S6, S6 edge, S6 edge+, Note 5, S7, S7 edge.

Дата релиза: 27 ноября 2015 года.

Цена: 100 € (от 7 540 рублей). В магазинах «М-Видео» и Samsung стоит 8 000 рублей.

Список совместимых приложений: доступен по ссылке.

Oculus VR использовала в своих шлемах дисплей от смартфона Samsung. Если экрана телефона достаточно для виртуальной реальности, то почему бы не попробовать задействовать телефон полностью, таким образом сэкономив на компонентах? Словно в подтверждение этих слов Samsung представила Gear VR, который разрабатывается в сотрудничестве с Oculus.

По сути Samsung взяла чужие наработки и постаралась приспособить их под свои смартфоны. И вот вы берёте смартфон от Samsung и вставляете в пластиковый корпус, копирующий очертания Oculus Rift. Компьютер не нужен, собранная конструкция работает автономно. Вопрос о том, можно ли это считать виртуальной реальностью, остаётся открытым. На мой взгляд это лишь переходная к ней ступенька.

Samsung Gear VR накладывает ограничения на телефон, он должен быть достаточно большим. Перед покупкой проверьте, есть ли ваша модель в списке поддерживаемых. На данный момент в этом списке присутствуют Samsung Galaxy S6, S6 edge, S6 edge+, Note 5, S7, S7 edge. Самый первый прототип под названием Gear VR First Innovator Edition работал с Galaxy Note 4 и только с ним.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать популярность Gear VR в России в кризисных условиях. iPhone дорожают как на дрожжах, Galaxy, наверное, всё же растут в цене медленнее. В итоге можно дешёво приобщиться к виртуальной реальности, да ещё и телефон получить — в хозяйстве всегда пригодится.

Почему вы хотите купить этот шлем: это хороший выбор для любого пользователя Samsung Galaxy, позволяющий сэкономить на компонентах. В кризис сойдёт.

Почему вы не хотите купить этот шлем: это не виртуальная реальность в том смысле, в каком её могут дать Oculus Rift, HTC Vive, PS VR. Дело не в шлеме, сколько в играх для него. Gear VR пригодится только тем, кого устраивают мобильные игры как основной продукт виртуальной реальности.

Google Cardboard

Причастные компании: Google.

Характеристики: электроизоляционные свойства, способность к впитыванию, деформация при увлажнении и высушивании и другие свойства картона.

Системные требования: Apple iPhone 4, 4S, 5, 5S, 5C + 5S, 6, 6S, Google Nexus 4, 5, 5X, HTC Eco 3D, One (Mini, S, X, X+, E8, M8, M8S, M9, A9), Sensation, Sensation XE, Velocity 4G, Desire 320 (600, 610, 620, Eye), Huawei Ascend G 615, P1, P6, iOcean X7, LG G2, Optimus 3D Max (P720), Optimus 4X HD (P880), Optimus G (E975), Optimus G Pro + P940 Prada 3, Samsung Active S, Galaxy (Beam, S2, S3, S3 Mini), S4 (Active, Mini), S5 (Mini, Neo), S6 (Mini, Edge), Note 3 Neo, S7, S7 Edge, Sony Xperia S, SP, T, Z, ZL, ZR, Z1, Z2, Z3, Z4, Z3+, Z5, Wiko Highway, Vodafone Smart 4 (Power, Turbo), Smart Prime 6, OnePlus X, Xiaomi Mi (3, 4, 4i), Redmi Prime (2, 3).

Дата релиза: 25 июня 2014 года.

Цена: 15 € (от 1 145 рублей) за самую дешёвую модель. 600 рублей за первую итерацию шлема и 1 300 рублей за вторую на googlecardboard.ru.

Список совместимых приложений: доступен по ссылке.

Виртуальная реальность для очень бедных. Около тысячи рублей за пару линз, магниты, застёжки-липучки картонный корпус, в котором поместится практически любой смартфон с диагональю от 4 дюймов (во второй версии шлема уже не такие лояльные требования к смартфонам). Можно заказать собранный комплект, можно изготовить и вырезать всё самому, а комплектующие приобрести в ближайшем магазине хозтоваров.

Google Cardboard выглядит на фоне Oculus Rift как картонная игрушка. Но детям должно прийтись по вкусу.

Почему вы хотите купить этот шлем: потешить своё дитя.

Почему вы не хотите купить этот шлем: потому что картонка это несерьёзно.

Дата появления новой итерации шлема: спустя 11 месяцев после выхода оригинальной картонки Google представила Cardboard 2, где уменьшился список поддерживаемых телефонов. Значит, в этом году можно ждать Cardboard 3.

Carl Zeiss Cinemizer

Причастные компании: Carl Zeiss AG.

Характеристики: OLED-дисплей с разрешением 870х500, поле зрения 30 градусов, вес 70 г. без контроллера и 120 г. с контроллером.

Системные требования: iPhone 3GS и выше, iPod Classic, Touch, Nano, Xbox 360, PS3, ноутбук, Blue-Ray.

Дата релиза: 2012 год.

Цена: 650 € (от 49 500 рублей до ∞).

Наверное, самый старый шлем, на котором мы подробно останавливаемся. В 2012 ещё никто не знал термина «виртуальная реальность», когда немецкая компания Carl Zeiss AG отправила устройство покорять рынок. Carl Zeiss Cinemizer продвигались как умные видеоочки. В 2016 году их разрешение и угол обзора, конечно, оставляют желать лучшего.

Мы имеем стильные очки с приёмником, к которому по проводу подключается источник картинки. iPhone 3GS, iPod Classic со старым разъёмом, iPhone 5 и выше с Lightning-разъёмом — Carl Zeiss Cinemizer всё нипочём, при подключении телефон можно положить в карман или на стол, что, на мой взгляд, крайне удобно. При желании очки можно подсоединить к ноутбуку.

Почему вы хотите купить этот шлем: потому что спустя четыре года это не настолько распространённый продукт. У ваших друзей такого точно нет.

Почему вы не хотите купить этот шлем: цена, сегодня его будет непросто достать. Также здесь крайне низкое поле зрения.

Дата появления новой итерации шлема: непохоже, что новой модели суждено быть.

Zeiss VR One

Причастные компании: Carl Zeiss.

Характеристики: разрешение зависит от смартфона, поле зрения 100 градусов, вес 440 г.

Системные требования: iPhone 6, Samsung Galaxy S4, S5, S6, Nexus 5, LG-G3.

Дата релиза: 2015 год.

Цена: 100 € (от 7 540 рублей).

Список совместимых игр: VR-приложения в App Store и Google Play.

А вот актуальный шлем от компании Carl Zeiss. Устройство позиционируется как конкурент Samsung Gear VR, стоит столько же (99 $). Список поддерживаемых приложений вроде бы такой же, окончательный выбор зависит от ваших эстетических предпочтений.

Почему вы хотите купить этот шлем: вам не приглянулся Samsung Gear VR.

Почему вы не хотите купить этот шлем: невеликий список поддерживаемых устройств.

Vrvana Totem

Причастные компании: Vrvana.

Характеристики: 1080p, поле зрения 130 градусов по горизонтали, вес 400 г.

Системные требования: PC, Xbox 360, Xbox One, PS3, PS4 и не только.

Дата релиза: лето 2016 года.

Цена: 450 $ (от 30 040 рублей до ∞). Перекупщики предлагают за 40 000 рублей.

Vrvana Totem создаётся в соответствии с требованиями программной платформы OSVR. Разработчики ставят перед собой цель смешать виртуальную и дополненную реальность — и, как вы убедитесь дальше по прочтению статьи, не только они. Далее нужно разобрать понятия виртуальной и дополненной реальности.

В первом случае человек отгораживается от реального мира и погружается в новый, созданный техническим устройством. Человек дополняет собой виртуальную реальность. Во втором случае пользователь взирает на реальный мир сквозь очки и видит объекты, которых там нет. Наш мир дополняется мнимыми объектами, от которых можно получить какую-то вспомогательную информацию. Суть в том, что виртуальная реальность замещает собой реальное пространство, а дополненная реальность лишь предоставляет информацию, не позволяя с ней взаимодействовать. Поэтому некоторые разработчики стремятся использовать лучшие стороны виртуальной и дополненной технологий. Это явление получило название смешанной реальности.

Конкретно студия Vrvana делает ставку на различные программы, старается сделать так, чтобы шлем было удобно использовать в образовании. Также заявлены медицинские и туристические программы. С играми вроде как тоже всё в порядке, список поддерживаемых платформ (PC, Xbox 360, Xbox One, PS3, PS4) и движков (Unity, Unreal Engine, Havoc Vision Engine) радует.

Почему вы хотите купить этот шлем: вы директор школы, которая продвигает инновационные способы обучения. Нужно учитывать, что Vrvana Totem создаётся по спецификации OSVR со всеми вытекающими.

Почему вы не хотите купить этот шлем: непонятно, что уникального Vrvana Totem может предложить в сравнении с конкурирующими разработками.

GameFace VR

Причастные компании: GameFace Labs.

Характеристики: OLED-дисплей с разрешением 2560 x 1440, 75 Гц, поле зрения 140 градусов, Valve Lighthouse, акселерометр, гироскоп, магнитометр. nVidia Tegra SoC, SSD-хранилище, 4 ГБ DDR4 ОЗУ, Wi-Fi 802.11ac, Bluetooth 4.0, DLNA Media Server

Системные требования: всё, что нужно, уже встроено в шлем.

Дата релиза: II квартал 2016 года.

Цена: не объявлена.

GameFace Labs представила своё устройство ещё в 2014 году. Компания называет свой шлем отвязанным, что подразумевает отсутствие подключения к PC. Суть в том, что все необходимые комплектующие на базе Android-системы уже установлены в GameFace VR: в итоге получаем 2,5K разрешение, неплохое поле зрения в 140 градусов, свой кристалл, ОЗУ и даже Wi-Fi с Bluetooth. Ещё пару лет назад на шлеме демонстрировали рабочий Dreamcast-эмулятор.

Представленный два года назад шлем был напечатан на 3D-принтере (конечно, только корпус, кристалл Nvidia печати не поддаётся). К сожалению, первые демонстрации оказались далеко от идеальных, журналистов попросту тошнило в шлеме. Поэтому разработчики не спешили с релизом и улучшили аспекты пользования устройством, установив систему Valve Lighthouse, решающую все проблемы. Шлем поддерживает спецификации SteamVR и Google Cardboard. Также разработчики обещают заигрывать с дополненной реальностью, в устройстве присутствуют 3D-камеры, позволяющие испытать голографический опыт.

Почему вы хотите купить этот шлем: потому что его не нужно подключать к PC и ощущать все минусы проводного подключения, всё, что нужно, уже установлено в шлем. Хорошее разрешение и поле зрения. Сверхточная система позиционирования Valve также большой плюс.

Почему вы не хотите купить этот шлем: не дотягивающая до Oculus Rift частота обновления. Также непонятно, какие игры будут доступны для GameFace Labs. В теории всё, что есть на Android. Разработчики ограничиваются пространственными формулировками «мы совместим контент SteamVR и Google Cardboard».

Altergaze

Причастные компании: Altergaze (создатели), Nexus Productions (разработка приложений для шлема).

Характеристики: разрешение от 1136 x 640 до 1920 x 1080 пикселей (зависит от вашего смартфона), поле зрения 110 градусов, вес 220 г.

Системные требования: устройство на базе iOS или Android.

Дата релиза: можно заказать на официальном сайте.

Цена: 90 € (от 6 820 рублей).

Список совместимых приложений: в теории всё, что идёт на iOS и Android.

Не только Oculus Rift помогли финансировать средствами Kickstarter. Встречайте ещё один шлем, который может похвастаться данным достижением — Altergaze. Это шлем, который печатается на 3D-принтере, обладает высокой степенью настраиваемости и предназначен для работы с устройствами на базе iOS и Android. На разработку шлема просили 25 000 £, а собрали 31 988 £.

Шлем можно пристроить практически с любому актуальному смартфону, разработчики всё настроят в соответствии с вашей диагональю. Особенно рекомендуют использовать с Apple-устройствами, где установлен Retina-дисплей, потому что так вы увидите максимально чёткую картинку. Но никаких ограничений в плане телефона нет, 3D-принтер позволяет быстро реагировать на изменения диагонали, если у вас есть такой — разработчики пришлют вам необходимые чертежи за 30 евро, и вы сможете напечатать корпус, останется только раздобыть линзы. В качестве решения проблемы с отсутствием контроллера предлагают использовать другой телефон.

Почему вы хотите купить этот шлем: его можно самостоятельно напечатать на 3D-принтере.

Почему вы не хотите купить этот шлем: вы слишком ленивы, чтобы делать что-то своими руками.

Durovis Dive

Причастные компании: Dive.

Характеристики: разрешение ограничено смартфоном, поле зрения 90 градусов (Durovis Dive 5), частота обновления примерно 100-250 Гц, вес 150 г.

Системные требования: устройство на базе iOS, Android, Windows Phone или Blackberry OS — см. список совместимых устройств.

Дата релиза: можно заказать на официальном сайте.

Цена: от 55 $ (от 3 650 рублей).

Список совместимых приложений: доступен по ссылке.

Попытка компании Dive обуздать виртуальную реальность с помощью смартфона. На выбор доступны Durovis Dive 5 и Durovis Dive 7, цифра означает диагональ экрана. В комплекте с пятой версией есть Magnet Upgrade Kit, который активирует функционал приложения Cardboard для устройства.

В общем-то, всё как обычно, берёте смартфон и вставляете в шлем. В плане совместимых моделей и доступных приложений Dive честна как никакая другая компания, всё можно посмотреть на сайте устройства. Настораживает другое. Нам не удалось узнать поле зрения и частоту обновления шлема на официальном сайте. Ну, то есть мы прошлись поиском по всему интернету и нашли информацию, экспериментально выясненную пользователями. Что заставило производителя скрывать характеристики? Такая секретность настораживает.

Почему вы хотите купить этот шлем: если ваш смартфон с ним совместим, то чего же ждать.

Почему вы не хотите купить этот шлем: производитель утаивает его характеристики.

IonVR

Причастные компании: IonVR (разработка), Intel (технология RealSense).

Характеристики: разрешение от 720p до 2K (зависит от вашего смартфона), поле зрения 80-100 градусов, вес 340 г.

Системные требования: устройство на базе iOS, Android или Windows с диагональю от 4,7 до 6 дюймов.

Дата релиза: весь 2016 год. На официальном сайте можно оформить предзаказ.

Цена: 230 $ (от 15 250 рублей) за шлем и 400 $ (от 26 510 рублей) за Intel-камеру.

Список совместимых игр: демо-версия N.O.V.A, другие игры пока не объявлены.

А я вот уже определился со своим любимым шлемом... это, конечно же, IonVR. Его главная фишка — использование сразу и виртуальной, и аугментированной реальности, что превозносит важность устройства в глазах общественности. IonVR — это не просто ещё один футляр для вашего телефона, а нечто большее. Intel косвенно вовлечена в процесс создания устройства, потому как в нём используется Intel RealSense. Разберём, что из себя представляет данная технология.

Идея перцептивного управления витала в мыслях разработчиков ещё в 00-х. Лучше всего его удалось реализовать Microsoft в сенсоре Kinect. Теперь вот Intel продвигает свою 3D-камеру, которую можно встроить в компьютер, и она будет распознавать ваше лицо/эмоции/голос, работать с задним планом и так далее. Взаимодействие человека с компьютером таким образом выводится на совершенно новый уровень.

Разработчики IonVR оказались крайне впечатлены и решили построить шлем на базе камеры Intel Realsense ZR300. Суть в том, что шлемы, созданные на базе смартфона, принято считать ограниченными, потому как телефоны всё же строились не для того, чтобы отслеживать голову человека в ограниченном пространстве. Всё расчёты на себя берёт продвинутая камера Intel Realsense, которая устанавливается в комнате и захватывает ваши движения подобно Kinect. Результаты по первым отзывам просто-таки чудесные. Возможно, в будущем именно IonVR составит конкуренцию решениям Oculus, HTC, Sony. А пока производителям предстоит организовать массовое производство.

Почему вы хотите купить этот шлем: это технология, опережающая своё время настолько же, насколько его опережает Microsoft Hololens. Да вот только цена IonVR не обещает быть настолько огромной — за счёт костыля в виде отдельной камеры.

Почему вы не хотите купить этот шлем: вопрос не в том, хотите ли вы его купить, а сможете ли. На данный момент массовое производство IonVR пока не налажено, можно оформить предзаказ на сайте и начинать ждать.

Fibrum

Причастные компании: Fibrum.

Характеристики: разрешение зависит от смартфона, поле зрения 110 градусов, вес 120 г.

Системные требования: устройство на базе iOS, Android или Windows с диагональю от 4 до 5,5 дюймов. Список совместимых устройств.

Дата релиза: 28 июля 2015 года.

Цена: 6 500 рублей за Pro-модель в магазинах «М-Видео» и «Связной».

Список совместимых приложений: iTunes, Google Play.

Российская компания Fibrum не пожелала сидеть сложа руки и в течение 2015 года наладила производство своих шлемов. Планировалось четыре модели (Lite, Black, Pro, Ultra), на момент написания статьи продаётся только Pro, причём во многих российских магазинах. Fubrum Pro — это лишь пластиковый каркас с линзами. Никаких электронных компонент в шлеме не установлено. Этим объясняется его низкая стоимость.

Почему вы хотите купить этот шлем: импортозамещение Samsung Gear VR и просто чувство патриотизма.

Почему вы не хотите купить этот шлем: не любите приложения для смартфонов, не можете найти список совместимых с Windows Phone игр.

VR Shinecon

Причастные компании: Shinecon.

Характеристики: разрешение до 1920x1080 (зависит от смартфона), вес 250 г.

Системные требования: устройство на базе iOS, Android или Windows c диагональю от 3,7 до 5,5 дюймов.

Дата релиза: 2015 год.

Цена: 36 $ (от 2 390 рублей). Перекупщики продают за 3 000 рублей.

Список совместимых игр: см. Google Cardboard.

Китайцы подивились Google Cardboard и решили соорудить на его основе свой шлем из кожаного покрытия и пластика. VR Shinecon не предлагает ничего уникального по сравнению с творением Google, кроме дизайна.

Почему вы хотите купить этот шлем: да просто нравится дизайн из Поднебесной.

Почему вы не хотите купить этот шлем: потому что вы не готовы схватить первый попавшийся шлем, производитель которого глаголит о виртуальной реальности.

Avegant Glyph

Причастные компании: Avegant.

Характеристики: разрешение 1280х720 на каждый глаз, поле зрения 90 градусов, вес 450 г.

Системные требования: игровая консоль, мобильное устройство, плеер, передатчик для дрона (всё, что можно подключить по HDMI).

Дата релиза: осень 2015 года.

Цена: 700 $ (от 46 390 рублей до ∞). У перекупщиков можно найти за 82 000 рублей.

Догадываюсь о ваших мыслях. «Автор статьи что-то напутал и поставил картинку с наушниками», — думаете вы. Или предполагаете, что это скрытая реклама. Ну так вот ничего подобного. То, что вы видите — это эффектно совмещённые наушники и шлем виртуальной реальности. Присмотритесь, линзы расположены на внутренней стороны дужки.

Avegant Glyph ближе к обычным дисплейным шлемам, нежели к виртуальной реальности. Причина, по которой мы поставили устройство в обзор, одна — уникальная технология создания изображения. Пока другие устройства просто делят изображение на части и передают двум экранам, производители Avegant Glyph идут совершенно другим путём. В шлеме нет дисплеев в традиционном плане этого слова, изображение проецируется на сетчатку глаз. Данная технология получила название микрозеркальной и позволяет достичь большего качества картинки, снизив нагрузку на глаза и минимизировав укачку.

То, о чём вы задумывались, но считали мелочным спросить. Да, Avegant Glyph можно использовать как обычные наушники и носить традиционным образом.

Почему вы хотите купить этот шлем: вы устали от дисплеев и хотите попробовать что-то новенькое. В Avegant Glyph можно выйти на улицу, а если киберпанки захотят отнять шлем, можно будет сказать, что это всего лишь наушники.

Почему вы не хотите купить этот шлем: это не виртуальная реальность, а всего лишь передача изображения напрямую в глаза. Об отслеживании движений головы можно забыть.

Visus VR

Причастные компании: VISUS.

Характеристики: разрешение 1280x720, поле зрения 110 градусов.

Системные требования: PC.

Дата релиза: можно купить на официальном сайте.

Цена: 150 $ (от 9 940 рублей).

Список совместимых игр: то, что производитель уже конвертировал с помощью Tridef.

Visus VR позиционируется как первый беспроводной шлем для PC. Анонс состоялся ещё в 2014, с тех пор производитель продаёт устройство посредством официального сайта. Шлем работает только с PC, разработчик постепенно конвертирует все игры с помощью инструмента Tridef.

Почему вы хотите купить этот шлем: стильный дизайн, доступность только для PC.

Почему вы не хотите купить этот шлем: вас смущает тот факт, что в сети нельзя найти большой список поддерживаемых игр.

FOVE VR

Причастные компании: FOVE.

Характеристики: дисплей 5,8 дюймов, разрешение 1440p, поле зрения больше 90 градусов, 90 fps.

Системные требования: разработчики отмечают, что высокопроизводительный PC не понадобится.

Дата релиза: не объявлена, Kickstarter-пользователи начнут получат шлемы осенью 2016 года.

Цена: 350 $ (от 23 200 рублей).

Ещё один шлем, своим успехом обязанный Kickstarter. Японские разработчики попросили 250 000 $, а собрали 480 650 $. Причина в революционной идее, которую они предложили. В FOVE VR установлен инфракрасный датчик, позволяющий пользователю управлять ситуацией движением глаз. Шлем обещает не подкачать и в других областях, например, в отслеживании перемещений головы. Производители обещают использовать только лучшие датчики.

Почему вы хотите купить этот шлем: у вас парализована нижняя часть тела (Боже упаси), или вы просто хотите опробовать инновационный метод управления взглядом.

Почему вы не хотите купить этот шлем: ещё многие вопросы не решены. Производителям FOVE VR нужно о многом нам рассказать.

Archos VR Glasses

Причастные компании: Archos.

Характеристики: рекомендуется использовать смартфон с дисплеем 5 дюймов и разрешением 1920x1080, вес 272 г.

Системные требования: устройство на базе iOS или Android.

Дата релиза: ноябрь 2014 года.

Цена: 30 $ (от 1 970 рублей) .

Список совместимых приложений: доступен на официальном сайте.

Шлем Archos VR Glasses позиционируется как конкурент Samsung Gear VR и Zeiss VR One. Да только вот он стоит 30 $, тогда как конкурирующие решения в лучшем случае можно найти за 100 $.

Почему вы хотите купить этот шлем: очень низкая стоимость. Дешевле только Google Cardboard, и то не все модели.

Почему вы не хотите купить этот шлем: вы понимаете, что за качественную виртуальную реальность нужно платить.

Sulon Cortex

Причастные компании: Sulon.

Спецификация: характеристики держатся в секрете, но очень похоже, что всю обработку на себя берёт шарообразный датчик. Подключение к PC не требуется.

Дата релиза: не объявлена.

Цена: 500 $ (от 32 800 рублей до ∞) за прототип для разработчика.

Последний шлем в нашей рубрике, пожалуй, наиболее эффектно сочетает в себе в виртуальную и дополненную реальность. Весь 2015 год команда Sulon активно возила его по технологическим выставкам, о массовом производстве пока речи не идёт, но можно приобрести себе версию для разработчика, которая со временем будет доработана до пользовательской. Это крайне перспективная разработка, за которой мы бы советовали вам следить.

Разработчики ведут разговоры о будущем, наступление которого они собираются приблизить. Возможно, что Sulon Cortex и правда суждено стать главным шлемом в будущем. Вдумайтесь — ни одно устройство в нашей рубрике (за исключением GameFace VR, которое утилизирует систему Valve Lighthouse) не работает без связки с PC, PS4 или смартфоном. Шлем является лишь приложением к основному устройству, даже если и берёт на себя все вычисления. Только Sulon Cortex является по-настоящему самостоятельным шлемом. Но разговоры разговорами, а массовое производство устройства пока не налажено. Утверждать о перспективах Sulon Cortex ещё рано.

Почему вы хотите купить этот шлем: стильный дизайн, тот факт, что шлем олицетворяет виртуальную реальность без подключения к какому-либо ещё устройству.

Почему вы не хотите купить этот шлем: не хотите, чтобы у вас торчало яйцо из головы.

Nvidia VR

На недавней GDC 2016 компания внесла свою лепту в виртуальную реальность. Разработчики представили инновационный дисплей, который можно использовать для создания устройств виртуальной реальности. Суть в том, что экраны, использующиеся в нынешних шлемах, предлагают частоту 90 Гц, которая позволяет добиться задержки в 11 мс. Это хорошо, но дальнейшее снижение задержки до 10-1 мс способно подарить новые ощущения. Поэтому-то компания и создала дисплей с фантастической частотой в 1 700 Гц.

Чтобы там не готовила Nvidia, это крайне далеко от релиза и будет продолжительное время дорабатываться. Поэтому подробно останавливаться на этом не будем. На данный момент массовым продуктом Nvidia является GameWorks VR, предоставляющий разработчикам инструменты для эффективного создания приложений виртуальной реальности под видеокарты GeForce.

Apple VR

Тёмная лошадка в яблоках. Никто не знает, что это будет. Но имеются подтверждения, что в своих недрах Apple препарирует виртуальную реальность. Ждём, когда на нас снизойдёт благодать.

В своей нынешней форме компьютеры Apple не готовы к виртуальной реальности. Компания никогда не ставила на рынок видеоигр (Стив Джобс (Steve Jobs) хотел переманить студию Bungie после успешной Marathon и презентации Halo для Macintosh в 2000, но Microsoft оказалась расторопнее). С этим нужно что-то делать.

Я вижу сразу четыре возможных варианта событий. Первый: Apple значительно увеличивает мощность компьютеров в ближайшие несколько лет. Будет проблематично запихать крутую видеокарту и процессор в моноблок, в 2016 такое пока осуществить невозможно, придётся долго ждать. Второй: Apple представляет шлем собственной разработки для «Маков» с их нынешней начинкой, они оказываются способны потянуть только простенькие игры. Третий: Apple корпит над революционным комплектом, который объединяет Mac и iPhone/iPad в единую экосистему. Не удивлюсь, если VR-шлем сделают на базе iPhone 7, который представят в сентябре. Четвёртый: нельзя забывать про приставку AppleTV, опыта использования которой у меня, к сожалению, нет. Можно сделать шлем-приёмник, куда будет транслироваться картинка с консоли. И это, пожалуй, самый реалистичный вариант из всех.

В любом случае, это Apple. Что бы не сделала корпорация, это будет повсеместно распространённое устройство, свидетельствующее о престиже владельца. Если Apple выпустит VR-шлем, вы никуда от него не денетесь: он будет во всех рекламах по телевизору и новостях (в т.ч. на нашем сайте), ваши друзья будут откладывать на него деньги. Такова судьба каждого гаджета, который выпускает данная корпорация.

VR is coming

Вы только что ознакомились с подробным списком шлемов виртуальной реальности, которые вышли или вот-вот выйдут на рынок. Мы наблюдаем великое событие — пришествие устройств, которые призваны значительно украсить, вывести наше времяпровождение в играх на новый уровень, убрать заслонку в виде геймпада/клавиатуры и мыши, уничтожить понятие монитора как экрана, который транслирует виртуальную реальность.

Конечно, не всё получится с первого раза. Нынешние устройства неидеальны в глазах производителей, они будут их улучшать в следующих поколениях. Что-то прочно укоренится в нашей жизни (предложения Apple, Google, Oculus VR), что-то пройдёт незамеченным. И за всем этим будет очень интересно наблюдать...

+7
Комментарии 12