Лицензия на убийство: история игр о Джеймсе Бонде

Продолжение: Премьеру «Не время умирать» про Джеймса Бонда перенесли из-за коронавируса

Уже этой осенью в кинотеатрах стартует показ нового фильма об агенте 007 «Не время умирать». По этому поводу редакция VGTimes решила вспомнить о непростой судьбе игр о приключениях Джеймса Бонда. Устраивайтесь поудобнее. Будет интересно.

В среде любителей видеоигр уже давно существует забавный стереотип о том, что хороших игр о Джеймсе Бонде не существует в природе. Дескать, вот тот и тот проект еще ничего, но и они уступают по качеству топовым боевикам своих лет. Навязано это мнение не без помощи тематической прессы и до сих пор гуляет по просторам Всемирной паутины. Стоит ли говорить, насколько это утверждение ошибочно? Ведь агент 007 — это один из немногих персонажей, которому крайне повезло с интерактивными воплощениями. Он примерно как Бэтмен, только на крыльях ночи не летает и преступников в подворотне не избивает.

В этом материале мы раскроем историю разведчика с двумя нулями в позывном, но сделаем это не совсем обычным образом. Во-первых, повествование не будет выстроено в формате ТОПа от лучшего к худшему. А во-вторых, мы не станем упоминать буквально каждую видеоигру, а пройдемся по эпохам, дабы сократить время, необходимое для прочтения текста. Поверьте, даже в таком варианте история Бонда займет немало места на сайте. Поэтому давайте не откладывать старт рассказа в долгий ящик. Устраивайтесь поудобнее — мы начинаем.

Ранняя эпоха — мрак и безнадега

Отправной точкой в истории интерактивной бондианы стала компьютерная игра с ничем не примечательным названием Shaken but Not Stirred для ZX Spectrum. Примечательна она как минимум тем, что не пытается показать какой бы то ни было экшен. Все с точностью до наоборот: в 1982 году библиотеку «Спекки» посетил очередной текстовый квест. История Shaken but Not Stirred вертится вокруг зловещего доктора по имени Смерть. Затеял безумный ученый ни много ни мало немало взорвать Лондон и всех его жителей при помощи ядерной боеголовки. Ну а предотвратить катастрофу поручено Джеймсу.

Стоит ли говорить, что по современным меркам Shaken but Not Stirred не представляет собой ничего интересного? В начале 80-х профильная пресса пела дифирамбы этой истории, однако сегодня эта игра всерьез может заинтересовать лишь видеоигровых историков. Собственно, наше повествование потому и началось, наверное, с самого необязательного проекта об агенте 007. Дело в том, что все ранние попытки перенести разведчика на экран сегодня не выдерживают ровно никакой критики. Даже хваленая James Bond 007: a View to a Kill для Commodore 64, Amstrad CPC, MSX и прочих компов тех славных лет и та выглядит и ощущается как замшелое дерьмо мамонта. Чего уж там говорить про более раннюю James Bond 007 для Atari? Та и вовсе недалеко от космических шутеров по геймплею ушла.

В действительности первой достойной видеоигрой о Бонде была насквозь консольная James Bond 007: The Duel для Mega Drive, Master System и Game Gear. Самое смешное, что, в отличие от своих предшественниц, этот экшен не был основан на каком-то конкретном фильме — «Дуэль» представляла собой компиляцию лучших элементов франшизы. На каждом уровне Джеймс должен был выполнить ряд условий: спасти такое-то количество красоток, установить бомбу, успеть унести ноги пока не закончится время, навялять противникам. В финале — победить злодея по имени Челюсти.

Ничего удивительного или тем более поразительного в The Duel не было, однако по меркам 1993 года эта игра могла похвастаться рабочей механикой и… ее просто было очень приятно проходить. Разумеется, без недостатков тоже не обошлось. Тут тебе и некоторое однообразие задач, и отсутствие уровня с транспортом, и смешная даже по меркам начала девяностых продолжительность — в общем, типичный такой тайтл из разряда «лучше взять в прокате на пару дней».

Отформатируй Бонда

Последнее десятилетие XX века стало переломными в киновселенной агента 007. На смену Тимоти Далтону (Timothy Dalton) пришел молодой и подающий надежды Пирс Броснан (Pierce Brosnan). Изменился и стиль франшизы — новые фильмы вроде «Золотого глаза» почти ничем не напоминали ламповые боевики из 70-х и 80-х годов. Однако главный прорыв случился даже не на съемочной площадке. Игровой бонд… После того как права на создание игр про приключения агента с лицензией на убийство отошла от Domark к Electronic Arts, произошел настоящий переворот — в продаже наконец-то появились действительно хорошие интерактивные воплощения Бонда. Без «но» и «если».

Во многом этому способствовало развитие технологий. В середине десятилетия на арену вышли по-настоящему мощные консоли, которые были способны тянуть полноценную трехмерную графику — PlayStation, Nintendo 64 и Sega Saturn. Ну и вторая причина крылась в смене издателя. Electronic Arts середины девяностых — начала нулевых подходила к своей интеллектуальной собственности очень бережно. И первой значимой игрой про Бонда стала GoldenEye для N64.

Современный геймер едва ли сможет оценить все прелести этого релиза, однако не потому, что Rare (разработчик) сделала плохую видеоигру. Причина кроется в том, что сегодня мы уже привыкли к тому, что на консолях появляются качественные шутеры от первого лица. Сюжетные, с хорошей графикой, собственным стилем. В девяностые же таких боевиков было раз-два и обчелся — большая часть юзеров довольствовалась кривыми портами с IBM совместимых машин. И тут вдруг появилась в продаже GoldenEye. Классный боевик, консольный дизайн, интересная механика, возможность прокатиться на танке по улочкам Санкт-Петербурга и… мультиплеер! Если вы посмотрите воспоминания западных геймеров, то будите изрядно удивлены: о сетевом режиме «Золотого глаза» вспоминает каждый второй!

И вот с тех самых пор «Электроники» с переменным успехом выпускали хорошие, средние и просто отличные игры о Джеймсе Бонде. Нашим читателям по понятным причинам больше известны ПКшные релизы, однако, поверьте, одними ими интерактивная бондиана не ограничивается. Так, в 1999 году на PlayStation появилась неплохая Tomorrow Never Dies, созданная по мотивам понятно какого фильма. Несколько напряженных эпизодов, гонки на лыжах, возможность взять под свое управление напичканную гаджетами машину, неплохая по меркам тех лет стрельба.

Прошел год — и снова удача. На Nintendo 64 и PlayStation появился боевик по мотивам ленты «И целого мира мало». И снова: гаджеты, неплохая графика, напряженный игровой процесс. Подкачало лишь управление — в версии для PS к нему приходилось привыкать. Ну да это скорее родовая черта эпохи: до выхода Halo: Combat Evolved большая часть приставочных боевиков управлялась, говоря откровенно, черти как. Про 007 Racing мы, пожалуй, скромно умолчим — эта игра была одним из немногих откровенно плохих воплощений агента 007 на консолях.

Ну а дальше началась «золотая эра» Бонда, вершиной которой стали три игры: James Bond 007: Everything or nothing, James Bond 007: From Russia with Love и James Bond 007: Nightfire. И вот уже про эти проекты однозначно нельзя сказать — дескать, плохие или средние. Everything or nothing и From Russia with Love были образцовыми шпионскими боевиками: с увлекательными перестрелками, крутыми автомобильными уровнями, отличной для своего времени постановкой эпизодов. Был, правда, и небольшой минус для жителей России: ни одна из этих видеоигр так и не добралась до PC.

С James Bond 007: Nightfire и вовсе случилось забавная, но привычная для середины нулевых трансформация. На PlayStation 2, Xbox Original и GameCube вышла совершенно ДРУГАЯ игра. С PC-товаркой совпадала лишь часть уровней, да и то лишь в общих чертах. И там, и там использовался вид от первого лица, присутствовали стелс-сегменты, а в качестве Бонда выступал Пирс Броснан. На этом, по сути, все. Компьютерный вариант отличался большей продуманностью локаций и довольно размеренным темпом — приставки же посетил заводной экшен в лучших традициях бондианы: с кучей перестрелок, погонями и прочими радостями жизни. К счастью для геймеров, ни один из этих вариантов нельзя назвать лучшим. Абсолютно все большие версии Nightfire играбельны и поныне. Всячески советуем попробовать обе. А заодно не забыть пройти Everything or nothing и From Russia with Love.

Увы, эра «Электроников» закончилась выходом довольно позорной GoldenEye: Rogue Agent для PlayStation 2, Xbox Original, GameCube и Nintendo DS. В отличие от именитой предшественницы, новая версия «Золотого глаза» звезд с неба не хватала. Перед геймерами предстал заунывный боевик от первого лица, паразитирующий на известной вселенной. Шутка ли, даже за Бонда поиграть не дали! Главным героем этой, с позволения сказать, истории стал экс-агент Mi6. Ну и геймплей даже чертям на закуску не годился. Печально, если учесть, насколько хороши были предыдущие игры от EA.

Адресованная другу ходит лицензия по кругу

Финальной точкой в скитаниях интерактивного Бонда по рукам стало издательство Activision. Именно этим товарищам досталась лицензия на… нет, не убийство — создание новых приключений 007. Это событие совпало с появлением во франшизе Дэниэла Крэйга (Daniel Craig) — одного из самых неоднозначных исполнителей роли разведчика на тайной службе ее величества. Кто-то считает британского актера одним из лучших Бондов вообще, а кто-то — ненавидит лютой ненавистью: дескать, верните наши 90-е, орбитальный спутник «Петю», гаджеты и сердцееда Броснана. Ну да пес с этими спорами. С играми-то что?

А вот здесь, друзья, все не так однозначно. Первой игрой, выпущенной под эгидой нового издателя, стала в целом сносная 007: Quantum of Solace. Разработала это чудо компания Treyarch и вышло оно в 2008 году для PlayStation 3, Xbox 360 и PC. Что по геймплею? Да самый банальный клон Call of Duty, только с в разы меньшим бюджетом. Ходим, стреляем, выносим толпы противников — на один-два раза сойдет, если не засиживаться в мультиплеере. Однако не это самое интересное!

Пытливый и хорошо знакомый с историей индустрии читатель наверняка заметил, что в рассказе о «Кванте милосердия» мы упустили одну важную деталь, а именно — количество версий. Дело все в том, что в числе прочих игра посетила технически устаревшую PlayStation 2 и Nintendo Wii. И… в общем, это были совершенно разные проекты! На PS2 силами студии Eurocom вышел традиционный экшен от третьего лица с элементами стелса. Wii же посетил третьесортный клон «старшей» версии с Xbox 360 и PS3. Про вариант для Nintendo DS скромно умолчим в силу его трешовости.

В итоге сложилась парадоксальная ситуация: лучший «Квант» оказался в библиотеке PS2. Да, работа Eurocom была насквозь бюджетная, но проходить ее было во сто крат интереснее. Примерно такая же беда в свое время произошла со Splinter Cell: Double Agent — наиболее правильного Фишера увидели владельцы PlayStation 2 и Xbox Original. Такой вот парадокс «переходного» периода.

А вот дальше… начался форменный дурдом. В 2010 году на прилавки попал ремейк той самой GoldenEye из 90-х. Вначале он вышел на Wii и спустя год был портирован на PlayStation 3 и Xbox 360. Где-то по пути от девяностых до наших дней игра растеряла немало былого шарму. Во-первых, в силу замены Крейга на Броснана, а во-вторых, из-за сильный экивоков в сторону Call of Duty. Второй попыткой порадовать любителей 007 стала Blood Stone. И… это была отличная попытка. Разработчикам из Bizzare Creations (да-да, это те самые авторы легендарной Project Gotham Racing) удалось собрать хороший боевик от третьего лица и напичкать его впечатляющими гоночным уровнями.

И вот вроде бы все было для успеха, но… игру встретили более чем холодно. В итоге, последним интерактивным Бондом стала просто отвратительная 007 Legends от Eurocom. Снова бюджетный шутер от первого лица, опять толпы врагов и геймплей в стиле «бедного родственника CoD». Как следствие, низкие оценки критиков и насмешки со стороны игроков. И вот с тех самых пор Activision не предприняла ни одной попытки вернуть культового героя в строй.

***

Кому-то может показаться, что пяток действительно хороших игр в промежутке от 80-х до наших дней — это очень слабый показатель. Дескать, можно было и больше. Но в действительности пять отличных релизов и еще немало просто «нормальных» игр — это не просто хороший, а очень хороший результат. Остается лишь надеяться, что к релизу нового фильма разработчики и издатели проснуться из спячки и подарят геймерам еще одного интерактивного Бонда — на этот раз с учетом всех ошибок прошлого. Ну а на этом все. Расскажите в комментариях, какие игры про агента 007 запомнились лично вам.

+2
Комментарии 2