Чудаки и спойлеры: почему геймеры не имеют права критиковать The Last of Us Part 2

Скандалы вокруг сиквела The Last of Us не утихают до сих пор. Но насколько оправдан хейт? Со всей ответственностью заявляем: паровозик хайпа гудок подал зря. Не верите? Тогда добро пожаловать.

Недавно в сети разразился, наверное, один из крупнейших игровых скандалов за всю историю игровой индустрии. В свободный доступ уплыли спойлеры к The Last of Us Part 2, причем не какие-то там малозначимые детали — неизвестные доброхоты выложили несколько часов геймплея. После этого началась буря. Западные и российские фанаты PlayStation буквально метали громы и молнии. Причины, конечно, разные. Зато результат один: выстраиваемая годами репутация Naughty Dog как одной из ведущих игровых студий мира грозится рухнуть под грузом собственного творческого видения.

В рамках этой колонки я не стану пересказывать всех деталей этой мерзкой истории — это прекрасно сделал один из наших авторов, материал которого можно прочесть вот здесь. Вкратце же претензии геймеров выглядят следующим образом. Западные фанаты электронных развлечений осерчали на «Псов» за сам факт слива — дескать, если вы работаете над проектом ТАКОГО уровня, то и безопасность должна быть соответствующая. Претензии российских игроков касаются содержания самих спойлеров.

В первую очередь, нашим геймерам не понравилось то, что гомосексуальная ориентация Элли напрямую влияет на события игры. Причина помельче — то, каким образом разработчики обошлись с важными героями первой части, в частности с Джоэлом, от лица которого велось повествование оригинальной The Last of Us. Мы видели как этот, в общем-то, среднестатистический мужчина оказался на перепутье собственной судьбы — разумеется, из-за личной трагедии, которая в буквальном смысле сломила любящего отца и примерного семьянина.

И что в сиквеле? Выдохните, конечно же, мы не будем пересказывать содержимое спойлеров — этим и так в последние пару недель занимаются все, кому не лень: от западных блогеров до отечественных мастеров пера и YouTube. Важным для наших геймеров оказался сам факт того, как авторы поступили с героем, что они вообще позволили себе так сместить акценты. И вот на этом месте к российским фанатам PlayStation возникает сразу два весьма щекотливых вопроса. Извольте их выслушать.

Давайте для начала пройдемся по оригиналу. Структурно сюжет The Last of Us строился на двух глобальных темах. Первая — это взаимоотношения между людьми в эпоху кризиса и перемен. Второй вопрос можно сформулировать следующим образом: может ли благо одного быть важнее будущего человечества. На первый взгляд, эти два пункта между собой связаны ну очень косвенно. Однако при более детальном анализе становится ясно, что эти две темы — части одного целого.

С чего начиналась игра? Мы от лица маленькой дочери Джоэла наблюдали начало эпидемии неизвестного вируса. Паника людей, неизвестность, фигура отца. Уже в первом эпизоде на первый план выходил не сам вирус, но социум — то, как на происходящее кругом реагируют жители города. Геймеры в буквальном смысле наблюдали за первым этапом упадка человечества. Еще цела инфраструктура, мир почти прежний, но курок уже нажат, пуля летит в сторону жертвы, она готова прошить плоть, раздробить кости и выйти наружу, оставив в теле зияющую рану.

Вступление The Last of Us — это концентрированное ощущение трагедии. Оно краткое, сжатое, эмоциональное и крайне важно для дальнейшего понимания того, о чем вообще хотят рассказать авторы. Уже в следующем эпизоде мы наблюдаем за совсем другим Джоэлом. Он постарел, стал циничным и готовым переступать через все нормы морали для достижения собственных целей. Человечество, живущее на осколках былой цивилизации, впрочем, не сильно лучше. Военные отряды, строгие порядки, сопротивление, монстры — опять же, через черту кратких зарисовок Naughty Dog показывает, что доведенный до крайности homo sapiens может быть гораздо страшнее зверя и уж точно опаснее бродящих где-то за периметром щелкунов.

А потом картинку переворачивают на 180 градусов. Джоэл оказывается вынужден довести девочку-подростка из пункта «А» в пункт «Б». Задача непростая, однако герой за нее берется, и это меняет его собственную судьбу самым кардинальным образом. По сути, на протяжении всей игры — а это 10-15 часов, в зависимости от уровня сложности — разработчики рисуют перед геймерами две картины. С одной стороны, показывают то, на что готовы пойти люди ради выживания. А с другой — акцентируют внимание на зарождении отношений между Элли и Джоэлом.

По сути, в лице главного героя Элли обретает фигуру отца, а Джоэл — видит в Элли живое напоминание пережитой когда-то давно личной трагедии. И вот где-то ближе к финалу, когда все ружья выстрелили, перед главным героем встает нелегкий выбор: поступиться личным ради общего блага или же послать все человечество к черту и сделать все по-своему. И выбор этот не так-то прост как может показаться на первый взгляд. Сотни комментариев на тематических форумах соврать не дадут — даже среди поклонников игры мнения о поступке Джоэла разделились.

По одну сторону баррикад оказались сторонники «героики» — дескать, личное личным, но глобальное важнее. Противоборствующая сторона напирала на то, что Джоэл все сделал правильно, поскольку показанное Naughty Dog человечество не стоит того, чтобы за него сражаться. Сама же игра осталась будто над схваткой, поскольку ее авторы и не стремились показать картину мира в исключительно черно-белых тонах. Да, во вселенной The Last of Us хватает грязи и безнадеги, но почти на каждую откровенную сволочь в этом мире нашелся свой — иногда, конечно, с очень большой натяжкой, — но положительный персонаж.

И в этом свете главный сюжетный конфликт не выглядит таким уж однозначным. Равно как не выглядит одномерной и сама Элли. Еще вчера эта девчонка поцеловалась со своей подружкой в закрытом торговом центре, а сегодня — наблюдает своими глазами как человек разделывает труп другого человека тесаком. Элли в буквальном смысле взрослела на глазах геймеров, при этом приобретая далеко не одни только положительные черты. Согласитесь, крайне сложно остаться человеком в мире, где все друг друга ненавидят и даже не пытаются скрыть клыки за дружелюбными улыбками.

И в этом свете все известные на данный момент решения Naughty Dog относительно сиквела выглядят максимально логично. Да, студию не обошла стороной модная нынче SJW-повестка, однако все слитые в сеть детали сценария говорят лишь о том, что разработчики продолжают гнуть свою линию — развивать намеченные еще в первой части темы. Какие именно? Ключевое, конечно, это противостояние частного и общего. Как поступок Джоэла повлиял на мир? Кем стали герои друг для друга? Кому предстоит расплачиваться за сделанный ранее выбор? Где находится та самая грань между человечностью и звериной природой двуногих? Все эти вопросы напрямую вытекают из финала оригинала и, судя по слитым в общий доступ спойлерам, стали если и не основой сценария сиквела, то значительной его частью. Именно потому, глядя на всю эту возню вокруг ориентации Элли, так и хочется спросить: а вам реально не все равно? Нет, ну серьезно. Быть может, для кого-то это и станет откровением, но оригинальная The Last of Us и дополнение к ней рассказывали про отношения между людьми, лишь попутно рисуя картину мира. Какая, к черту, разница, с кем именно спит главная героиня? Но нет, маховик хейта раскрутили донельзя, при этом даже не попробовав немного подумать.

Например, о том, что игра называется не Last of Us 2, а The Last of Us Part 2. То есть, это прямое продолжение оригинальной истории, а не классический вариант сиквела. Фактически авторы говорят следующее: у нас тут две части одного целого, а не эффектное продолжение в духе голливудских блокбастеров, в которых от оригинала остаются лишь имена да некоторые связующие сюжет нити. На этом фоне еще бредовей выглядит заявление некоторых доброхотов — дескать, в 2013 году разработчики заложили в первую часть уникальный для видеоигр контекст и проблематику, а сейчас — лепят откровенную ЛГБТ-агитку. Коммон, о том, что Эли предпочитает людей своего пола, было известно еще в дополнении к первой части. Вы чего от сиквела ожидали, в котором героиня стала старше? Может быть того, что его авторы обойдут стороной «острые углы»? Ну так у игры возрастной рейтинг 18+ и сама она рассказывает об отношениях между людьми.

Во всей этой истории есть еще один проблемный пласт, о котором просто нельзя не упомянуть. Последние годы сообщество геймеров все чаще заявляет о том, что видеоигры из уникальных авторских произведений стремительно превращаются в сервисы по выкачиванию бабла из населения Земного шара. Отчасти это действительно так, и мы об этом уже рассказывали минувшей осенью. Но история с The Last of Us Part 2 умудрилась совершенно внезапно высветить совсем другую проблему.

С одной стороны, фанаты вот уже который год ноют о «бездуховности», но при этом отказывают студии в праве на самовыражение — на то самое творчество, об отсутствии которого слагают мегабайты цифровых фолиантов. Ведь если подходить к разработке видеоигр с творческих позиций, то получится примерно следующее: авторы ничего вам не должны. Совершенно. От слова «совсем». Вы можете либо принять их видение истории, персонажей или геймплея, либо отвергнуть. Третьего не дано — тут как в логике: либо «А», либо «Б».

И это нормально, когда после выхода игры ее начинают критиковать. Естественный процесс. Ненормально то, что устроили бешеные фанаты после того, как в сети появилась пачка спойлеров. Люди, очнитесь: вторая часть еще не вышла — как можно судить о качестве конечного продукта, не видя общей картины? И ведь не о геймплее же речь идет, а о сюжете — вы книгу критикуете, прочтя лишь вступление? Да, так можно делать, но цена такой критики — грош в базарный день.

***

В этом смысле понять можно лишь тех, кто сетует на сам факт слива. Это действительно огромный репутационный удар по Naughty Dog. Но все остальное — это какие-то круги на воде, не имеющие к действительности почти никакого отношения. The Last of Us Part 2 — это одна из главных игр этого года и, возможно, десятилетия. И оценивать ее имеют право лишь те, кто лично поиграл в сиквел. А не чудаки, начитавшиеся спойлеров. Ждем выход полной версии, надеемся и верим в разработчиков. Рецензия воспоследует.

Евгений Васильев, специально для VGTimes.

0
Комментарии 42