Обзор Blacksad: Under the Skin — нуар и котики

В одном из романов классика американской криминальной прозы Реймонда Чандлера (Raymond Chandler) есть интересный эпизод. В нем частный сыщик по имени Филип Марлоу (Philip Marlowe), пережив накануне некоторые события, жалуется, что единственное богатство, которое может скопить парень вроде него — это долги. О том же самом говорит и главный герой Blacksad: Under the Skin. Его зовут Джон. И он готов вступить на тропу войны. Ведь, как известно, кошки охотятся по ночам.

Давайте сразу обозначим вот какую вещь. Новая работа Pendulo Studios, равно как и серия графических новелл за авторством тандема Хуана Диаса Каналеса (Juan Diaz Canales) и Хуанхо Гуарнидо (Juanjo Guarnido), — это не просто трибьют всему жанру нуара или, если угодно, крутого детектива, но и один большой портал в детство. Во времена, когда некоторые из нас зачитывались книжками про частных сыщиков и вылавливали в телепрограмме повторы классических криминальных лент. Вселенная Блэксэда в буквальном смысле соткана из знакомых образов.

Бутлегеры, гангстеры, нечистые на руку спортивные дельцы, договорные матчи, роковые женщины, дождь и пронзительный, цепляющий за живое джаз. Разница лишь в том, что в Under the Skin на месте людей оказались животные, а мафиозную семью, промышлявшую нелегальными ставками, возглавляет не Вито Корлеоне, а самый настоящий серый волк. В остальном сходство с реальностью практически портретное. Расовая нетерпимость, изломанные Второй мировой войной судьбы и ксенофобия на месте. И вся эта история завернута в оболочку детективно-приключенческой адвенчуры.

Мастер, это не те дроиды

И тут вот какое дело. Еще за пару месяцев до релиза скорые на расправу интернет-пользователи окрестили Under the Skin клоном игр от ныне почившей Telltale Games. Дескать, раз цветовая гамма схожа и вообще это квест, то и на выходе случится ленивый рескин. Разработчики, как это уже бывало прежде, комментировать подобные инсинуации не спешили, а журналисты — дружной гурьбой подхватили сказочку про «наследие», «попытку повторить чужие идеи» и прочую чушь.

В действительности у игровой адаптации Блэксэда не так много общего с творчеством Telltale. Сходства прослеживаются лишь в визуальной составляющей, киношной постановке да использовании QTE в экшен-сценах. Однако и QTE, и техника рисунка «под комикс» — это вовсе не изобретение авторов The Wolf Among Us. Не считать же в самом деле Дэвида Кейджа (David Cage) или Ю Судзуки (Yu Suzuki) плагиаторами, правда же?

История Under the Skin начинается, как и подобает крутым детективам, в офисе сыщика. Джон Блэксэд — черная пантера с белой отметиной на морде — только успел выпроводить нежеланного гостя, как в контору пожаловал его старый приятель, да не один, а в компании с очаровательной Соней Данн. Несколько дней назад отца девушки, владельца популярного спортивного клуба, нашли в петле, а тут еще пропал Бобби Йель — боксер и по совместительству любимый ученик погибшего. Совсем скоро Бобби должен выйти на ринг и сразиться с действующим чемпионом по боксу. Если этого не произойдет, то клуб, который после смерти отца перешел по наследству к дочери, ждет неминуемое разорение. Слишком много городских шишек вложились в этот поединок.

Соглашаясь на расследование, Джон и понятия не имел, в какие дебри преступного мира заведет его эта, в общем-то, довольно пустяковая просьба разыскать пропавшего. Нелегальный тотализатор? Мафия? Бежавший от войны ученый Третьего рейха? Существа, заживо сжигающие детей вместе с их родителям? Торговцы живым товаром? Under the Skin не чурается жестких, а порой откровенно жестоких тем. При этом у авторов хватает вкуса и чувства такта, чтобы не свернуть в сторону откровенной чернухи. Интерактивный Блэксэд самым удивительным образом умудряется сочетать в себе боевик, драму и местами даже комедию. И буквально каждая сцена — подмигивание из-за плечами тем, кто всей душой любит жанр. На этом моменте крайне сложно сохранить самообладание и не сорваться в буквальное цитирование некоторых эпизодов. Просто потому, что сюжетная часть Under the Skin — это едва ли не лучшее, что случалось с игровой индустрией за последние несколько лет. Кроме шуток.

Именно поэтому обидно, когда на столь скрупулезную работу навешивают ярлык «клона с фишечками». В действительности Under the Skin гораздо больше вобрала в себя из L.A. Noire и Sherlock Holmes: The Devil's Daughter. Ключевая задача Блэксэда — искать улики, допрашивать подозреваемых и совершать логические выводы относительно той или иной ситуации. При этом игрока никто не ведет за ручку. Зона для поиска зацепок не подсвечена «орлиным зрением», при приближении к улике не срабатывает звуковой сигнал, а дневник детектива не пестрит подсказками на тему «куда пойти — что сделать». Порой доходит до смешного. Неподготовленный геймер, наслушавшись басней о казуальном происхождении Under the Skin, может на добрые полчаса застрять на стартовой локации. Просто потому, что Блэксэд еще не отыскал все улики и не сделал нужных выводов.

Самое смешное, что игра чертовски логична. Необходимо понять, кто написал записку? Так добудьте образцы почерка подозреваемой. Не получается заинтересовать друга-полицейского? Ну, простите, значит плохо изучили место преступления. В отличие от классических адвенчур, работа Pendulo Studios не грешит пиксельхантингом и не напичкана дурными загадками. Главное — включать голову, а не пытаться идти напролом, ожидая, что Blacksad сама себя пройдет и покажет финальный ролик.

И в этом Under the Skin чертовски близка к L.A. Noire и играм о Шерлоке Холмсе. Из последних в Blacksad пожаловали «чертоги разума» — особый режим, в котором необходимо сопоставлять полученные в ходе расследования факты. А еще Джон умеет пользоваться своими врожденными кошачьими способностями. Порой игра переключается на вид от первого лица и предлагает изучить сцену глазами пантеры. Простой, но чертовски эффективный способ сбора доказательств.

Чертоги разума. В этом режиме Блэксэд должен собирать воедино разрозненные факты

В конечном счете проблема описания геймплея Blacksad сводится к тому, что некоторые его детали — это просто чистой воды спойлеры. Игра постоянно и крайне умело меняет тон. Даже откровенно разговорный эпизод в покерном притоне на деле оказывается не такой простой задачей. Ведь чтобы его пройти, необходимо на время собрать информацию о жизни техасского магната. Опять же, без каких бы то ни было подсказок со стороны разработчиков.

Смешно, но единственный момент, о котором можно рассказать, не боясь вляпаться в цитирование сюжета, касается сбора коллекционных карточек со звездами спорта. Тут все просто. Бродим по уровням, находим стикеры и вклеиваем их в альбом. Знаете, почему это не раздражает? Да просто у каждого ребенка 90-х дома найдется подобный журнальчик от компании «Наклей-ка» или Merlin. Чертовски приятная мелочь и лишнее напоминание о самой лучшей поре в жизни человека.

Право выбора, говорите?

Удивительно, но сотрудники Pendulo Studios сумели не угодить в самую коварную ловушку, которая подстерегает разработчиков, желающий перенести в виртуальный мир детективную историю. Дело в том, что формат полицейского романа не подразумевает особых художественных трактовок, двойного дна и прочих составляющих «большой» литературы. Детектив — сугубо прикладной и во многом одноразовый жанр, если, конечно, вас не зовут Умберто Эко (Umberto Eco) и вы не готовите к публикации «Имя розы».

С помощью кошачьих способностей Джон собирает недостающие улики — изучает обстановку, принюхивается и прислушивается

Именно потому, берясь за такой материал, разработчики постоянно рискуют быть непонятыми аудиторией, которая привыкла в адвенчурах самостоятельно принимать сюжетно важные решения. Шаг влево — и не получится хорошего сюжета. Шаг вправо — не поймут фанаты. В итоге каждый выкручивается как умеет. Авторы L.A. Noire, например, просто махнули на это рукой, и компенсировали недостаток свободы возможностью пострелять из пистолета и провести филигранный допрос подозреваемого. Разработчики The Devil's Daughter, напротив, разрешили Шерлоку прийти к ложным выводам и обвинить не того человека, но происходит это уже в финале эпизода и потому не сильно вредит общему сюжету.

Pendulo Studios поступила изящнее. В Under the Skin постоянно приходится выбирать ту или иную линию поведения. Игра в буквальном смысле создает иллюзию значимости ваших решений, но на деле все действительно важные сюжетные повороты строго фиксированы. Однако такая линейность вовсе не раздражает, поскольку игра дает повлиять на мелочи — детали в диалогах, судьбы второстепенных персонажей, порядок действий внутри эпизодов.

Персонажи в Under the Skin великолепно проработаны. Например, вот этот товарищ успел побывать на войне и теперь влачит жалкое существование в подворотне

В конечном счете на отсутствие сюжетной интерактивности просто перестаешь обращать внимание, поскольку Blacksad рассказывает по-настоящему увлекательную историю, которая держит у экрана до финальных титров. Безусловно, этот подход самым негативным образом влияет на реиграбельность, однако давайте смотреть правде в глаза: лучше хороший, но одноразовый детектив, чем невнятная жвачка с возможностью застрелить вон того парня.

Текстуры off

Единственная серьезная проблема интерактивного Блэксэда — это отсутствие оптимизации и баги. На момент написания этого текста в игре регулярно пропадают текстуры, она тормозит, грешит черными экранами и другими артефактами изображения. Причем касается это не только версии Under the Skin для PC — на консолях ситуация, мягко говоря, не сильно лучше. Мы тестировали PS4-версию и это — тихий ужас. Помните, насколько нестабильной была Syberia 3 в первые пару недель после релиза? Так вот, по сравнению с Blacksad, квест Бенуа Сокаля (Benoit Sokal) работал идеально.

На минувшей неделе Pendulo Studios выкатила официальный патч весом в 10 ГБ. Он исправил самые вопиющие проблемы, однако Under the Skin все еще отказывается нормально функционировать. Сколько времени потребуется авторам на исправление всех ошибок, не знает никто. Обидно, если учесть, что небольшой студии удалось создать одного из главных претендентов на звание «Адвенчура года».

На фоне отвратительной оптимизации даже как-то стыдно говорить, что дублированная версия Blacksad далеко не так хороша, как могла бы быть. Нет, режиссер подобрал приятные голоса, просто они значительно уступают оригиналу. Особенно это касается главного героя с его низким, прокуренным тембром. Честное слово, порой кажется, что ошибки прошлого людей ничему не учат. Ведь был же уже опыт с Deus Ex: Human Revolution, когда дубляж Дженсена чуть ли не характер персонажа изменил. Здесь то же самое. В особенности больно, когда российский актер пытается изображать техасский акцент.

***

И все же, несмотря на все проблемы, Blacksad: Under the Skin — великолепная игра с увлекательным сюжетом, интересным геймплеем и просто очаровательным джазовым саундтреком. Этот тот редкий случай, когда небольшой команде удалось создать не просто адвенчуру, но произведение искусства. Крайне самобытное и запоминающиеся. Искреннее надеемся, что продолжение не заставит себя долго ждать.

+1
Сюжет
9.0
Управление
7.0
Звук и музыка
9.0
Локализация
7.0
Геймплей
9.0
Графика
8.0
8.2 / 10
Blacksad: Under the Skin — отличная адвенчура для всех поклонников крутого детектива. Настоящий трибьют жанру и просто-напросто приятная неожиданность.
Плюсы
— Великолепный сюжет;
— Отлично проработанные персонажи;
— Увлекательный игровой процесс;
— Мощный саундтрек.
Минусы
— Отвратительная оптимизация.
Комментарии 1