«Паразиты» взяли четыре Оскара — что еще стоит посмотреть из творчества «корейского Тарантино»?

Предыстория: Объявлены все победители «Оскара 2020» — главную победу получил любимый фильм Хидео Кодзимы

Оскаровская гонка завершилась триумфальной победой Южной Кореи. Сразу четыре статуэтки одной из главных кинопремий планеты ушли азиатскому режиссеру Пон Джун-хо (Bong Joon-ho) за фильм «Паразиты» — номинации: «Лучший фильм», «Лучшая лента на иностранном языке», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучший режиссер». Однако насколько оправдано такое решение академиков и стоит ли знакомиться с творчеством Джун-хо именно с «Паразитов»? Давайте разбираться.

Строго говоря, в том, что именно «Паразиты» взяли сразу четыре статуэтки, нет ничего удивительного. Главная причина, конечно, в том, что это действительно хороший фильм. В нем хватает социалки, гротеска, странной, порой доходящей до безумия иронии, отличных режиссерских решений. Однако, несмотря на оскароносный статус ленты, знакомиться с творчеством режиссера наша редакция рекомендует все же с других его работ.

Дело, разумеется, в стиле. Зрителю, привыкшему к голливудским клише массового кино, будет довольно сложно перестроить свой угол зрения. «Паразиты» — это квинтэссенция творческого подхода корейца со всеми плюсами и минусами, проистекающими из этого факта. Чересчур чудные сцены? Актеры как-то «не так» играют? Ну, вы поняли.

Между тем творчество Пон Джун-хо достойно самого пристального внимания. Все дело в том, что в азиатском регионе, равно как в кинематографе любой другой страны, хватает хороших режиссеров. Они снимают для местного рынка, нередко выходят на фестивальный уровень, но вот с мировым прокатом им не то чтобы везет. Ценители знают — и ладно. Джун-хо же относится к тем режиссерам, которые, что называется, «сделали себе имя» за пределами артхаусных кулуаров и кинотеатров малой родины.

Вот только, как мы писали выше, подходить к его работам стоит с осторожностью. Именно для этого мы составили для вас список фильмов, которые смогут «подготовить» условного любителя американского «зрительского» кино. Причем смотреть их надо именно в том порядке, в котором ленты указаны в тексте. Тогда станет понятно, почему от «Паразитов» остались в восторге не только критики, но и подготовленные зрители. Готовы? Тогда давайте начинать.

«Сквозь снег»

Да-да, знаем-знаем, что задолбали уже с этой антиутопией. И рецензию написали, и в подборке комиксной упомянули. Но что же поделать, если это отличное кино для всех любителей жанра? Завязка проста: едет поезд, едет вокруг Земли, человечество погибло и лишь горстка избранных доживает свой век в мчащийся на всех порах машине. Что их ждет? Неизвестно. Ясно лишь, что обитатели «хвостовой» части состава не очень-то довольны своей судьбой и периодически устраивают революции. О том, чем завершится очередная из них, кино и рассказывает.

«Сквозь снег» — это идеальный трамплин для знакомства с работами Джун-хо. Во-первых, потому, что в основу положен, говоря языком киноакадемиков, «адаптированный сценарий». То есть, франко-бельгийский графический черно-белый роман. Во-вторых, потому, что значимые роли здесь исполняют сплошь голливудские звезды немалой величины. Например, Крис Эванс (Chris Evans) и Тильда Суинтон (Tilda Swinton). Вам этого мало? Ну хорошо-хорошо. Перейдем к главной причине.

В-третьих, «Сквозь снег» — это самый «американский фильм» за всю карьеру автора «Паразитов». В ленте, конечно, хватает чисто азиатских юморесок вроде использования сырой рыбины в постановке одной из самых зрелищных экшен-сцен, но все же эта больше американское, нежели корейское кино, пусть и с очевидным авторским почерком. Именно потому знакомиться с работами именитого мастера лучше всего с этой антиутопии.

imdb: 7

Кинопоиск: 6,8

«Окча»

Уж лет этак «цать» дети всего мира сходят с ума по сюжетам о том, как храбрый сердцем и душой герой спасает из беды своего четвероногого товарища. Причем героем может быть кто угодно — от, собственно, животного до человека. Так вот, «Окча» начинается уж очень похоже на старые, но добрые мультики и фильмы.

Жила-была девочка и… нет, ее не убили и даже не съели. Просто некая корпорация подарила фермерам по всему миру гибридных поросят. Один из них попал в семью девчонки по имени Ми-джа. Подружилась она с гигантской свиньей. А потом Окчу забрали злые дяди и захотели «совершить революцию в животноводстве». Но друг-то в беде. Его надо спасать! С этой целью Ми-джа и отправляется в «большой мир», в котором встречает соратников.

Несмотря на откровенно «сказочный» флер сюжетной завязки, «Окча» — это вовсе не то кино, которые вы захотите показать своим маленьким детям вместо «Спокойной ночи, малыши». В первую очередь, Пон Джун-хо снял злобную сатиру на современное общество потребления. Тут тебе и тема генномодифицированных продуктов, и защитники животных, и много чего еще. Впрочем, нельзя сказать, что «Окча» держит какой-то уж очень серьезный тон. Уморительные эпизоды? Их есть у нас. Но будьте готовы, что под видом «развлекательного» продукта вам подсунут довольно-таки горькую пилюлю авторского кино.

imdb: 7,3

Кинопоиск: 7

«Воспоминания об убийстве»

Вот мы и добрались до самых корейских работ во всей фильмографии автора «Паразитов». И тут вот какой забавный момент. Некоторые киноманы со стажем склонны полагать, что «Воспоминания об убийстве» — это такой южнокорейский аналог «Зодиака» Дэвида Финчера (David Fincher). Ирония же состоит в том, что лента Джун-хо вышла в прокат за несколько лет до финчеровского псевдодокументального триллера — в один год с мало кому известной версией «Зодиака» Александра Балкли (Alexander Bulkley).

Собственно — сюжет. Он здесь простой. В небольшой корейской деревушке убивают двух женщин. За расследование берутся местные копы-раздолбаи, которых хлебом не корми — дай только спихнуть вину на первого попавшегося, «удобного» подозреваемое. На помощь к провинциальным коллегам приезжает сыскарь из Сеула и…

Тут-то и выясняется, что «Воспоминания об убийстве» — это вовсе не триллер. Точнее, не так. С точки зрения происходящего на экране, безусловно, речь идет о полицейской истории о поиске маньяка. Просто под личиной откровенно жанрового кино режиссер немало говорит о психологии людей, которые должны защищать общество от убийц, грабителей и насильников. Плюс социальный фон. Плюс много чего еще — не будем раскрывать всех карт. С лентой Финчера «Воспоминания об убийстве» роднит еще тот факт, что сценарий фильма взят не с потолка, а основан на реальных событиях. К слову, маньяка удалось вычислить только в 2019 году.

imdb: 8

Кинопоиск: 7,8

«Мать»

Завершает нашу импровизированную подборку еще один триллер. И снова не совсем обычный. Да-да, гнилой социум, жизнь дна, сатирические элементы, человеческая боль и бесправие перед теми, кто людей должен защищать. Фильм «Мать» порой даже слишком повторяет формулу «Воспоминаний об убийстве», но при этом парадоксальным образом отличается от триллера 2003 года.

В центре сюжета оказывается женщина, которая с особой нежностью, заботой и любовью относится к своему сыну. Политкорректные товарищи называют таких детей «особенными», а большая часть общества клеит на них совсем иной ярлык — дебил, и все тут. И вот однажды такого паренька обвиняют в убийстве школьницы. Полицейские довольны — дело-то закрыто. Да вот только мать уверена в невиновности своего ребенка и начинает собственное расследование.

И снова Джун-хо выходит за рамки привычной детективной композиции. При этом, что самое смешное, «Мать» можно смотреть и как обычную жанровую ленту. Поверьте, она принесет немало удовольствия любителям такого рода кино. Но самый кайф в том, что любители авторских фильмов получат не меньше удовольствия. Правда, придется свыкнуться с особенностями азиатской подачи материала. Но оно того стоит, поверьте.

imdb: 7,8

Кинопоиск: 7,3

***

На этом месте любители корейского кино почти наверняка воскликнут: «Эй, а как же “Вторжение динозавра” и “Токио!”?». И действительно эти две ленты мы оставили за скобками. Просто потому, что фильмов из нашего списка вполне хватит для знакомства с творческим подходом Пон Джун-хо, а вариация на тему «Годзиллы» — это все же слишком нишевая история, даже с учетом нескольких попыток американцев нажиться на известном японском чудовище. А какие фильмы Джун-хо нравятся лично вам? Расскажите об этом в комментариях к материалу.

+2
Комментарии 3