Впечатления от «Приключений капитана Блада». Прекрасная российская игра, которая неизбежно стала бы хитом, — но так и не вышла

4 мая 2021, в 13:00

Российская игровая индустрия подарила миру немало отличных игр: чего только стоят «Корсары», переосмысление King's Bounty или «Ил-2 Штурмовик». А ещё когорту не только российских, но и международных хитов почти наверняка пополнили бы «Приключения капитана Блада» — увы, проект сгинул в небытии, будучи практически полностью готовым… К счастью, спустя дюжину лет с предполагаемой даты релиза игру можно оценить. Я это уже сделал — и спешу поделиться впечатлениями.



Годы труда и горы денег, слитые в трубу

Сегодня российский геймдев возвращается в игру, а список ожидаемых отечественных проектов внушает оптимизм. Если сейчас подобное положение вещей приятно удивляет, то раньше оно было нормой — геймеров регулярно баловали «Аллодами», «Вангерами», «Корсарами» и прочими высокооценёнными творениями. А уж грядущие релизы тогда и вовсе заставляли расплыться в улыбке: ну а как иначе, если там были «Приключения капитана Блада».

Изначально разработку «нашего ответа God of War» в 2003 году начала «Акелла», вот только дела у студии в какой-то момент пошли неважно: так ожидаемые «Корсары 3» стали одной из самых забагованных игр в истории. В итоге «Приключения капитана Блада» перебрались под крыло 1С, где работа началась практически с нуля.

К счастью, трудилась команда усердно, а трейлеры восхищали аудиторию, уже настроившуюся на грядущий шедевр. Хотя гладким процесс разработки не назвать — переносилась игра регулярно, а релизная версия была готова лишь к 2010 году и, судя по всему, была хороша. Казалось бы, пускай проект в продажу и греби золотишко лопатой — однако реальность оказалась куда печальней: игра попросту… не вышла.

Почему «Приключения капитана Блада», на создание которых потратили бесчисленные миллионы и множество лет усердной работы, так и не запустили — до сих пор неразгаданная загадка. По самой достоверной версии ещё во времена, когда игрой занималась «Акелла», было заключено соглашение с компанией Playlogic, которая должна была издавать игру на международном рынке и вложила в проект деньги.

Именно Playlogic, которая в тот момент была на грани банкротства, неожиданно возникла на горизонте и выставила 1С просто невыполнимые финансовые требования, породив множество судебных разбирательств. В итоге воевать за права оказалось так дорого, что руководство решило просто… забыть об игре. Так «Приключения капитана Блада» стали очередной несбывшейся надеждой, которой было не суждено увидеть свет.

Дни сменяли ночи, Сакура цвела и облетала, снег выпадал и таял, а о российском God of War давно успели позабыть. Так было до апреля 2021-го, когда таинственный аноним выложил в открытый доступ рабочий билд проекта. Я, конечно же, не упустил возможность оценить «Приключения капитана Блада» и убедился, что в 2010-м геймеры лишились действительно потрясающей игры, проходить которую интересно даже сегодня.


Великий капитан

Начнём с того, что Питер Блад является персонажем популярного романа Рафаэля Сабатини (Rafael Sabatini) «Одиссея капитана Блада» (Captain Blood: His Odyssey) — впрочем, ничего общего кроме имени героя игра с первоисточником не имеет. Если в книге Блад был человеком умным, интеллигентным и благородным, то наш капитан — груда мышц, которая решает любые вопросы насилием и руководствуется по большей мере меркантильными интересами. К счастью, подобные изменения не делают игру хуже. Детище 1С не притворяется глубокомысленным произведением, а просто старается как следует развлечь геймера — и отлично с этим справляется.

Даже в 2021 игра выглядит весьма неплохо
Даже в 2021 игра выглядит весьма неплохоДаже в 2021 игра выглядит весьма неплохо

По сюжету Блад — прославленный пират, который мечтает оставить преступный промысел и поступить на службу к английской короне. Однажды фантазии героя прерывают напавшие на гавань испанцы — и вот уже герой с мечом наперевес несётся рубить врагов в капусту. На одном из захваченных кораблей капитан находит высокопоставленного англичанина, дочь которого была похищена, — отыщем её и не только сорвём солидный куш, но ещё и заветную законную должность получим. В итоге приключение отправит геймера во множество удивительных мест, столкнёт со множеством врагом и зальёт землю кровью.

Технически с игрой всё в полном порядке, и ни одного вылета за прохождение не случилось
Технически с игрой всё в полном порядке, и ни одного вылета за прохождение не случилосьТехнически с игрой всё в полном порядке, и ни одного вылета за прохождение не случилось

Конечно, сюжет не хватает звёзд с неба и скорее напоминает старые боевики категории B, но оправдывает кровавое безумие сполна. Особо стоит отметить по-настоящему крутые кат-сцены, над которыми, очевидно, постарались: герои в них то и дело творят эффектные трюки, ведут эпичные пафосные разговоры, а на фоне что-то постоянно взрывается — и всё это с харизматичными персонажами.

Да, сам капитан Блад карикатурен донельзя и представляет из себя неведающую ни страха, ни сомнений машину для убийств, а злодеи здесь нужны лишь для того, чтобы спустя пару десятков минут пасть смертью храбрых — но в данной истории всё это смотрится гармонично. Ощущение, будто смотришь «Кунг Фьюри» (Kung Fury) в пиратском сеттинге.

Поиграть (и даже сразить босса) можно даже за помощника Блада, мувсет которого заметно отличается
Поиграть (и даже сразить босса) можно даже за помощника Блада, мувсет которого заметно отличаетсяПоиграть (и даже сразить босса) можно даже за помощника Блада, мувсет которого заметно отличается

Впрочем, мало кто решит проходить «Приключения капитана Блада» ради сюжета: во главе угла здесь геймплей. Начнём с того, что эта игра — кровавый слэшер, в котором нужно без устали рубить на кусочки толпы врагов. По умолчанию Блад вооружён могучей саблей, дальнобойным пистолетом и мощной бомбой — с этим набором нам и предстоит влетать в толпу и творить эффектные комбо. Когда враг будет достаточно изранен, можно провернуть жестокое добивание, которое отправит оппонента на тот свет.

Добивания, как и многое другое, можно улучшать между миссиями: некоторые из них позволяют отобрать у врага оружие или выбить побольше золота, а другие — пополняют шкалу ярости, которая позволяет войти в режим берсерка и не обращать внимания на получаемый урон. В итоге добивания и выглядят отлично (пусть вскоре их однообразие и наскучивает), и добавляют в бои хотя бы крохи тактики, позволяя размышлять, какой эффект от фаталити сейчас нужнее.

Также в меню прокачки можно усилить пистолет, стрельба из которого станет куда полезнее, открыть новые комбинации, увеличить здоровье, напихать в карманы побольше бомб и много чего ещё — каждая вложенная монета действительно ощущается и имеет смысл. Чтобы сеять страх в сердца врагов одним своим появлением, следует получше обыскивать локации — порой в дальних уголках спрятаны сундуки, полные необходимых для улучшений богатств. Однако, если умело пользоваться парированием и перекатами, то прокачка может даже не понадобиться.

А ещё порой можно поднять с земли усиленное вражеское оружие и снести полдюжины голов с плеч, пока оно не развалится
А ещё порой можно поднять с земли усиленное вражеское оружие и снести полдюжины голов с плеч, пока оно не развалитсяА ещё порой можно поднять с земли усиленное вражеское оружие и снести полдюжины голов с плеч, пока оно не развалится

Типов врагов, кстати, много: бить придётся рядовых мечников, метких стрелков, бронированных здоровяков, надоедливых бомбометателей и много кого-ещё. По отдельности они мало что могут противопоставить герою, поэтому нападают исключительно толпами. В итоге каждое сражение оборачивается полным драйва побоищем, в котором вам придётся крутиться как белке в колесе, выбирать, какого злодея бить первым, чередовать комбинации и пользоваться всеми доступными перками.

Конечно же, каждая локация непременно завершается эпичным босс-файтом: уже первый могучий злодей заставляет попотеть — впрочем, стоит выучить его мувсет, как проблемы уйдут. Большинство боссов пусть и обладают разными фазами, но поведение меняют лишь незначительно.

В игре можно убивать мирных жителей и даже членов экипажа. Но вы таким заниматься не будете, правда?
В игре можно убивать мирных жителей и даже членов экипажа. Но вы таким заниматься не будете, правда?В игре можно убивать мирных жителей и даже членов экипажа. Но вы таким заниматься не будете, правда?

Ультражестокости «Приключения капитана Блада» совсем не стесняются: кровь обильно заливает землю, руки и головы разлетаются во все стороны, а добивания никого не щадят. После особо жаркой драки поле боя напоминает настоящее побоище — жаль, что испаряются следы заварушки быстро. В итоге пусть боевая система и простовата, но она работает и увлекает. Уничтожать врагов интересно до самого финала.

Разнообразить геймплей призваны стрельба из турелей, выбивание ворот тараном, морские перестрелки и, конечно же, кат-сцены. Поставлены внутриигровые ролики отлично, вот только расслабляться в них нельзя — в любой момент вас могут пригласить на обязательное участие в старомодной QTE-сессии.

Вообще-то я — бывалый геймер, который не сломал пальцы, проходя Fahrenheit, и пережил драку с Краузером на ножах в Resident Evil 4, но QTE в «Приключениях капитана Блада» меня изрядно потрепали. Так, вроде бы уже завершившийся босс-файт может неожиданно потребовать кликнуть на конкретную клавишу — если ошибёшься, то неизбежно погибнешь и отправишься на чекпойнт, который не только заставит ещё раз драться с боссом, но ещё и минут десять до него добираться. Так что кат-сцены пусть и радуют, но QTE-активности порой заставляют смотреть их раза по три.

К слову, локации в игре красивые и разнообразные. Героя то и дело забрасывают в дивные места, дизайн которых радует глаз: города, джунгли, острова, огромные корабли — чего только в «Приключениях капитана Блада» нет. А ведь в игре ещё и реализована приятная физика: если бой идёт в таверне, то не сомневайтесь, столы можно перевернуть, а кувшины разбить вдребезги.


С клавомышью вход запрещён

К сожалению, нельзя забывать, что речь идёт об игре, которая должна была выйти в 2010, и свойственных тем годам болячек ей избежать не удалось. Хотя некоторые из них недопустимы даже для прошлого десятилетия.

Начнём с того, что «Приключения капитана Блада» можно проходить либо на контроллере для Xbox 360, либо на традиционной клавомыши. Так как девайса Microsoft у меня не нашлось, я приступил к игре со стандартным набором PC-геймера — и это было больно. К сожалению, передвижения Блада зачем-то привязаны не только к WASD, но и к движению мыши — повёл курсором вперёд, и герой побежал в заданном направлении.

Вот только реализовано управление мышью катастрофически неудобно. Пират постоянно бежит не туда, куда нужно, удары летят в молоко, а драгоценные бомбы расходуются попусту. Я бы с удовольствием оставил управление исключительно на WASD, но в настройках подобная опция не предусмотрена. К слову, совсем без мыши не обойтись — удары завязаны на ней. В итоге я так до конца и не смог привыкнуть к местной системе и каждый случайный сдвиг мыши в сторону отправлял героя, как минимум, в сторону, а порой даже на чекпойнт. Критичной проблему, конечно, не назвать, но неудобства она доставляет.

Куда менее серьёзный, но всё же надоедливый недостаток — затянутость некоторых сцен. Так порой Блад встаёт за турель и открывает стрельбу по вражескому кораблю или волнам наступающих солдат — зачастую приходится по пять минут вести унылую пальбу, пока судно, наконец, не взорвётся, а толпа не перестанет бежать на верную смерть. В такие моменты начинаешь задумываться о том, всё ли ты делаешь правильно или всё же неверно трактовал замыслы игры. Как оказывается, творение 1С просто испытывает ваше терпение.

А ещё геймерам обещали морские сражения. Увы, на деле они мало чем отличаются от стандартного геймплея. Блад носится по своему кораблю, отбиваясь от карабкающихся на борт злодеев, а по возможности подбегает к пушке и делает залп по вражескому судну. Реализованы такие эпизоды довольно скучно и быстро утомляют.

Других минусов я не заметил. «Приключения капитана Блада» не лишены недостатков (которые вполне могли бы поправить патчами), но по сути своей являются отличной драйвовой игрой. В 2010 году проект скорее всего получил бы высокие оценки, как от российских геймеров и журналистов, так и от иностранных. У игры отличный визуал, увлекательный геймплей и неплохое повествование — как жаль, что до релиза она так и не добралась.

Детище 1С вполне могло бы принести разработчиком неплохой куш и даже перерасти в полноценную франшизу, которая жила бы по сей день. Увы, реальность полна разочарований, а история «Приключений капитана Блада» стала настоящей трагедией российского геймдева.


***

Если вы любите пиратский сеттинг и драйвовые слэшеры, то «Приключения капитана Блада» скорее всего порадуют вас даже сегодня. Игра определённо заслуживает внимания: как своим геймплеем, так и незавидной судьбой. Остаётся надеяться, что ничего подобного в истории нашей индустрии больше не произойдёт.

А что думаете о «Приключениях капитана Блада» вы? Пишите в комментариях!

«Приключения капитана Блада» стали бы хитом?

Результаты

Комментарии 16